Потребители и производители продукции культуры 5 страница

Экономические функции авторского и смежного прав связаны с особенностью его объектов. Она состоит в том, что произведения культуры и искусства – объекты авторских и смежных прав – обладают чертами общественного блага, в частности, неубываемостью в потреблении и ограниченной исключаемостью. Неубываемость означает, что потребление блага одним человеком не уменьшает, не сокращает потребление другого человека: удовольствие, получаемое при чтении книги одним человеком, не уменьшает удовольствия, доставляемого ей другому человеку (в отличие от частного блага, например, мороженого). Полезность блага получает множество людей и эта полезность имеет характер общественной выгоды.

Ограниченная исключаемость свидетельствует о сложности, а порой неэффективности исключения произведений культуры и искусства из потребления тех, кто не платил за это потребление. «В то время как стоимость создания работы, являющейся объектом авторского права, - например, книги, кинофильма, песни, балета, литографии, карты, базы данных или компьютерной программы, - часто высока, стоимость репродуцирования работы, произведенного самим создателем или теми, кому работа стала доступной, - часто низка. И как только копии становятся доступны другим, изготовление дополнительных копий совсем недорого для таких пользователей».2   

Таким образом, в ситуации производства благ, имеющих свойства общественных, возникает проблема неплательщиков – тех, кто может получить общественные выгоды бесплатно или платя неадекватно (случай с копиями). Получается, что производители берут на себя часть издержек по удовлетворению чужих потребностей. Это оборачивается для общества недопроизводством таких благ.

Если бы использование произведений искусства и культуры на рынке происходило без участия института интеллектуальной собственности, то авторы бы не смогли покрыть издержки производства культурных благ и не получили бы стимула к созданию новых произведений.

Авторское право, система копирайта[21] позволяет исключить неплательщиков, перераспределить бремя расходов на производство благ от их производителей к их потребителем: за доступ к объекту авторского права потребителем необходимо платить. Эта плата:

- должна покрывать издержки, связанные с производством объекта авторского права;

- должна стимулировать автора к занятию творческой деятельностью.

Экономические стимулы для творчества, которые дает авторское право, базируются на исключительном характере имущественных прав автора: использование его произведения не допустимо без его разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Это обеспечивает монополию автора на созданное им произведение и монопольную прибыль от его использования.

Вместе с тем авторское право (система копирайта) защищает и интересы распространителей произведений – издателей, продюсеров, импресарио, ведь в договорах о передаче прав фиксируются обязанности и права обеих сторон. Средства, вкладываемые в продвижение интеллектуальных продуктов значительны. Договоры страхуют материальные риски распространителей.

Таким образом, выступая на стороне предложения, авторское право выполняет следующие функции:

- компенсирует издержки производства объектов интеллектуальной собственности, их распространения;

- является механизмом исключения лиц из несанкционированного потребления этих объектов;

- стимулирует авторов к занятиям творческой деятельностью.

В соответствии с рыночной классификацией объектов интеллектуальной собственности на стороне спроса правам интеллектуальной собственности принадлежат средства индивидуализации, под которыми понимают обозначения, позволяющие отличить одних производителей (продавцов) от других и/или продукцию одних производителей (продавцов) от других.

Средства индивидуализации также обладают свойствами общественного блага и на рынке, воздействуя на спрос, выполняют следующие экономические функции:

- гарантируют определенный уровень качества товара (услуги). Однако получая качественный товар, покупатель несет издержки, связанные с покупкой «маркированного» товара, цена которого включает затраты на поддержание товарного знака. Эти издержки являются платой за предоставленное качество товара (услуги);

- экономят трансакционные издержки1, связанные с поиском и измерением, поскольку, гарантируя качество, помогают покупателю ориентироваться при выборе товаров и услуг;

- являются механизмом, обеспечивающим выполнение контрактов в экономике (правил обмена между покупателями и продавцами), позволяя точно описать требования и обязательства сторон контракта, а также осуществить контроль за их соблюдением;

- дают производителю рыночную власть, позволяя дифференцировать качество продукта в глазах покупателя. Охрана товарных марок и защита продуктов от имитации (нечестной торговли) является охраной этой монополии, позволяющей извлекать монопольную прибыль;

- являются одним из барьеров вступления в отрасль новых фирм: расходы на рекламу, правовую охрану значительно увеличивают общие расходы новой фирмы и уменьшают ее ожидаемую прибыль. Это ограничивает число участников рынка и конкурентную борьбу на нём.

 

§ 3. Направления экономического использования интеллектуальной собственности

Экономическая функция интеллектуальной собственности состоит в возможности ее использования в качестве актива, приносящего доход. Экономическое использование интеллектуальной собственности, позволяет покрыть издержки, связанные с интеллектуальным производством и стимулирует новое производство. Рассмотрим направления этого использования:

1. Экономическое использование интеллектуальной собственности связано с реализацией как личных, так и имущественных прав. Хотя личные права и называют неимущественными, они затрагивают финансовые интересы авторов и патентообладателей, во-первых потому, что требуют защиты и, в случае их нарушения, например, если имя автора не упоминается при использовании произведения или искажается, если произведение обнародовано (впервые исполнено) без разрешения автора, влекут за собой судебные санкции, компенсирующие моральный вред, причиненный автору нарушением его прав (размер материальной компенсации устанавливается судом). Во-вторых, репутация автора – один из важнейших факторов формирования цены произведения, оценки объекта ИС. Например, при оценке произведений живописи учитывается популярность имени художника, известность его широкому кругу потребителей и специалистов, количество публикаций об авторе и его выставках, факты его биографии и, наконец, жив художник или умер. В-третьих, имя автора или исполнителя может быть использовано в качестве товарного знака при условии согласия этого лица или его наследника на регистрацию такого знака (например, имя Аллы Пугачевой использовано при выпуске духов под товарным знаком «Алла Пугачева» и женской обуви и аксессуаров под торговой маркой Alla Pugachova) Все эти случаи связаны с финансовыми интересами создателей ОИС.

2. В отличие от неотчуждаемых личных неимущественных прав, имущественные права могут передаваться другим лицам. В этом состоит способ их экономического использования. Передача прав интеллектуальной собственности закрепляется в договоре, о видах которого сказано в §1.

Одним из пунктов договора являются условия, размер и порядок авторского вознаграждения (в перечне авторских прав не выделено право на вознаграждение (гонорар) в связи с тем, что оно является составной частью каждого из имущественных прав: права на воспроизведение, права на распространение и т.д.)

Размер и порядок исчисления вознаграждения устанавливаются в договоре и определяются сторонами свободно, без каких-либо внешних ограничений: основной принцип авторского права – свобода творчества – распространяется и на порядок вознаграждения автора. Исключением является лишь минимальные границы ставок вознаграждения, устанавливаемые государством и имеющими цель защитить материальные интересы автора.

На размер вознаграждения влияет ряд факторов, наиболее важные из которых: художественная ценность самого произведения, объем передаваемых на него прав и характер рынка, на котором продается объект интеллектуальной собственности. Покупка исключительных авторских прав создает их владельцу определенное монопольное положение, возможность установления на рынке цены и контроля над ней, а значит более эффективна как источник извлечения прибыли, чем приобретение неисключительных прав.   

Однако объем монопольной прибыли зависит, в свою очередь, от емкости рынка – возможного количества продаж, определяемого платежеспособностью покупателей и степенью их потребности в благе. Поэтому на емком рынке заключение нескольких договоров о продаже неисключительных прав дадут автору возможность более эффективно компенсировать творческие издержки за счет общей суммы гонораров, суммарной величины авторского вознаграждения, а покупателям неисключительных прав и в условиях свободы рынка и конкуренции (ведь на нем не будет монополиста – обладателя исключительных прав) удастся освоить весь совокупный спрос на культурный продукт. На узком рынке с небольшим возможным объемом продаж эффективнее продажа исключительных прав в связи с тем, что конкуренция обладателей неисключительных прав снизит цены, а следовательно, объем вознаграждения.

Между объемом и характером передаваемых прав, с одной стороны, и ценой договора, с другой стороны существует, как правило, прямая зависимость: плата за монопольное положение, которое дает покупка исключительных прав, или полная покупка прав выше, чем плата за вход на конкурентный рынок.

Величина вознаграждения зависит и от механизма взаимодействия авторов (обладателей авторских прав) и их пользователей. Баланс интересов авторов и пользователей может быть установлен с учетом посредников – организаций, коллективно управляющих правами авторов. Такие функции посредников на рынке авторских прав оказывают Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическая организация (РФО), Российская ассоциация музыкальных продюсеров (РАМП), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ). 

Взимая определенный процент за свои услуги, подобные организации контролируют процесс использования прав авторов многочисленными организациями – потребителями: издательствами, радио- и телекомпаниями, киностудиями, концертными организациями, театрами. Контроль за «собираемостью авторских вознаграждений», осуществляемый такими посредниками, обеспечивает экономические стимулы творческой деятельности авторов.

В договоре устанавливается форма размера вознаграждения. И закон и практика определяют следующие из них:

- паушальный1 платеж – общая сумма без дифференциации на составляющие ее части и слагаемые, твердо установленная цена договора. Может применяться при заключении договора (договора-заказа) на создание произведения. Например, когда киностудия, галерея, издательство заказывают будущее произведение киносценаристу, художнику, писателю. Или при продаже (полной передаче исключительных прав) созданного произведения художником – галерее, сценаристом – киностудии, писателем – издательству;

- роялти – авторский гонорар в форме фиксированного процента. В качестве базы определения роялти могут использоваться: объемы продаж (например, при продаже книжного тиража как процент с цены проданного экземпляра книги), валовые сборы (например, от продажи театральных билетов);

- сочетание обеих форм платежа (например, сценарист передает театру право на публичное исполнение (постановку и прокат) своей пьесы, за что театр выплачивает ему фиксированную сумму вознаграждения, а также обязуется выплачивать роялти от валового сбора от продажи билетов на спектакль).

3. К интеллектуальным правам помимо личных, неимущественных и исключительных (имущественных) относится право следования. Оно связано с часто встречающимися в практике ситуациями, когда авторы произведений изобразительного искусства продают оригиналы своих произведений за бесценок (ведь для продвижения искусства на рынок нужны иные, чем художественные, предпринимательские способности), а затем такие оригиналы перепродаются по цене многократно превышающей первоначальную. В связи с этим Кодекс предусматривает право автора требовать вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой публичной перепродажи (через аукцион, галерею, художественный салон, магазин и т.д.)

4. Развитие музыкальной индустрии основано на использовании ОИС (произведений кино, музыки) прежде всего в домашних условиях и связанно прежде всего с частным копированием ОИС, распространением их на носителях (аудио и видеокассетах, компакт-дисках и т.д.) и использованием аудио и видеотехники. Разрешение или запрещение копирования произведения в таких условиях крайне затруднено. В связи с этим во многих странах и в России введены особые сборы с изготовителей и импортеров такого оборудования и носителей. Вознаграждение для правообладателей (музыкантов, исполнителей и проч.) должно быть включено в цену продаваемой изготовителями и импортерами техники и оборудования, и в результате «переложено» на частных лиц, которые осуществляют воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в домашних условиях. Сборщиком вознаграждения является организация коллективного управления правами (например, РАО). Доли вознаграждения между каждой категорией правообладателей распределены следующим образом: 40% – авторам, 30%– исполнителям, 30% – изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

5. В процессе создания организаций первоначальным и самым главным этапом является формирование её имущества. От структуры, стоимости и размеров имущества зависит успешность, эффективность работы предприятия и поскольку полученная прибыль должна распределяться между участниками организации – их личная заинтересованность в предприятии. В качестве вклада в имущество организации при её создании можут быть использованы объекты интеллектуальной собственности.

Использование ОИС в качестве вклада в имущество предприятия с целью вовлечения этих объектов в процесс производства товаров и услуг и извлечение на этой основе прибыли означает, что объект ИС становится средством производства, активом предприятия. Специфический характер такого актива в отсутствии у него «материально-вещественной (физической) структуры» (Положение по бухгалтерскому учету №14/2007)

К нематериальным активам относятся права  на произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства, товарные знаки и знаки обслуживания, т.е. нематериальные активы – это стоимость прав на перечисленные ОИС, имеющиеся у предприятия. Нематериальные активы предприятия формируются в процессе 1) приобретения прав, возникающих из патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, лицензионного договора; 2) в процессе создания объекта интеллектуальной собственности самим предприятием.

Помимо ОИС к числу нематериальных активов относится деловая репутация предприятия. Нематериальные активы – один из важных факторов конкурентоспособности организации и её инвестиционной привлекательности. Однако в организациях культуры они недооценены (или оценены неправильно) или вообще не учитываются. Примером этого являются объекты культурного наследия, которые учитываются в балансе предприятий в большинстве случаев не в денежной, а в натуральной форме, в связи с отсутствием их экономической оценки. Это же касается средств индивидуализации  предприятий культуры (об этом – в следующем параграфе).

6. Объем и стоимость (ценность) нематериальных активов определяет возможность получения кредитов предприятием. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации могут быть предметом залога при получении кредита, равно как и объектом обращения взысканий. К примеру, если у киностудии недвижимость сдана в аренду, оборудование устарело, а денег на счете нет, теперь взыскание по уплате долгов киностудии может быть обращено на её авторские права. Эта новация четвертой части Гражданского кодекса способствует коммерциализации интеллектуальной собственности.

7. Экономическое использование средств индивидуализации. Этому направлению посвящен отдельный параграф §4.

8. Основные условия использования объектов интеллектуальной собственности третьими лицами заключается в том,что они должны получить на это согласие автора и выплатить ему вознаграждение. В случае нарушения исключительного права нарушители по решению суда обязаны:

- возместить убытки, включая упущенную выгоду; либо:

- выплатить компенсацию в любой из двух форм:

· в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб, определяемом по решению суда;

· в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемого исходя из цены, которая при сравниваемых обстоятельствах взимается за правомерное использование произведения.

В случае неоднократного и грубого нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности введена мера в виде ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Поскольку объекты интеллектуальной собственности обладают свойствами общественного блага, закон предусматривает возможность свободного, т.е. без соблюдения названных условий, использования ОИС в ряде определенных случаев, например, в целях цитирования, учебных, судебных и информационных целях, для публичного исполнения и др.

Однако практика свободного использования ОИС гораздо шире законом предусмотренных случаев. Она связанна с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности в виде плагиата и пиратства. Рынок нелегального использования интеллектуальной собственности, огромный по масштабам, – это сфера ущемления прав создателей интеллектуальной собственности, их экономических и моральных интересов.

§4. Экономическое использование средств индивидуализации в культуре

Отраслям услуг свойственна информационная асимметрия, выражающаяся в том, что наибольшей информацией об услуге владеет ее продавец, а покупатель может оценить качество и полезность услуги лишь в процессе потребления. Более того, в такой отрасли сферы услуг как культура рыночная неопределенность положения покупателя усугубляется самим характером творческого труда – непредсказуемого по результату, неповторимого. В силу этого покупатель культурных услуг особенно нуждается в индикаторах качества, на основании которых он мог бы принимать решение о покупке услуги. Функцию таких индикаторов, сигналов качества выполняют средства индивидуализации – товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и т.д. Особенно значительны в этом отношении преимущества брэнда как символа положительной репутации производителя. Поскольку брэнд – средство индивидуализации продукта с определенным высоким уровнем качества, с широкой известностью и узнаваемостью, он является неким механизмом, обеспечивающим при покупке услуги гарантию качества, а значит гарантию договора между продавцом и покупателем услуги.

Для владельца брэнд – механизм обеспечения монопольной власти при производстве продукта определенного качества, механизм формирования рынка этого продукта, круга покупателей, приверженных ему. Следовательно, брэнд для его владельца – фактор формирования стоимости товаров и услуг.

Использование средства индивидуализации предполагает его регистрацию в государственном органе. Она требуется и для обычных средств индивидуализации (товарных знаков и др.) и общеизвестных (брэндов).

Регистрация товарного знака или знака обслуживания позволяет прежде всего защитить их от несанкционированного использования и подделок. Пока средство индивидуализации не зарегистрировано, запретить его использование невозможно. Это значит, что собственник товарного знака не застрахован от подделок, наносящих урон его репутации. В случае, если под его знаком распространяется качественная продукция, соответствующая торговому знаку, собственник незарегистрированного торгового знака не сможет настаивать на вознаграждении за использование.

Культурный капитал, который накоплен в России в течение длительного исторического периода представлен в том числе торговыми марками, общенациональными и мировыми брэндами. Фаберже, Московский кремль, Эрмитаж, Большой театр, Баланчин, Андрей Рублев, Большой зал Московской консерватории – это обозначения культурных продуктов, их качества, традиций производства. Настоящее отрасли культуры также связано с производителями (организациями, гражданами), имеющими высокую репутацию на российском и мировом рынке: Ансамбль Игоря Моисеева, Дом моды Славы Зайцева, Юрий Григорович, Цирк на цветом бульваре, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Сергей Эйзенштейн. Их продукция, технология, стиль производства имеют широкую известность, а обозначения по-существу являются национальными и мировыми брэндами.

Однако процесс официального брэндирования продукции - присвоения ей и ее производителям зарегистрированных товарных знаков, фирменных наименований, а главное защиты торговых обозначений происходит активно лишь в последнее время. Производство культурной продукции в сфере общественного сектора, под контролем и от имени государства, предполагало прежде всего некоммерческое производство, а потому обозначения продуктов и производителей в период директивной экономики использовались не как капитальный актив, приносящий доход, а для целей статистики, политики (пропаганды), социальных целей. Неэффективно работала и различительная функция средств индивидуализации: в условиях товарного дефицита и государственного программирования культурных потребностей в ней не было необходимости. В результате культурные российские ценности в целом использовались как общественное благо без применения таких ограничителей доступа, как средства индивидуализации. Например, такой культурный продукт мирового уровня качества как хореография Мариуса Петипа, фактически имевший статус брэнда и использованный множеством балетных трупп мира предоставлялся им не на условиях концессии1, а как свободное, неэкономическое благо, в рамках политических обменов.

В современных условиях крепнущей хозяйственной и юридической самостоятельности организации культуры стремятся иметь свою торговую марку.

Наиболее часто в качестве средств индивидуализации в культуре регистрируется товарный знак2 как название организации. Под товарными знаками зарегистрированы Большой театр, Московский Художественный театр, Эрмитаж, Мариинский театр, Киноконцертный зал «Пушкинский», киноконцерн «Мосфильм» и т.д.

Под товарным знаком зарегистрированы телепередачи «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «КВН» и др.

Так как товарный знак создает образ производителя (организации, гражданина), и служит средством информации о качестве (свойствах) товаров или услуг, то у покупателей товарный знак и прочие средства индивидуализации прямо ассоциируется с определенными потребительскими характеристиками товаров и услуг. Товарный знак по мере признания покупателями маркированной им продукции постепенно становится средством рекламы. Имеющий уже высокую репутацию на рынке, товарный знак обеспечивает даже новым продуктам организации преимущество в конкурентной борьбе. В связи с этим появляются предприниматели, желающие производить продукцию под известной торговой маркой.

Передача прав на средство индивидуализации фиксируется в договоре коммерческой концессии и регулируется главой 54 Гражданского кодекса (Часть II).

Бизнес, основанный на договорах коммерческой концессии, получил название франчайзинга.

Суть его состоит в том, что компания – франчайзор передает другой компании – франчайзи право на продажу продукта и услуг этой компании по правилам, которые устанавливает франчайзор, под его товарным знаком, при использовании его (знака) репутации, маркетинговой технологии и поддержке. За получение прав франчайзи делает первоначальный, а за тем и ежемесячные взносы в форме роялти. Таким образом, франчайзинг – это бизнес, основанный на аренде товарного знака, под его именем и защитой. Для собственника товарного знака франчайзинг – это форма инвестирования, позволяющая расширять бизнес и укреплять положение на рынке. Для арендатора товарного знака – это возможность быстрого проникновения на неизвестный рынок под контролем и при поддержке фирмы, занимающей на нем устойчивые позиции.

Франчайзинг как форма бизнеса особенно развит в отраслях услуг – торговле, общественном питании, гостиничном бизнесе. Крупнейшие международные сети предприятий созданы на основе франчайзинга: Ramstore, Mc.Donald's, Hilton, Redisson, Basskin Robbins.

В России франчайзинг развивается пока медленно в связи с трудностями законодательного характера. Однако и в нашей стране у него большие возможности. В культуре, где созданы солидные брэнды, но все они территориально сосредоточены в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге, франчайзинг мог бы быть использован как средство продвижения качественной продукции на значительном по своей территории российском культурном рынке.

Так, единственное пока в России представительство Государственного Эрмитажа «Эрмитаж-Казань» открыто в 2005г. в Татарстане. Этот крупнейший российский музей имеет несколько своих представительств и за рубежом: «Эрмитаж-Италия» (2007г., г. Феррара, Италия), «Эрмитажные комнаты в Сомерсет-Хаусе» (2000г., г. Лондон, Великобритания) и «Эрмитаж на Амстеле» (2009г.,г. Амстердам, Нидерланды). Подобно Эрмитажу, крупнейший музей Гуггенхайма (Нью-Йорк) имеет свои отделения в Венеции, Берлине, Испании.

 

§ 5. Экономическая оценка интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность как объект экономического оборота характеризуется следующим:

- это вещественный продукт в объективной форме товара;

- как товар обладает свойствами общественного блага: неубываемостью в потреблении и ограниченной исключаемостью;

- может быть использована и как предмет потребления и как средство производства;

- находится как в частной, так и государственной собственности;

- обладает способностью приносить прибыль;

- как средство производства – актив длительного пользования.

Использование такого объекта в рыночных отношениях предполагает его оценку. При этом выбор способа оценки зависит от ее цели.

Можно выделить два принципиальных направления в отношении оценки объектов интеллектуальной собственности, различающихся по целям и методам оценки.

Первое направление связано с использованием объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности в качестве товаров: при купле-продаже объектов ИС и прав на них, использовании в инновационных проектах, внесении в качестве вклада в уставной капитал, использовании в собственном производстве, при приватизации и слиянии предприятий, владеющих интеллектуальной собственностью, дарении и наследовании прав на ОИС, определении ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием его ИС, страховании интеллектуальной собственности.

Второе направление оценочной деятельности заключается в расчете стоимости объектов ИС в качестве нематериальных активов с целью их инвентаризации, постановки на баланс предприятия, исчисления налогов, учета в себестоимости продукции, амортизации и т.д.

В соответствии с указанными направлениями и целями оценочной деятельности и в соответствии с международной практикой и ее стандартами при оценке объектов используются три основных подхода:

- затратный (затратные методы оценки);

- сравнительный (сравнительные методы оценки) рыночный;

- доходный (доходные методы оценки).

Содержание методов оценки раскрывают методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности (2002 г.), которые представляют собой характеристику методов и методику расчета, а также показатели, используемые при расчетах. Смысл каждого из методов может быть охарактеризован следующим образом.

1. Затратные методы.

Сущность их заключается в расчете фактических затрат на создание, приобретение и использование оцениваемых объектов интеллектуальной собственности.

В группу затратных методов входят:

- метод исходных затрат (выявляются все фактические исходные затраты, связанные с созданием, приобретением или введением в действие объектов ИС, а затем они корректируются на величину индекса цен на дату оценки и коэффициент морального старения ОИС);

- метод восстановительной стоимости (составляется новая смета возможных затрат на создание оцениваемого объекта ИС, в которой цены указываются на дату оценки);

- метод замещения (определяют минимальную цену приобретения объекта, полезность которого аналогична оцениваемому).

Затратный метод может быть использован для целей инвентаризации, балансового учета, исчисления амортизации по определенному виду нематериального актива; при определении нижнего уровня рыночной цены объекта ИС, а также при оценке недвижимых памятников.

2. Сравнительные, или рыночные методы.

Сущность их заключается в сопоставлении недавних продаж (рыночных цен) объектов, сравнимых с оцениваемым объектом после проведения корректировок, учитывающих различия между ними. Определить рыночную стоимость объекта ИС по данным об аналогах можно лишь при сопоставлении функционального назначения, объема предоставляемых прав, условий вознаграждения и др. параметрам. Для оценки товарных знаков с помощью этого метода принимают также во внимание срок действия лицензионного договора, объем продукции, цену единицы продукции, базу и ставку роялти. Для оценки объектов авторского права с использованием этого метода часто принимают во внимание уровень цен прошлых продаж: в соответствии с, так называемым, прецедентом продажи за произведение, например, живописи, литературы, того же времени, художественного уровня не может быть предложена сумма меньшая, чем ранее уплаченные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: