Педагогическое общение является средством реализации содержания, методов и приемов педагогических воздействий, направленных на формирование личности студента. Оно является одним из самых главных аспектов профессионализма и педагогического мастерства преподавателя.
Педагогическое общение преподавателя со студентами имеет следующие цели:
1) информационная – взаимообмен учебной и научной информацией;
2) ценностно-ориентационная – передача общественно-значимых и профессионально-важных норм и ценностей;
3) побудительная – поддержка студента, мотивация его деятельности;
4) социальная – согласование совместных действий, получения обратной связи о характере отношений между субъектами педагогического взаимодействия.
Педагогическое общение, как особое социально-психологическое явление, характеризующееся такими функциями:
ñ социально-перцептивной (от лат. – 1) общество; 2) понимать) – восприятие и познание преподавателем и студентом друг друга;
ñ коммуникативно-поведенческой – передача информации и обмен социальными ролями, организация совместной деятельности;
|
|
ñ эмоциональной – проявление взаимных оценочных отношений, отношение преподавателя к студенту как личности; экспрессивные реакции каждой из сторон общения;
ñ социальной самопрезентации.
Значение педагогического общения
1. Благодаря общению преподаватель выступает персонифицированным посредником между драмой научных идей и студентом.
2. Через экспрессию преподаватель «заражает» студентов своим интересом к науке, вызывает у них живой интерес к ней. Знания становятся «живыми». В непосредственном общении имеют значение не только слова, но и невербальные средства, поэтому в педагогическом общении много экспрессии, педагогического артистизма, даже искусства.
3. Преподаватель своим примером общения предлагает культурную норму взаимоотношений и тем самым формирует у будущего специалиста коммуникативную компетентность.
4. Профессионально-педагогическое общение способствует передаче гражданских, национальных, профессиональных и моральных ценностей. Оно формирует духовный мир студента и представляет модель его будущего профессионального поведения, является сферой реализации преподавателем своих сущностных сил через процесс персонализации, «транслирования» своего «Я» на личность студента.
5. Общение с преподавателем помогает студенту самоутвердиться в новой социальной роли «студента» и «будущего специалиста». Оно способствует формированию социально-профессионального аспекта его «Я-концепции», корректирует самооценку и определяет перспективы личностного роста в учебно-профессиональной сфере. Именно через педагогическое общение у студентов возникает мотив самообразования и профессионального самовоспитания, желание участвовать в научно-исследовательской работе.
Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении