Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой

Учебно-методическое пособие

По изучению творчества А.А. Ахматовой

Для преподавателей СПО

 

 

г. Бахчисарай

2019

 

Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета, протокол № ___ от «___» ______ 2019 г. Введено в действие приказом директора от «___» ________ 2019 г. № ____

 

Составитель:

Гребенникова Л.В., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, методист первой квалификационной категории. Учебно-методическое пособие по изучению творчества А.А. Ахматовой для преподавателей СПО. БКСАиД, 2019. – 112 стр.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии № 2 «Общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин»

«___» __________ 2019 г.

Протокол № ___

 

 

Председатель ЦМК _______________ Л.А. Сатарина

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВСТУПЛЕНИЕ                                                                                       4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой                           5

2.2. «Реквием» (текст художественного произведения)                        9

2.3. История создания поэмы «Реквием»                                       15

2.4. Анализ текста                                                                            16

2.5. Литературная критика о поэме «Реквием»                              18

III. ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1. Конспект урока «Я была тогда с моим народом»                  21

3.2. Конспект урока «Мне имя дали при крещенье – Анна»         25

3.3. Конспект урока «Анна Ахматова – «голос своего поколения»       32

3.4. Презентация к уроку «Анна Ахматова – «голос своего поколения» 38

3.5. Фотогалерея Ахматовой                                                           86

3.6. Стихотворения                                                                       104

3.7. Дидактический материал                                                       106

IV. ЛИТЕРАТУРА                                                                               112

 

 

І. ВСТУПЛЕНИЕ

 

В учебно-методическом пособии предложен своеобразный вариант системы занятий по изучению жизни и творчества А.А. Ахматовой.

Преподаватель может использовать не только конкретный предложенный материал, но и рекомендации автора по обогащению их содержания, выбору форм его воплощения, общую ориентацию на проблемность и дискуссионность занятий.

Пособие условно делится на три блока. В первый блок входят материалы, знакомящие с основными вехами жизни и творчества поэта.

Во втором блоке помещён текст художественного произведения, история его создания, анализ данного текста, отзывы критиков. Включённые в пособие высказывания критиков помогут обучающимся лучше разобраться в литературной ситуации той эпохи, аргументировать свою точку зрения во время литературных диспутов на уроках, при ответе преподавателю.

Третий блок включает в себя конспекты уроков по творчеству поэта, а также материалы практической направленности по контролю за изучением творчества Ахматовой. Конспекты являются примерными, они могут быть дополнены каким-либо материалом или изменёны преподавателем по собственному желанию.

Пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой

(1889–1966)

 

Поэзия Анны Ахматовой – яркое явление в литературном процессе России XX века. Уже первые книги Ахматовой («Вечер», 1912 г., «Четки», 1914 г.) принесли ей литературную славу общероссийского масштаба и видную роль в группе акмеистов. К этой группе причисляли себя Н.С. Гумилев (муж Ахматовой), М. Кузмин, С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Нарбут и др.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия – Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Она росла в мире поэзии и литературы. Поэтому уже с ранних лет Анна начала писать стихи. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. «Мои первые впечатления – царскосельские, – писала она в позднейшей автобиографической заметке, – зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в „Царскосельскую оду”». В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 – 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908–1910 гг. – на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н.С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал её стихотворение «На руке его много блестящих колец...» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус». На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В.Я. Брюсова и А.А. Блока.

Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н.П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вячеслава Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал». Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм...». В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в «Аполлоне».

С момента основания «Цеха поэтов» стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой «Вечер» с предисловием М.А. Кузмина. «Милый, радостный и горестный мир» открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. Во фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, «конкретные осколки нашей жизни», рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную «истонченность» психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь «милые мелочи», сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному – черта, которую С.М. Городецкий определил как «акмеистический пессимизм», тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе. Символ акмеизма – провозглашать мир таким, каков он есть: с его радостями, пороками злом и несправедливостью. Любовь в лирике А.А. Ахматовой небезмятежная, наоборот, она предельна в кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. «Мукой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: