Глава 9. Личность , группа, общность

Долгое время большинство социологических моделей личности рассматривают ее как совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает осколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д. Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Функции, роли личности, их реальное наполнение во многом предопределяют духовный мир личности. Общество фактически “продавливает” в духовных структурах человека определенное содержание.

Однако то, что поведение человека социально детерминировано и что сам он является объектом социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, только часть проблемы взаимодействия человека и общества. Другая часть касается воздействия человека на общество и предполагает рассмотрение человека как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активно действующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Ее можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых, как свойство личности, обусловленное прежде всего ее природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

В другом аспекте активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Исходя из этого может быть предложен матричный подход к активности, т.е. анализ ее в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, ее интенсивность, а при горизонтальном - ее различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой и др.

Что касается критериев социальной активности личности, то, если иметь в виду обусловленность активности социальной средой, то ответ будет утвердительный независимо от того, в какой форме проявляется эта активность - индивидуальной, групповой, организованной или стихийной.

Социально обусловленной, в этом смысле, можно считать даже преступную деятельность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, ее можно оценивать как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путем затраты энергии, соотнесенной с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Рассматривая содержательную сторону социальной активности, нельзя не учитывать отношение личности к объекту ее деятельности. Высшим проявлением социальной активности в таком смысле является творчество, всегда имеющее личностное измерение.

Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни, т.е. активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) социальной жизни. Это определение содержит целостную характеристику личности, включающую в том числе и темперамент и эмоции, присущие данному человеку. Вместе с тем в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид, соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

Таким образом, личностью может быть назван любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни, а индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Проблема “личность и общество” в социологии выступает в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

Первый нацелен на осмысление того, как устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития. Общество при этом понимается как особым образом взаимосвязанные и организованные люди.

Содержание второго ракурса проблемы “личность и общество” состоит из нескольких проблем: как личность взаимодействует в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Социология, на основе присущей ей ориентированности на анализ реальной жизни человека и тяготения к фактуальному исследованию явлений, занимается исследованием личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фокусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаимосвязей в обществе.

Таким образом, социология изучает взаимодействие личности и социальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность зависит от условий, обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из предложенного обществом).

Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Таким образом, основные проблемы отношений личности и общества можно свести к трем моментам:

n как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности;

n как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими;

n какова степень автономности, независимости личности от социальных институтов общества.

На основе влияния условий социализации на свойства личности устанавливается социальная типология личности - выявление ее сущностных черт, обусловленных ее образом жизни, жизнедеятельностью. Свойства социально-исторических типов личности соотносятся, например, с природой общественно-экономической формации (так, капиталистическому обществу соответствует отчужденная личность).

Черты личности, обусловленные классовой принадлежностью, образуют социально-классовую типологию, социально-типические особенности национального характера - продукт исторического развития данного народа, а специфика условий и содержания труда представителей различных профессий определяет особые личностные черты профессионального типа. Можно говорить также о групповой типологии личности, обусловленной ее принадлежностью к определенной социальной группе.

Кроме характерных типологических черт, в социальной типологии выделяются свойства идеального типа личности (в котором выражается требование социального идеала, фиксированного в социально-политических и нравственных концепциях, религиозных верованиях), нормативного типа личности (характеризующего свойства, формирование которых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно при данных условиях), реально распространенных типов личности, которые могут существенно отличаться от нормативного, а тем более идеального типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: