Требования к личности преподавателя вуза

 

Особенности педагогической деятельности в высшем учебном заведении предусматривают определенные требования к личности преподавателя.

1 Осознание своего гражданского долга – воспитание достойных граждан страны, высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства.

2 Совершенное владение своим предметом. Как показывает опыт, успешно обучает и воспитывает тот преподаватель, который знает свой предмет. Кроме того, преподаватель должен хорошо ориентироваться в смежных дисциплинах, что будет способствовать более глубокому раскрытию закономерных связей между предметами, явлениями и процессами реального мира, формированию всесторонне развитого специалиста.

3 Мастерское владение методикой преподавания, управления учебно-поз­навательной деятельностью студентов, помогает преподавателю представить сложную задачу доступно, учесть особенности личности студента, заинтересовать информацией, вызвать желание пополнять свои знания.

4 Педагогическая выраженность. Это своеобразная установка на педагогическую деятельность и психологическая готовность к ней. Она выражается в направленности мыслей и стремлений к обучению и воспитанию студентов, манере разговаривать, поведении и т.п. Благодаря этой черте преподаватель становится способным интуитивно выделять из окружающей среды начально-воспитательные факты и соответственно педагогически их интерпретировать.

5 Разумная любовь к студентам.

6 Эрудированность. Кроме глубоких знаний своего предмета, преподаватель должен обладать глубокими знаниями по вопросам философии, политики, искусства, современных достижений науки и техники. Это поможет ему общаться со студентами на разнообразные темы. Широта его интересов позволяет направить студентов на интересные дела, помогать им в организации содержательного досуга.

7 Творческий подход к делу. Преподаватель, который является творческой личностью, проверяет и анализирует собственный опыт, изучает и использует все лучшее из чужого, ищет и находит новые, более совершенные, рациональные педагогические технологии.

Психологическими предпосылками педагогического творчества является профессионально-специфические способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических качеств личности, которые способствуют успешной педагогической деятельности:

- организаторско-педагогические способности (организация учебно-познавательной деятельности студентов и собственной деятельности, общее и профессиональное самосовершенствование);

- дидактические способности (подготовка учебных материалов, доступность, выразительность, убедительность при объяснении учебного материала; осуществление мотивации деятельности);

- перцептивные (от лат. – восприятие) способности (объективная оценка эмоционального состояния студентов и его учета в учебной деятельности);

- коммуникативные способности (настройка педагогически целесообразных отношений со студентами и коллегами в учебно-воспитательной деятельности);

- суггестивные (от лат. – внушение) способности (способности эмоционально-волевого влияния на человека);

- гносеологически-исследовательские способности (проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические явления и процессы, их уровень зависит от уровня исследовательской культуры преподавателя, его методологических знаний и исследовательских умений);

- научно-познавательные способности (владение научными знаниями, понимание взаимосвязей между науками).

Творческий преподаватель выступает и как исследователь, который, опираясь на основные положения теории обучения и воспитания, исследует учебно-воспитательный процесс, делает выводы, экспериментирует. Осуществление педагогической деятельности на исследовательском уровне, творческий подход к ней требует от преподавателя постоянной работы над собой.

В современных условиях важным элементом творческой деятельности преподавателя высшего учебного заведения является использование современных информационных технологий, что требует от него должной информационной культуры – проникновения в суть процессов обработки информации, что способствует легкой и быстрой проработке различных задач на персональном компьютере. Педагог должен уметь правильно воспринимать информацию, выделять в ней основное, применять различные виды ее формализации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и обрабатывать их на компьютере, анализировать полученные результаты. Одним из важнейших компонентов информационной культуры является умение пользоваться автоматизированными информационными системами – сбор, сохранение, обработки и представления информации с помощью электронной техники и систем коммуникаций.

8 Высокие моральные качества. В моральном аспекте педагог должен быть живым образцом добродетелей.

9 Умение владеть собственной эмоционально-волевой сферой. Это проявляется, прежде всего, в продуманном поведении, соответствующих эмоциях «мажорного» или «минорного» характера. Кроме того, педагогу необходимо проявлять эмоции и волю в неожиданных ситуациях педагогического процесса, что требует развитого педагогического самообладания, выдержки, умения быстро выбирать пути адекватного реагирования на ситуацию, правильно ее решать.

10 Для успешной работы со студентами преподаватель должен быть целеустремленным, инициативным, дисциплинированным, требовательным к себе и другим. Особенно важны выдержка, способность к торможению в сочетании с быстрой реакцией и изобретательностью, эмоциональной равновесием, умением владеть своими чувствами.

11 Педагогическая наблюдательность и внимательность. Наблюдая за студентами, преподаватель получает информацию об их индивидуальных особенностях, понимание ими учебного материала, отношение к учебе и преподавателям, понимания между ними, настроения и психические состояния, их реагирования на замечания и оценку успехов в учебе и поведении.

12 Во время учебных занятий преподавателю необходимо иметь в поле зрения всех учащихся группы; концентрировать свое внимание на развертывании темы, изменении различных видов учебных задач и средств, концентрировать свое внимание на написанном, чтобы не допустить ошибок в словах, формулах, расчетах и т.д.

13 Вдохновение и интуиция. Вдохновение – это такое психическое состояние, когда одновременно задействованы все сферы психики – ум, чувства, восприятия, интуиция и т.п.

14 Совершенное владение языком и мышлением. Язык и мышление преподавателя должны быть педагогическими. Речь идет о конкретности, четкости мыслей, их логичности, доходчивости, убежденности, влиятельности, способности вызывать у студентов соответствующие чувства. Кроме того, речь педагога должна быть лишена ​​дефектов (шепелявость, картавость, гнусавость, заикания, невыговаривание отдельных звуков, чрезмерно быстрый или замедленный темп). Важным требованием к преподавателю вуза является владение им государственным украинским языком.

15 Оптимизм. Он должен быть неотъемлемой чертой современного преподавателя. Его наличие влияет на эффективность обучения и воспитания студентов, вызывает у них положительные эмоции, хорошее настроение и увлеченность делом, активность, решительность, уверенность в своих силах.

16 Педагогический такт. Это профессиональная психолого-педагогическая особенность поведения преподавателя в отношениях со студентами, которая отвечает целям и задачам воспитания и проявляется в творческой, педагогически оправданной его деятельности. Педагогический такт предполагает соответствующее отношение к студентам, умение в каждом конкретном случае находить правильную линию поведения.

17 Здоровье и внешний вид. Профессия преподавателя требует значительного нервного и физического напряжения, поэтому он должен заботиться о своем здоровье.

Совокупность личных качеств преподавателя формирует его авторитет, т.е. общепризнанную значимость его достоинств и основанную на этом силу его воспитательного воздействия. Авторитетным является тот преподаватель, который глубоко знает свой предмет, мастерски его преподает, любит молодежь, чувствует ее намерения, стремления, доброжелательно о ней отзывается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: