Характеристика неурочных форм физического

 воспитания школьников

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися самостоятельно, с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.

К ним относятся:

· малые формы занятий – утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. В силу своей кратковременности эти формы не решают задач развивающего, тренирующего характера и используются для оперативного управления физическим состоянием.

· крупные формы занятий занятия относительно продолжительные, комплексные по содержанию (занятия аэробикой, шейпингом, колланетикой, атлетической гимнастикой). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера

· соревновательные формы – формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность (система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки …)

Во всех звеньях системы физического воспитания помимо урочных форм широко используются разнообразные неурочные формы занятий. Они имеют самостоятельное значение, но все подчинены единой цели – достижению всестороннего развития личности, укреплению здоровья, физическому совершенствованию.

Неурочные формы решают различные частные задачии имеют определенную направленность:

· решают задачи гигиенического характера, укрепления здоровья, закаливания, снятия накопившегося умственного или физического утомления, повышения работоспособности;

· направлены на активный отдых;

· способствуют более быстрому вхождению организма в режим работы;

· ориентированы на повышение уровня физической подготовленности и физического совершенства, на направленное воспитание физических качеств и рост спортивных достижений;

· имеют контрольно-проверочные цели и т.п.

Разновидности неурочных форм занятий

В зависимости от численности занимающихся различают индивидуальные игрупповые занятия, а от управления занимающимися – самостоятельные иорганизованные, но имеют место и такие формы, как самостоятельные индивидуальные и групповые, организованные индивидуальные и групповые. По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно (зарядка, купание) и эпизодические (туристические походы и соревнования).

Осуществление комплексного воспитания школьников  

В процессе физического воспитания

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным

С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: