Теория политической системы Д.Истона и Г.Алмонда

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был Д.Истон. В работах “Политическая система” (1953), “Предел политического анализа” (1965), “Системный анализ политической жизни” (1965) он заложил основу теории политической системы. Созданный им образ уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы - политические решения, с помощью которых осуществляются действия по авторитарному распределению ценностей (материальных и духовных) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Сигналы, поступающие на вход системы, их характер и интенсивность зависят от способности системы к удовлетворению потребностей граждан и от реакции на жалобы и недовольство. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования людей. В противном случае поддержка системы ослабевает, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Требования и поддержка должны постоянно поступать в систему, иначе она (из-за недогрузки) перестанет функционировать. Однако, чрезмерные требования к системе могут приводить к ее перегрузке и стагнации (застою).

Требования занимают особое место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Они представляют собой мнение об обязывающем распределении ресурсов властью и могут быть широкими и узкими. Так, катастрофа на Чернобыльской АЭС стимулировала выдвижение как узких требований - полное закрытие данной станции, - так и широких - изменение всей энергетической политики государства, связанной с использованием атомной энергии.

Истон разделил требования на распределительные: требования о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услуг; регулировочные: требования об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т.д.; коммуникативные: о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.

Политическая система может по-разному относиться к требованиям населения. Например, тоталитарные системы подавляют их, создавая образ мощной и непогрешимой власти. Такая политика может быть и эффективной, если она сопровождается уравнительным распределением благ и услуг, формирующим хотя и невысокий, но стабильный уровень жизни. В демократической системе эти требования должны учитываться правящими партиями, несоблюдение этих требований может привести к смене правительства и приходу к власти оппозиционных партий.

На выходе системы - обязывающие решения, действия по их реализации и связанные с ними типы поведения. “Исходящие” факторы следует отличать от их следствий или результатов, на основе которых формируются новые требования или поддержка, вновь поступающие на вход системы. Выходные действия политической системы (по Истону) обусловлены ее главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении, авторитарном распределении ценностей и обеспечении принятия их населением. Формой авторитарного распределения ценностей является политическое решение, принимаемое одним из элементов политической системы.

Чтобы сохранить систему в рабочем состоянии, кроме требований необходима поддержка, которая, как и требования, поступает на вход политической системы. Она может выражаться в материальной форме (уплате налогов, труде на общественных работах, военной службе, соблюдении законов и других политических норм, участии в выборах и других формах политической активности, лояльном отношении к государственной власти и ее символам, внимании к политической информации).

Истон называет три объекта поддержки: политическое общество - группа людей, связанных друг с другом одной структурой, благодаря разделению деятельности в политике; режим, основными составляющими которого он считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; правление, к которому он относит людей, участвующих в делах политической системы и признанных большинством граждан ответственными за свою деятельность.

Модель политической системы Истона не свободна от недостатков. Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по пути их преодоления. Принципиальная особенность истоновской модели состоит в том, что она квалифицирует решения и действия политической системы как реакцию на поступающие запросы и требования. Это в значительной мере справедливо, т.к. многие политические решения принимаются в ответ на требования граждан по принципу обратной связи. Но при таком подходе преувеличивается реактивность политической системы, недооценивается ее самостоятельность. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющих мало общего с интересами и желаниями граждан (принимает решения о начале войн - вьетнамской, афганской, чеченской), проводит другие непопулярные политические акции. В теории Истона не учитываются внутренние входы, на которые подаются импульсы со стороны правящей элиты, принимающей решения. В адрес теории Истона высказывались упреки по поводу ее консерватизма, обусловленного излишней ориентацией системы на стабилизацию и консервацию. В системе Истона также недостаточно учитываются личностно-психологические аспекты политических взаимодействий, проблемы политического развития, модернизации системы, расширения числа функций и включения их в систему. Модель Истона послужила отправной точкой для дальнейшего развития теории политической системы, дополнения ее новыми факторами.

Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональный метод, который во многом дополнял системный анализ.

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии считается Г.Алмонд. Согласно Алмонду, политическая система - это различные формы политического поведения на институциональном (на уровне политических институтов) и ориентационном (ориентация на реальные структуры политической культуры) уровнях. Политическая система рассматривается им как существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин “структура”, наряду с термином “культура”, занимает главное место в анализе Алмонда. Под “структурой” он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим, одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья - это роль, суд - структура ролей.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы.

Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы. Научная значимость моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться для разработки эмпирических гипотез. Кроме того, стало возможным стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения некоторых важных проблем эмпирического анализа.

Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Но их (особенно модели Алмонда) максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Их концепция позволяет сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства - члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.

Политическая система существует как целостность, отделяемая определенными границами от окружающей ее среды. Эти границы устанавливаются на пересечениях политических и неполитических структур. Границы политических систем подвижны. Они раздвигаются в периоды войн, осуществления агрессивной политики, когда возрастает мощь соответствующего сектора. В современном мире они расширяются и за счет большего добровольного участия граждан в политике, появления новых форм политической самодеятельности. Субъектами политической жизни могут становиться и неполитические организации, для которых политическая роль является существенной (например, профсоюзы) или эпизодически выполняющие политические функции (те или иные добровольные организации).

Политическая система любой страны функционирует во внутренней и международной среде. Среда, как внутренняя, так и международная, чрезвычайно сложна по своему строению. В ней выделяются такие системы как экологическая, личностная и социальная. Последняя, в свою очередь, включает культурную, экономическую системы, а также различные социальные общности, группы и взаимодействия между ними. Среда, в которой развивается политическая система страны, охватывает также международные системы - культурную, экономическую, социальную и другие политические системы, например, НАТО, ООН, Европейское сообщество и др.

Структурирование политической системы зависит от теоретических представлений о ее сути. Ролевой анализ (Г.Алмонд) выделяет в ее структуре такие первичные элементы как: роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения. В образе политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов (Д.Истон) присутствуют такие элементарные единицы как индивиды, группы, организации - правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и движения и другие. Кибернетическая интерпретация политической системы выделяет в ее структуре входы и выходы, прямые и обратные связи, процессы принятия решений и т.д.

Но как зарубежные, так и российские ученые довольно единодушно выделяют в структуре политической системы такие ее подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.

Институциональная подсистема состоит из государственных, партийных, общественно-политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающем в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе, профсоюзам, организациям предпринимателей, различным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием “политическая инфраструктура”. Под их влиянием происходит формирование государственных структур, осуществляется корректировка политического курса, направляется политическое развитие.

С другой стороны, эти политические институты не имеют сугубо политического характера. В их функционировании переплетаются политические и неполитические задачи, идет процесс социального творчества. Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь.

Средства массовой информации иногда называют “четвертой властью”, подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ обусловлена тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по “производству” политической информации. Поскольку в демократических политических системах они действуют достаточно автономно, то создаваемая ими информация может иметь далеко не нейтральный характер, в частности, резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам. Политические возможности СМИ умножаются и благодаря тому, что они имеют доступ к населению, формируют его отношение к политической системе. Известны факты, когда статьи в газетах или трансляция по телевидению определенных материалов приводили к политическим скандалам, отставкам политических лидеров (например, уотергейтское дело Президента США Р.Никсона).

Колоссальное влияние СМИ, особенно электронных, на сознание и даже на подсознание многих людей вызывают в последнее время серьезные опасения. В Европе они настолько сильны, что в последнее десятилетие там появилась новая социальная дисциплина “Медиалогия” - наука о средствах массовой информации.

Философы, психологи, социологи, лингвисты стремятся предупредить своих граждан об опасности некритического восприятия рекламы (скрытой и явной), как политической, так и коммерческой, и тем самым уберечь их от того, что получило название “промывание мозгов”. Европейские интеллектуалы настаивали на создании различного рода общественных советов, дабы избежать неограниченного влияния крупного капитала (финансирующего СМИ, и, стало быть, определяющего их политику). С другой стороны, они пытаются ограничить поток “низкосортных поделок” массовой культуры. Например, во Франции был запрещен показ по государственному телевидению сериала “Богатые тоже плачут”, хотя размещение рекламы сулило прокатчикам немалые деньги.

Политическая роль церкви обусловлена прежде всего массовым характером ее воздействия. На протяжении многих веков шла борьба за власть между церковью и государством, которая завершилась разделением светской и духовной властей. В демократических государствах этот принцип проведен наиболее четко и последовательно. В авторитарных политических системах латиноамериканских стран церковь является серьезной политической силой, действующей в оппозиции к диктатуре.

Нормативную подсистему образуют различные нормы - правовые, моральные, политические традиции и т.д., регулирующие политическую жизнь. Нормы определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Нормы подразделяются на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политической жизни, выражающееся в деятельности партий и групп интересов.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают, в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии “ политического режима ” (демократического, тоталитарного, авторитарного).

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и с другими политическими и неполитическими системами, например, между политической и экономической системами, между политической системой одной страны и между странами.

В социальную структуру политической системы входят: политические элиты (правящие и неправящие), остальное политическое сообщество (массы граждан, исполняющих различные политические роли - постоянные и непостоянные). В социальном плане каждый гражданин в соответствии с принципом политического разделения труда выступает в различных ролях. Эти роли могут быть как постоянными (налогоплательщик), так и непостоянными - избиратель, активист политической партии и т.д. Но при этом массы граждан (политическое сообщество) непосредственно не участвуют в отправлении власти. Политические элиты, напротив, являются участниками процесса осуществления власти. Они, как правило, иерархизированы, охватывают как относительно постоянные структуры (бюрократия), так и переменные по составу структуры, формирующиеся на основе представительства (депутаты парламента).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: