А. П. Чехов читает труппе МХТ пьесу «Чайка». 1898 г. Фото

Первостепенное значение в «системе» Станиславского получил подтекст, «подводное течение» пьесы, которое, по мнению режиссёра, способно разрушить связи между людьми. Задача подтекста гораздо более важная — восстановить эти разрушенные связи. Из такого внутреннего подтекста возникали знаменитые паузы, шумы, звуки и голоса спектаклей МХТ. Ставя заведомо «несценичные» пьесы, в которых отсутствовали внешняя динамическая интрига, яркие и страстные поступки героев, Станиславский требовал передачи их напряжённой духовной жизни, невысказанных чувств и настроений.

«Система» Станиславского и Немировича-Данченко дала ключ к осознанному владению творческим процессом и предложила актёру такое сценическое поведение, которое приводит к его «перевоплощению» в сценический образ. Говоря об игре актёра, Станиславский ввёл важнейшее понятие «сверхзадача», под которой он понимал ту конечную цель, которая выражает идейную суть роли. Для решения «сверхзадачи» актёру необходимо понять суть («зерно») роли, образа. Интересный пример поиска «зерна» образа Репетилова из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» приводил Немирович-Данченко:

«Зерно Репетилова — болтун. Если актёр всё время будет “обмакивать” свою мысль в то, что он болтун, да ещё нагретый вином, да ещё светский человек, да ещё немного “барин”, и прибавит сюда ещё целый ряд чёрточек, то и выявится характер Репетилова».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: