Театральная система Брехта складывалась на протяжении тридцати лет, постоянно уточняясь и совершенствуясь. Основные её положения можно представить в такой схеме:
Драматический театр | «Эпический театр» |
1. На сцене представляется, вызывает у зрителя сопереживание | 1. На сцене рассказывают о событии |
2. Вовлекает зрителя в действие, минимизирует его активность | 2. Ставит зрителя в положение наблюдателя, стимулирует его активность |
3. Пробуждает эмоции у зрителя | 3. Заставляет зрителя принимать самостоятельные решения |
4. Ставит зрителя в центр событий и вызывает у него сопереживание | 4. Противопоставляет зрителя событиям и заставляет его изучать их |
5. Возбуждает у зрителя интерес к развязке спектакля | 5. Вызывает интерес к развитию действия, к самому ходу спектакля |
6. Обращается к чувству зрителя | 6. Обращается к разуму зрителя |
Сцена из спектакля Цж. Стрелера «Фауст». «Пикколо театр», Милан
Созданный в 1949 г. театр «Берлинер ансамбль» до сих пор остаётся одним из театров, которые влияют на развитие театральной культуры в мире. Так, художественные принципы «эпического театра» Брехта развивали многие режиссёры разных стран. В Италии они были положены в основу уникальной режиссуры Джорджа Стрелера (1921—1997) в миланском «Пикколо-театре» (1947). В России были поставлены спектакли по произведениям Брехта: «Добрый человек из Сезуана» (Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964), «Трёхгрошовая опера» (Валентин Плучек в Театре сатиры и Владимир Машков в «Сатириконе», 1996—1997). Несмотря на своеобразную и во многом полемическую трактовку пьес, в них всё же заметно влияние «эпического театра» Брехта.
|
|