воспитания школьников
Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися самостоятельно, с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.
К ним относятся:
· малые формы занятий – утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. В силу своей кратковременности эти формы не решают задач развивающего, тренирующего характера и используются для оперативного управления физическим состоянием.
· крупные формы занятий – занятия относительно продолжительные, комплексные по содержанию (занятия аэробикой, шейпингом, колланетикой, атлетической гимнастикой). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера
· соревновательные формы – формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность (система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки …)
|
|
Во всех звеньях системы физического воспитания помимо урочных форм широко используются разнообразные неурочные формы занятий. Они имеют самостоятельное значение, но все подчинены единой цели – достижению всестороннего развития личности, укреплению здоровья, физическому совершенствованию.
Неурочные формы решают различные частные задачии имеют определенную направленность:
· решают задачи гигиенического характера, укрепления здоровья, закаливания, снятия накопившегося умственного или физического утомления, повышения работоспособности;
· направлены на активный отдых;
· способствуют более быстрому вхождению организма в режим работы;
· ориентированы на повышение уровня физической подготовленности и физического совершенства, на направленное воспитание физических качеств и рост спортивных достижений;
· имеют контрольно-проверочные цели и т.п.
Разновидности неурочных форм занятий
В зависимости от численности занимающихся различают индивидуальные игрупповые занятия, а от управления занимающимися – самостоятельные иорганизованные, но имеют место и такие формы, как самостоятельные индивидуальные и групповые, организованные индивидуальные и групповые. По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно (зарядка, купание) и эпизодические (туристические походы и соревнования).
|
|
Осуществление комплексного воспитания школьников
В процессе физического воспитания
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным
С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.