Религия как форма общественного сознания. Понятия сакральных и высших ценностей. Понятие о системах ценностей и гармонии ценностных отношений

 

Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества.

Религия – образ мыслей, чувств и действий, обусловленный верой в сверхъестественное и допускающий возможность непосредственного общения с ним. Религия должна рассматриваться в разных аспектах: она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Структурно религия представляет собой сложный комплекс, важнейшими компонентами которого являются религиозные представления, чувства, действия (культ) и религиозные организации (церковь).

Религия воссоединяет жизнь двух миров – земного, природно-социального, и трансцендентного.(характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.)

Существенной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Важнее всего в религиозной вере – это поведение. Злонамеренность в душе человека и в его поступках находится в противоречии с принципами веры в Бога, с сокровенным смыслом религиозных убеждений. Религиозная вера обязывает к деятельному добру.

Существуют четыре традиционные ранние формы религии:

1) фетишизм: приписывание вещам несвойственных им качеств; фетиш - обожествляемая вещь – амулет, оберег. Современным фетишем можно считать деньги как символ власти и силы.

2) тотемизм: (“тотем” = “его род” – у индейцев Лат. Америки) вера в сверхъестественную связь между родом, к которому принадлежит человек, и животным или деревом. От этой веры пошли первые табу – запрет на убийство фантасмагорического «родителя». В христианстве сохранился элемент данной религии: «евхаристия», т.е. причастие – причащаетесь телом христовым и кровью христовой. Некоторые индейцы ели тело животного-прародителя, чтобы обрести с ним материальную связь. Люди, т.о., хотят сохранить генетическую связь, пусть и призрачную, со своим историческим прошлым.

3) магия: (греч. «магия»=колдовство) попытка с помощью определенных символических действий воздействовать на другие предметы сверхъестественным способом. «Производственная магия» - заклинание орудий труда, на погоду. «Черная магия» - для нанесения порчи или смерти. Любовная – приворот, отворот. Лечебная магия.

4) анимизм: («анима»=душа –лат.) предметы обладают душами, которые могут быть добрыми и злыми («ларва»). Отсюда – особое отношение к мертвым, т.к. ларва покойника может вернуться и забрать вас с собой.

 

Критерии религиозности - признание сверхъестественного (т.е. сверхприродного) начала. Так и древние языческие боги «имели власть над природой». И единый Бог монотеистических религий создал мир и создал природу – он – над ней.

Религия - это система представлений, основанных на вере в чудодейственные сверх- природные, сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения. 1000 лет она приводится к гармонии ценностных ориентаций.

Система ценностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

Идеальную цель и добро обычно обозначают понятием ценность и выражают таким образом известное совершенство, идеал, должное, а также то, к чему следует стремиться, чтобы поддержать развитие и способствовать совершенствованию жизни.

Ценность является тем, чего еще, возможно, и нет, но что должно быть и к чему стоит идти.

С понятием духовных ценностей тесно связано понятие сакральных ценностей.

Сакральный (от лат. — это священный, относящийся к религиозному ритуалу, обряду. Уже в мифах сакральное отделено от обыденного. Оно сохраняется и оберегается в обрядах, чтобы у человека было нечто более высокое, чем его неприхотливая повседневность.


— в религии: ненарушаемое, неприкосновенное, с благоговением почитаемое. Религию еще называют сакральной формой культуры

Интерес к феномену сакрального определен тем обстоятельством, что представления о сакральном остается нерешенной проблемой. Основные проблемы в понимании природы сакрального связаны с расхождением в трактовке онтологического статуса реальности, проявлением которой выступает данный социокультурный феномен.(Онтология — это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов)

 

В 20 веке был идеальный спор (вражда) между атеистической наукой и религией. Но идейной вражды не должно быть поскольку наука занимается предельным конечным, а предметом и религии бесконечное, вечное беспредельные (Бог вечен).

“Religare”- Связывание смертных- с вечно бессмертными богами в политеизме или с единым Богом в монотеизме.

Сакральные ценности - всё, имеющее отношение к Божественному, «потустороннему», мистическому. Наука познаёт ПРЕДЕЛЬНОЕ, религия связывает с БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ. Поэтому идейной вражды между ними нет. Хотя политики 3000 лет использовали религию и науку для уничтожения чужой религии или идеологии. Но сущность и смысл религии – в распространении доброты. Величие религий в том, что они учили освобождаться от греховного и низкого.

Величие религии в том, что они учили освобождаться от греховного и низменного.

Одной из древнейших религий мира является иудаизм, - религия иудеев = евреев. Часть этой религиозной системы полностью воспринялась Христианством, это – текст «Ветхого завета» - самый большой комплект текстов Библии. В этом массиве текстов отражено всё богатство настроений и мыслей древних людей, дан чёткий вектор поиска всего разумного, доброго и вечного. Современный иудаизм отшлифовал и заострил этот круг божественных требований к личности и настраивает человека быть выше и лучше, добрее и великодушнее.

Будда учил отделять желания от самосознания, тем самым, - освобождается от любого желания. Говоря современным языком, - он учил не привязываться к одной единственной желанности всей душой, всем существом. Это требовало от личности попрощаться со своей наивностью, ведь почти все люди с детства привязаны к желанным мечтам и образам желанных ценностей. Будда же учил, что «…тот, кто любит что-то в этой жизни больше ИСТИНЫ – у того всё в жизни будет не истинным». Истина в Буддизме – причина мира, основа и сущность всего ценного. То есть понятие истины по значению близко к понятию «Бог» в иных религиях.

Христианство учит что источник присутствие духа и истина это и есть сам Бог, он за все грехи расплатился с того мгновения как человек в это поверил - он освобождает от любых грешных наклонностей и не видит смысла ни в какой чужой или древней религии, ни в в каком малодушие, для него нет смысла во лжи или злобе.

Основатель Ислама Мухаммед – учил: «Все, чему учил Христос (Святой Исса в исламе), - «это всё правильно». Он рекомендовал мусульманам защищать христиан, а тот, кто способен читать большие книги – читать и Библию. Напомним, что в 650-е годы нашей эры высших учебных заведений на планете не существовало, прочитать сотню рукописей Библейского текста смог сам Мухаммед, но он изучил и священные книги иудаизма, равных ему по начитанности – не было. Евреям, исповедующим иудаизм он говорил: «Я учу Вас тому же, чему Вас учил Ваш Авраам, но я изъясняюсь понятнее». То есть Мухамед старался соединить все самые добрые и мудрые мысли всех великих монотеистических религий, которые были известны: и иудаизма евреев и христианства Византии. Византия была торговым партнёром арабов, они хорошо знали эту страну, как и Славяне, русичи. Когда ему задавали сложные вопросы, то он умел сосредоточиться, прислушиваясь к голосу свыше. Не случайно требуется верить, что он был пророком Бога (Бог = Аллах), ответ Мухаммеда всегда звучал как безупречно красивое стихотворение.

Наша забота – обеспечить уважение ко всем законно существующим религиям в нашей стране. Отсутствие ссор называется ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ.

При президенте РФ существует совет по делам религии. Он заботится об общественном согласии во всей стране. Также забота о согласии и миролюбие обязанность учителей, педагогов. Если религия вне закона религиозная организация не регистрируется государством, а если она террористическая, то она запрещается. Таким образом, религия всегда учит доброте, а террористы находятся совсем на другом конце общества. Это – антиобщественные группы настоящих злодеев и к религии они не имеют никакого отношения. Но называть себя красивыми названиями они умеют.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: