Цели и функции педагогического общения как формы педагогического взаимодействия

Педагогическое общение является средством реализации содержания, методов и приемов педагогических воздействий, направленных на формирование личности студента. Оно является одним из самых главных аспектов профессионализма и педагогического мастерства преподавателя.

Педагогическое общение преподавателя со студентами имеет следующие цели:

1) информационная – взаимообмен учебной и научной информацией;

2) ценностно-ориентационная – передача общественно-значимых и профессионально-важных норм и ценностей;

3) побудительная – поддержка студента, мотивация его деятельности;

4) социальная – согласование совместных действий, получения обратной связи о характере отношений между субъектами педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение, как особое социально-психологическое явление, характеризующееся такими функциями:

ñ социально-перцептивной (от лат. – 1) общество; 2) понимать) – восприятие и познание преподавателем и студентом друг друга;

ñ коммуникативно-поведенческой – передача информации и обмен социальными ролями, организация совместной деятельности;

ñ эмоциональной – проявление взаимных оценочных отношений, отношение преподавателя к студенту как личности; экспрессивные реакции каждой из сторон общения;

ñ социальной самопрезентации.

Значение педагогического общения

1. Благодаря общению преподаватель выступает персонифицированным посредником между драмой научных идей и студентом.

2. Через экспрессию преподаватель «заражает» студентов своим интересом к науке, вызывает у них живой интерес к ней. Знания становятся «живыми». В непосредственном общении имеют значение не только слова, но и невербальные средства, поэтому в педагогическом общении много экспрессии, педагогического артистизма, даже искусства.

3. Преподаватель своим примером общения предлагает культурную норму взаимоотношений и тем самым формирует у будущего специалиста коммуникативную компетентность.

4. Профессионально-педагогическое общение способствует передаче гражданских, национальных, профессиональных и моральных ценностей. Оно формирует духовный мир студента и представляет модель его будущего профессионального поведения, является сферой реализации преподавателем своих сущностных сил через процесс персонализации, «транслирования» своего «Я» на личность студента.

5. Общение с преподавателем помогает студенту самоутвердиться в новой социальной роли «студента» и «будущего специалиста». Оно способствует формированию социально-профессионального аспекта его «Я-концепции», корректирует самооценку и определяет перспективы личностного роста в учебно-профессиональной сфере. Именно через педагогическое общение у студентов возникает мотив самообразования и профессионального самовоспитания, желание участвовать в научно-исследовательской работе.

Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: