Духовная культура и культура нравственная. Мораль

 

Мораль — это предмет науки этики и одновременно круг мнений о нравственности. Нравственная культура = НК.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно - историческому единству или человечеству в целом.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

· внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;

· продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

· Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

· Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко - философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта.

Духовность - высший уровень развития и само регуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Нравственная культура - это этичность, как способность на деле обеспечить в доступных пределах добротность и доброту.

Нравственная культура = НК.

Когда уровень НК низок, то в обществе распространяется недоброжелательность, унижения, отчуждения и невежество. Задача общественных наук создать такие общественные социальные проекты, чтобы общество стало просвещённым и доброжелательным.

Нравственность, нравственная культура современного общества основана на простых принципах:

· 1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

· 2) Права всех людей равны.

Нравственные ценности современности заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и "не прелюбодействуй" (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

В современной нравственной культуре есть свои важнейшие ценности, которые в прежние времена были далеко не на первом месте (и даже порой рассматривались как отрицательные):

· - "не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему";

· - "саморазвивайся, учись, становись умнее";

· - "стремись к развитию общества, содействуй прогрессу";

· - "не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого".

культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

 

1000 лет нравственная культура обязывала с уважением к родителям и предкам.

То есть, - признаки нравственного здоровья, это: любовь к своей семье, к своему роду и народу; любовь к малой и великой Родине своей; любовь к человечеству, к жизни в целом. Есть и самая общая любовь, - любовь к истине, и к Богу, при этом, конечно, к исканию истины;

Искание истины ведёт к мудрости. Поэтому основой любви к истине оказывается любовь к высокой мудрости. Но мудрость бывает и низкой, для неё в русской речи есть специальное слово – «мудрствование», «умничание».

Кроме высокого уровня (благородство) и низкого уровня НК (подлость) есть «0» - нулевой, средний - посредственный уровень НК. Его носители говорят, что у них нет ненависти, но часто получается, что они носят в душе лишь, скуку, хандру, пустоту.

Безразличие и бездушие могут быть более опасными и более зловещими, чем ненависть. (Умножение на 0 не случайно даёт ноль). Тот, кто связывает свою жизнь с пустыми людьми, тот в пустоту бросает драгоценное время и все свои святыни.

НК требует изобретать тысячи способов творить добро вопреки любым бедам и никогда не забывает своих предков, никогда не переставать заботиться о счастье детей и внуков, то есть дальних потомков.

Знатные фамилии отличали себя от родных тем, что все семьи имели памятную им родословную, хорошо знали своих предков и их заслуги, формировали историю державы. Им было небезразлично большое время и большое пространство – как далёкое так и близкое. Потому то элиту и называли «ЗНАТЬ», «знатные люди». Элита в общем смысле – это лучшие из лучших. Поэтому в годы кризиса элитой сами себя объявляют даже такие люди, которых народ никогда не признает «лучшими из лучших».

А тем, кому большие времена безразличны давно называли «невеждой» и говорили, что он «не видит дальше своего носа». Это «недалёкий человек». О таких говорили, что «после них – хоть трава не расти…». Недалёкие люди стремятся жить только ради своего хорошего самочувствия «здесь и теперь». Часто они оказываются ещё и самовлюблёнными. Чтобы всегда прекрасно себя чувствовать самовлюблённые люди часто рвутся к власти, они видят себя «превыше» всех, «лучше» всех. Если им удаётся дорваться до власти, то они могут распространять иллюзии о том, что облагодетельствовали миллионы. Образцом такой личности стал Наполеон Бонапарт. Объективно говоря, он погубил почти всех молодых мужчин Франции, залил кровью всю Европу и Россию в своих войнах, но всё это делал так, чтобы им восхищались. Будучи человеком подлого сословия и крайне низкой нравственной культуры Наполеон виртуозно соображал, - как побудить восхищение собой. Отсутствие брезгливости сочеталось в нём с беспредельной наглостью. В истории нравов и истории этики такие личности называются «гениями зла», а само явление «бонапартизм». Александр Пушкин беспощадно дал моральное определение соблазну бонапартизма:

 «Мы все глядим в наполеоны… двуногих тварей миллионы

для нас – явление одно… и нами всё предрешено…».


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: