Физкультминутка и физкультпауза

Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2 - 3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминутки в I - IV классах проводятся 3 - 4 раза в течение дня, а в V - XI - 2 - 3 раза. Каждое упражнение повторяется 4 - 6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V - XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20 - 30 минут после его начала.

Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2 - 3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5 - 10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а также особенностями учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:

а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д) темп выполнения должен соответствовать привычному.

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед - назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Один из источников утомления школьников связан с серым книжным фоном. С целью профилактики данных истоков утомления разработана система школьных офтальмотренажеров (автоматизированная система с сигнальными лампами, упражнения с глазными сигнальными метками, а также зрительными траекториями). В автоматизированной системе офтальмотренажеров цветовой ритм сигнальных ламп, размещенных на потолке каждого класса, не только снимает зрительно-психогенное напряжение и утомление, но и навязывает глазам и голове специфический двигательный ритм, тренирующий вестибулярный и зрительный анализаторы.

Для профилактики близорукости могут также использоваться и специальные упражнения для глаз.

В середине каждого урока в течение 2 - 3 мин. предлагается следующая гимнастика для глаз в физкультминутках, разработанная МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца (6).

Упражнения для учащихся 1 - 3-х классов

1. Исходная позиция (и. п.) - сидя, откликнувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 - 6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 - 6 раз.

4. И. п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторить 5 - 6 раз.

5. И. п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 - 5 раз.

Упражнения для учащихся 4 - 10-х классов

1. И. п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 - 6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.

3. И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 - 6 раз.

4. И. п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 - 6 раз.

5. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.

6. И. п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., перевести взор на кончик носа на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.

7. И. п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.

Физкультпаузу проводят преподаватели или учащиеся - физорги класса. Она способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у школьников, улучшает кровообращение в глазах.

Разнообразить физкультпаузу можно путем использования следующего комплекса упражнений (5, 6):

Комплекс 1

1. И. п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1 - 2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3 - 4 - в и. п. - выдох. Повторите 4 - 6 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10 - 15 сек.

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6 - 8 раз в каждую сторону.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6 - 7 раз.

5. И. п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и. п. Повторить 10 - 12 раз.

6. И. п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30 - 40 сек. Выполнять немедленно.

Комплекс 2

1. И. п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8 - 10 раз.

2. И. п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1 - 2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8 - 10 раз.

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз каждой рукой.

4. И. п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10 - 15 раз в каждую сторону.

5. И. п. - стоя, ноги врозь. 1 - 3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4 - 6 раз в каждую сторону.

6. И. п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см. смотреть на палец в течение 4 - 6. сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4 - 6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 - 6 раз.

Комплекс 3

1. И. п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8 - 10 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10 - 15 сек.

3. И. п. - стоя. 1 - 2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3 - 4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6 - 8 раз.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6 - 7 раз.

5. И. п. - стоя. 1 - полуприсед; 2 - и.п. повторить 10 - 12 раз.

6. И. п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30 - 40 сек. Выполнять медленно.

Комплекс 4

1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8 - 10 раз.

2. И. п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1 - 2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8 - 10 раз.

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз каждой рукой.

4. И. п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10 - 15 раз в каждую сторону.

5. И. п. - стоя, ноги врозь. 1 - 3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4 - 6 раз в каждую сторону.

6. И. п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см. Смотреть на палец в течение 4 - 6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4 - 6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 - 6 раз.

Комплекс 5

1. И. п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8 - 10 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10 - 15 сек.

3. И. п. - стоя. 1 - 2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3 - 4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6 - 8 раз.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх - направо, после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6 - 8 раз в каждом направлении.

5. И. п. - кисти на затылок. 1 - 2 - 3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз.

6. И. п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10 - 15 секунд. То же правым глазом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: