Особенности русской философской мысли

Тема «Философия в России»

 

Основные понятия и термины по теме: западники, славянофилы, почвенники, философия «всеединства», космизм.

 

План изучения темы:

1. Особенности, этапы развития русской философской мысли.

2. Западники и славянофилы.

3. Русская религиозная философия XIX в.

4. Русская философия XX века.

 

Краткое изложение теоретических вопросов

Особенности русской философской мысли.

Начало русской философии связывают с христианизацией Руси (988 г.).

По мнению Федотова Г. («Святые древней Руси»), Русь с жаром неофита (новообращенного) восприняла саму суть христианства – идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа, в отличие от византийского христианства, которое к этому времени «забыло о человеке» и стало утверждать рабскую философию.

 

 

 


1. Сильная подверженность религиозному влиянию (но проблемы доказательства бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку?»)

2. Поиск ответов на практические вопросы (Что делать? Кто виноват?), актуальность, конкретность.

3. Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство (что объясняется несвободой, жёсткой цензурой).

4. Большая роль проблем морали и нравственности.

5. Связь с отечественной культурой, борьба двух культур – дворян и помещиков.

6. Основная проблема: судьба России: спор западников и славянофилов.

7. Широкое распространение в массах.

 

Проблемы русской философской мысли:

- проблема человека, его жизни и смерти;

- выбор исторического пути развития России – между Востоком и Западом;

- социальная справедливость, идеальное государство;

- проблемы власти и государства, в том числе революции;

- проблемы гуманизма, добра и зла.

 

Этапы развития русской философии

Хронология

Период в истории Развитие философии
I IX-XIII вв. От возникновения древнерусского государства до феодальной раздробленности Философия развивалась в рамках религиозно-идеалистического мировоззрения
II XIII-XVII вв. Освобождение от татаро-монгольского ига, становление и развитие централизованного государства Сохранение русской духовности, устройство государства, вопросы познания
III XVIII в. Петровские реформы, разложение феодализма Влияние философии французского просвещения: интерес к научному знанию, освобождение от церковной идеологии
IV XIX в. Зарождение капитализма Философия декабристов, славянофилы и западники, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, революционно-демократическая философия
V XX-XXI вв. Эпоха империализма (до 1917 г.), советский период, современность Марксистско-ленинская философия, естественно-научная философия, философия русского зарубежья

 

Первым древнерусским философом можно считать киевского митрополита Илариона (XI в.). Основное произведение – «Слово о законе и благодати» – популяризирует христианство, его роль для Руси (обосновывает включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного «света» над «тьмой язычества»).

XII в. – князь Владимир Мономах, его «Поучение» – кодекс поведения мирян, практическая философия, анализ проблем добра и зла, мужества, честности.

Филипп Пустынник, «Плач»: взаимоотношение души и тела (духовного и плотского).

Таким образом, основные представления древнерусского периода:

- мир – творение бога;

- человеческая история – арена борьбы божественной благодати и дьявольских козней;

- человек – двойственное существо, состоящее из бренного тела и бессмертной души.

 

В период Московской Руси главными темами философии были: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение от татаро-монгольского ига. Видные философы:

Сергий Радонежский (XIV в.) – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, консолидация русского народа;

Филофей (XVI в.) – богослов, отстаивал идею преемственности христианства по линии Рим – Константинополь – Москва («Москва – Третий Рим»);

Максимилиана Грек (1475-1556) – идеолог монархии, но главной целью царской власти видел справедливость, отстаивал нравственные ценности;

Андрей Курбский (1528-1583) – идеолог оппозиции, выступал за ограничение царской власти, свободу, право (вёл заочную полемику с Иваном Грозным).

Реформаторы церкви:

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – идеологи движения «нестяжателей», за приближение церкви к народу;

Никон – выступал за реформу обрядов и возвышение церкви до уровня ещё одного вида власти;

Аввакум – боролся за сохранение старых обрядов.

Юрий Крижанич (XVII в.) – занимался вопросами познания (рациональное и опытное); Бог – первопричина; выступал против схоластики в русской теологии.

В XVII в. сложилась духовно-академическая традиция изучения философии.

1687 г. – в Москве создана Славяно-греко-латинская академия.

Постепенно просыпается интерес к научному знанию, культура становится светской, народ объявляется участником общественных явлений.

Почему деятельность Петра I была плодотворной?

- потому что были подготовлены условия.

«Учёная дружина Петра I» («птенцы гнезда Петрова»): Феофан Прокопович, В.Н. Татищев (автор «Истории государства Российского с самых древнейших времен»), Антиох Кантемир. Основная направленность их философии – социально-политическая: вопросы устройства монархии, императорская власть, её божественность и нерушимость, проблемы войны и мира и др.

В XVIII в. философия в России развивается в общеевропейском русле. Основные проблемы эпохи рассматривали в своих учениях:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – основоположник материалистической традиции в русской философии. Разделял позиции деизма, но отграничивал научное знание от богословия. Выдвинул атомно-молекулярную (корпускулярную) теорию строения материи. Утверждал, что природа и материя находятся в постоянном движении и развитии. Идея о взаимосвязи всех вещей подводит его к формулировке закона сохранения материи и движения: «Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого». В теории познания выступал за гармонию опыта и разума.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – писатель, философ, автор трактата «О человеке, его смертности и бессмертии». Эта работа, обобщая знания о человеке, закладывает основы русской философской антропологии. Радищев выступает сторонником теории «естественного права», протестует против угнетения «естества» (за правовую и духовную свободу).

 

В XIX в. философия декабристов была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, В. Кюхельбекера и др. Их социально-политические взгляды:

- приоритет естественного права;

- необходимость для России правового строя;

- отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

- личная свобода человека;

- ограничение самодержавия законом и представительными органами (либо замена его республикой).

 

      2. Западники и славянофилы.

 

Евразийское положение России приобрело символическое значение для национального самосознания. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители двух философских направлений: западники и славянофилы. У истоков западничества стоял П.Я. Чаадаев.

 

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – родился в дворянской семье, участвовал в Отечественной войне 1812 г., дружил с А.С. Пушкиным (стихотворение «К Чаадаеву»). В 1823-26 гг. находился за границей, поэтому участия в восстании декабристов (1825 г.) не принимал, но и после расправы над декабристами был верен их политическим идеалам.

Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в 1-й четверти XIX века решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в декабре 1825 г. на Сенатской площади. Мировоззрение Чаадаева сложилось в равной степени под влиянием обоих этих событий, чем и объясняется причудливое сочетание в нем элементов оптимизма и пессимизма.

В 1828-30 гг. Чаадаев пишет серию знаменитых «Философических писем» (было восемь писем). В 1836 г. первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» и, по словам А.И. Герцена, потрясло мыслящую Россию. Журнал закрыли, редактора выслали, а Чаадаева объявили сумасшедшим.

Причиной расправы было то, что Чаадаев выступил с критикой крепостного строя (позорного и гнусного явления); одновременно порицал православную церковь, противопоставлял ей католическую – поборницу просвещения и свободы на Западе. Писал, что Россия «выпала» из мирового исторического процесса (так как восприняла религию и культуру от Византии), следовательно, ей необходимо освоить ценности Запада. Причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, крепостное право, Чаадаев называл необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

Россия из-за принятия ею христианства от "презираемой всеми народами" Византии с самого начала своей истории оказалась как бы в промежуточном положении, не будучи цивилизацией ни европейской, ни азиатской, не будучи вообще "цивилизацией". Ее состояние можно сравнить с серединой магнита, которая не есть ни минус, ни плюс. Один из вариантов такой интерпретации предложил впоследствии и сам Чаадаев, отчасти ее реализовали славянофилы, для окончательного формирования идеологии которых первое "Философическое письмо" сыграло роль мощного катализатора. Своей первоначальной оценке современного состояния России Чаадаев оставался верен до конца жизни. В своей поздней статье он даже усугубил ее, считая, по-видимому, что Россия, не вмешиваясь в политические дела Западной Европы, еще раз упустила свой шанс стать составной частью мировой цивилизации. Для этого России нужно только в ускоренном темпе, но вполне сознательно повторить у себя дома все этапы, пройденные Западной Европой в ходе ее исторического развития. Только в этом случае Россия может занять достойное место в мире; более того, Россия призвана разрешить все проблемы западноевропейской цивилизации. Легкая, почти невидимая грань отделяет подобные воззрения позднего Чаадаева от взглядов славянофилов. И, тем не менее, Чаадаев и славянофилы в целом стояли на противоположных позициях, он уповал на развитие, звал вперед. Славянофилы мечтой жили в прошлом. Недаром Чаадаев окрестил их учения "ретроспективной утопией".

П.Я. Чаадаев разбудил духовную жизнь России.

   

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались внедрить их в русскую философию. Основные представители: А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский и др. Они считали, что всё «национальное своеобразие» России – результат отставания от мировой истории, никакого особого пути развития России нет. Целью западничества было принятие Россией европейских ценностей и её включение в цивилизованный мир. Западники полагали, что Россия должна учиться у Европы и пройти те же этапы развития, которые прошёл Запад, чтобы усвоить идеи просвещения и выйти на единственный путь прогресса – путь науки и разума.

Славянофилы – оппоненты западников, православно-русское направление в общественной мысли, опирались на «самобытность». Основные представители: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы и др.

Призывы западников приобщить Россию к плодам западной культуры и цивилизации, взять европейскую модель развития за образец для нашей страны принимали иногда крайние формы отрицания ценности всего русского, пренебрежения прошлым страны. Это порождало противоположность – славянофильские концепции самобытности России, её особого исторического пути и предназначения. Славянофилы видели в православии единственно истинное христианство, сформировавшее «русский дух», породившее специфическую социальную организацию – сельскую общину (идеальный нравственный мир). Считали монархию лучшей формой правления для России.

Это были два взаимно предполагавшие друг друга полюса русской культуры.

Спор между западниками и славянофилами ставил перед русской философией проблему взаимоотношения различных культурных традиций. Критика Запада славянофилами во многом явилась протестом против европоцентристской идеологии, ограничивавшей многообразие духовного опыта человечества. Именно из славянофильской «почвы» выросла так называемая «русская идея» - мысль об особой всемирной исторической миссии России. Логика рассуждения была приблизительно следующей: Россия - это и не Восток, и не Запад, она причудливо соединяет в себе и то, и другое. Значит, она сможет сыграть роль объединяющей человечество силы.

Идейное столкновение двух подходов к объяснению исторического процесса помогло выработке специфических тем русской философии: проблема «Восток – Запад», интерпретация смысла западноевропейской и русской истории, попытки решения «славянского вопроса», обоснование «русской идеи» и др.

Многие из названных тем волнуют российское общество и сегодня. Видимо, точка в споре между западниками и славянофилами ещё не поставлена, хотя он и принял сейчас форму обсуждения различных путей реформирования общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: