Основные понятия стилистики

Стилистикой называется раздел языкознания, посвященный стилям языка. Литературный язык представляет собой единую систему средств формирования и выражения мысли. Но не все из этих средств могут употребляться в одном и том же тексте. Выбор средств в большой мере зависит от стиля речи. Существование развитой системы речевых стилей является одним из характерных признаков литературного языка. Русский язык обладает богатейшим разнообразием стилистически определенных средств.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос, что такое стиль речи. Выдающийся филолог академик В. В. Виноградов писал: «Стиль — это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» [1].

Итак, стиль речи — это совокупность средств выражения мысли. Рассмотрим подробнее, что означают характеристики этой совокупности.

Ø «Внутренне объединенная» предполагает такое единство средств стиля, при котором появление в речи одного из них требует продолжения использования средств того же стиля, а не средств иных стилей. Например, если при обращении к кому-либо было использовано слово Господин, то по отношению к тому же лицу следует применять местоимение ВЫ, тыканье оказывается неприемлемым. И наоборот, если кто-то позвал кого-то Эй, приятель!, то употреблять Вы  в такой ситуации уже вряд ли уместно.

Ø «Функционально обусловленная» означает, что выбор того или иного стиля зависит прежде всего от особенностей сферы деятельности и ситуации, в которых происходит общение, от формы речи (устная или письменная) и от тех целей речевой деятельности. В зависимости от различия сфер деятельности, в которых может потребоваться выражение мысли, наиболее общим образом можно выделить четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, научный, официальный.

Ø «Соотносительная с другими такими же способами выражения» указывает, что при правильном употреблении стилей в речи они не конфликтуют между собой. Каждый стиль, имея свою зону употребления, располагает необходимыми средствами для выражения любого содержания, хотя для того или другого стиля наиболее характерно определенное содержание, для выражения которого именно данный стиль вырабатывает самые разнообразные средства. При необходимости один стиль может заимствовать слова, характерные для другого стиля. Так, в разговорном стиле в зависимости от ситуации могут использоваться прилагательные: глупый, неумный, дурной, несерьезный, тупой, идиотский; в научном стиле применяются другие прилагательные: нецелесообразный, ошибочный, ненаучный, нерациональный, неудачный, неэффективный;  в официальном стиле употребляются слова: непродуманный, непредсказуемый, неразумный, безумный. В публицистическом стиле могут использоваться все эти средства в зависимости от того, о чем идет речь, от собственного имиджа, который стремится создать автор, от его отношения к тому, о чем он пишет, и к читателю, а также от других факторов.

Ø «Общественно осознанная» подразумевает, что носители языка отдают себе отчет в существовании разных стилей речи, понимают, в каких случаях их можно и нужно использовать и не смешивают стили в своей речи.

Кроме стилистически определенных языковых средств в языке существует большое количество стилистически нейтральных (неопределенных) средств, которые могут использоваться в речи любого стиля. Но, включаясь в речь того или иного стиля они подчиняются тем же требованиям, которые предъявляются к стилистически определенным средствам. Например, слово день в разговорной речи используется в разных значениях: 1) то же, что сутки, 2) часть суток между утром и вечером. Второе значение этого слова определяет границы дня весьма приблизительно. В научной и официальной речи в первом из этих значений обычно используется существительное сутки, а второе значение обычно уточняется: световой день (от восхода до заката), день как время дневного тарифа, действующего в определенные часы и т. п.

Функциональные стили делятся на подстили, которые используются в различных подсферах более широких сфер деятельности. В рамках одного и того же подстиля выделяются различные жанры текстов, то есть разновидности речевых произведений, сходных между собой по своему социальному назначению, а поэтому обладающих общими композиционными чертами (т. е. признаками структуры, последовательности сообщения) и общими стилистическими признаками используемых в них языковых средств.

Речевые стили различаются по тем общественным функциям языка, для осуществления которых они предназначены. Наиболее общим образом выделяются три функции: общение, сообщение, воздействие. Для разговорного стиля наиболее характерна функция общения, потом сообщения и воздействия; для научного более характерно сообщение, в меньшей степени воздействие; для официально-делового наиболее характерно воздействие, в меньшей мере сообщение и общение; для публицистического в равной мере характерны сообщение и воздействие, в меньшей степени — общение, хотя с развитием современных средств информации роль этой функции постоянно повышается; для сакрального все три функции характерны в равной степени.

Хотя для языка в целом с точки зрения его происхождения и развития первичной формой существования является устная, а письменная рассматривается как вторичная, в современном языке устная форма является первичной только для разговорного стиля речи, для прочих стилей первична письменная речь. Но в разговорном стиле можно не только вести беседу, но и написать, например, бытовое письмо, в научном стиле можно не только написать статью или монографию, но и прочитать лекцию, провести дискуссию, официальным стилем можно составить договор и вести переговоры, публицистический стиль используется в газетах, журналах, теле- и радиопередачах, сакральным стилем написаны религиозные тексты и читаются проповеди. Таким образом, все стили используются как в устной, так и в письменной речи.

Весьма по-разному функциональные стили соотносятся с монологической и диалогической формами порождения речи. Так, для научного и сакрального стилей в большей степени характерен монолог, для публицистической речи преобладающей можно считать монологическую форму, хотя роль диалогов неуклонно усиливается. В официальной речи роль обеих форм примерно равна. Наконец, для разговорной речи значительно более актуальным является диалог.

Тема речи не является определяющим фактором для выбора стиля. Так, статья о каком-либо театре в журнале для широкого читателя относится к публицистическому стилю, статья в искусствоведческом журнале — к научному, договор между дирекцией театра и актерами — к официальному, обсуждение театра пассажирами автобуса — к разговорному. Темой всех перечисленных речевых произведений является театр. Но сфера употребления, общественные функции, жанровый состав каждого функционального стиля речи обусловливают наличие определенного угла зрения на предмет речи. Этот угол зрения порождает типичные, стилеобразующие признаки содержания речи, которыми в свою очередь определяются языковые особенности стиля речи.

Кроме функциональных стилей, выделяются два экспрессивных стиля: высокий и пониженный, которые проявляются в основном в выборе слов. Большинство слов не относятся ни к высокому, ни к пониженному стилям.

Высокий стиль создается употреблением таких слов, как очи, благо, глас, Отечество, алкать, объять, поглотить, простирать (руки), страждущий, возлюбленный, златой, ибо, ныне и т. п. В устной речи современными носителями языка этот стиль почти что не употребляется, поскольку фактически все его слова воспринимаются как архаизмы. Отдельные элементы высокого стиля представлены в формулах речевого этикета, выражающих предельно высокое уважение к адресату, например: счастлив лицезреть вас; рад предстать пред ваши ясные очи. Впрочем, неуместное использование таких формул может вызвать комический эффект. Кроме того, некоторые слова высокого стиля сохраняются в пословицах, поговорках и крылатых выражениях. Одни из этих устойчивых сочетаний сами по себе относятся к высокому стилю, например: ищите и обрящете; не хлебом единым жив человек; глас вопиющего в пустыне, око за око; другие уже утратили свое высокое звучание, либо никогда его не имели: вашими бы устами да мед пить; зри в корень; нельзя объять необъятного.

Средством создания высокого стиля служит также постановка прилагательного и местоимения после существительного, например: С любовию чтим мы Отечество наше великое. Высокое звучание придает речи использование форм, типа с любовию, произнесение Е вместо Ё, например сЕстры (а не сёстры). Наиболее часто высокий стиль используется в проповеднических текстах. Вот окончание речи митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна "Быть русским!":

Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, вседушно – повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести своейвоспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренне обратившуюся к нему душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд благодатию Своей, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь только начнем нелицемерно – появятся силы, и умение, и святая, жгущая сердце ревность: «Да будет общею всем такая преимущественная забота, чтоб начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: долго мы уже пребываем в подвиге. Но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою». Шестнадцать столетий назад были сказаны эти слова святым преподобным Антонием Великим в утешение и назидание всем тем, кто унывает и сомневается в своих способностях к духовному возрождению. К нам, к нам, сегодняшним, обращены они. Прислушаемся к ним, ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы и никто иной – можем и должны воссоздать державу Святорусскую. Да будет так! Аминь.

В разговорной речи значительно чаще выступают слова пониженного стиля, такие, как: баба и мужик (если только речь не идет о крепостных крестьянах), Ванька, Ленка, бабка, миленький, красивенький, грязнющий, домище, домик, дурак, врать. Эти слова неуместно употреблять в присутствии лиц, к которым говорящий испытывает особое уважение или обязан им его оказывать. Например, студенты не должны в присутствии преподавателя обращаться друг к другу: мужики, называть друг друга придурками и т. п. От литературных слов пониженного стиля следует отличать нелитературные слова: диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы.

Для подчеркнутого выражения уважения к адресату в языке сформировались средства речевого этикета. Этикет — это принятая в обществе система поведенческих норм, выражающих уважение членов общества друг к другу. Речевой этикет — выработанные обществом нормы речевого поведения, определяющиеся социальными взаимоотношениями общающихся, например: родитель – ребенок, учитель – ученик, преподаватель – декан, покупатель – продавец, больной – врач и т. п.

С одной стороны, речевой этикет — часть норм поведения, с другой – часть культуры речи. Этим обусловлены особенности его функций. Речевой этикет выполняет следующие основные функции: контактную, этикетную, эмотивную, регулятивную, стилеобразующую, предметно-фактическую.

Ø Контактная (иначе — фатическая) функция заключается в том, что речевой этикет служит одним из средств установления, поддержания и прекращения речевого контакта.

Ø Этикетная функция состоит в выражении той степени вежливости, то есть уважения к партнеру по общению, которая соответствует его социальному статусу и его реальному поведению в данной ситуации.

Ø Эмотивная функция выступает при выражении этикетными средствами различных эмоций: восхищения, удивления, любви, одобрения, порицания, разочарования и т. п., кроме невежливости, то есть неуважения к собеседнику, пренебрежения к нему.

Ø Регулятивная функция речевого этикета позволяет одному участнику общения побуждать других участников вести себя в соответствии с социальными отношениями общающихся.

Ø Стилеобразующая функция речевого этикета проявляется в том, что его средства, в том числе и их отсутствие, ярко сигнализируют о стиле общения: повышенном / официальном / нейтральном / пониженном (в том числе фамильярном) / грубовато-простоватом.

Ø Предметно-фактическая функция речевого этикета заключается в том, что социально-приемлемая речь должна следовать этикетным нормам, говоря иначе, по уровню владения речевым этикетом можно судить о степени воспитанности личности.

Речевой этикет основан на традициях, формировавшихся веками. Это проявляется в том, что в языке существует большое количество устойчивых этикетных выражений, так называемых формул речевого этикета.

Этикет распространяется как на устную, так и на письменную речь (бытовые письма, официальные документы, научные труды и т. п.), хотя этикет письменной речи отличается своеобразием. Различаются также этикетные средства официального и разговорного стилей речи.

В устном общении выделяются многочисленные речевые намерения употребления этикета, которые можно распределить по пятнадцати группам:

 

Речевые намерения Примеры формул речевого этикета
I. Обращение и привлечение внимания Господин! Позвольте к вам обратиться. Не могли бы вы со мной поговорить.
II. Приветствие Здравствуйте! Рад вас видеть.
III. Знакомство Давайте с вами познакомимся. Разрешите представиться. Меня зовут… Моя фамилия… познакомьтесь, пожалуйста. Позвольте вам представить...
IV. Приглашение, предложение Разрешите вас пригласить… Имею честь пригласить вас… Приходите, пожалуйста… Будем вас ждать… Позвольте вам предложить…
V. Просьба, совет Пожалуйста, не могли бы вы… Нельзя ли вас попросить… Я бы вам посоветовал… На вашем месте я попытался бы…
VI. Выражение согласия или отказа в ответ на просьбу, приглашение, предложение С удовольствием. Мне не ставит труда… Непременно… К сожалению, это не получится. К сожалению, я не вправе сделать это.
VII. Выражение согласия или несогласия с мне­нием собеседника Вы совершенно пра́вы. Рад согласиться с Вами. К сожалению, мне трудно считать, что… Да, но мне кажется, что…Вы неубедительны.
VIII. Извинение Прошу прощения. Извините. Я виноват перед вами.
IX. Жалоба Просите, я себя неважно чувствую. Не могу вам не сказать, что… Вынужден огорчить вас…
X. Утешение, сочувствие, соболезнова­ние Пожалуйста, успокойтесь. Не принимайте близко к сердцу. Не стоит волноваться. Примите мои соболезнования. Скорблю вместе с вами. Не отчаивайтесь!
XI. Комплимент, одобрение Вы прекрасно выглядите! Не могу вами не восхититься! Для меня большая честь сотрудничать с вами.
XII. Неодобрение, упрёк К сожалению, вы показали себя не с лучшей стороны. Извините, но должен вам сказать…Не могу не сказать вам…Извините, что приходится делать вам замечание, но вы…
XIII. Поздравление, пожела­ние С праздником! Поздравляем!
XIV. Благодарность и ответ на нее. Спасибо. Благодарю вас. Вы так добры. Не стоит благодарности. Ничего особенного.
XV. Прощание До свидания. Рад был познакомиться. Надеюсь еще с вами увидеться. Всего вам доброго!

 

Контрольные вопросы

1. Что такое функциональный стиль речи?

2. Какими признаками обладает функциональный стиль речи?

3. Какие функциональные стили можно выделить в русском языке?

4. Чем функциональные стили отличаются друг от друга?

5. Что такое подстиль?

6. Что такое экспрессивный стиль? Какие экспрессивные стили выделяются в русском языке?

7. Что такое стилистически немаркированные (неопределенные) средства?

8. Что такое речевой этикет?

9. Какие функции он выполняет?

 

Практические задания

Задание 1. Определите функциональный стиль следующих речевых произведений:

А) Большинство людей любят лес, наносят ему урон исключительно из-за незнания правил поведения в лесу. Действительно, полюбопытствуйте у отдыхающего, возвращающегося из леса с охапкой черничных кустиков, усыпанных спелыми ягодами: сколько пройдет лет, прежде чем вырастут новые растения? Как правило, человек неуверенно пожмет плечами, а услыхав от вас, что куст черники растет лет десять, прежде чем начнет плодоносить, искренне огорчится за свой поступок. Знакомить людей с правилами поведения в лесу — задача нелегкая. И тем не менее заниматься ею следует самым обстоятельным образом. (Наука и жизнь, 1976, № 9, с. 128).

 

Б) Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о животном мире.

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным на них режимом лесопользования. (Лесной кодекс Российской Федерации. Статья 86. «Пребывание граждан в лесах»)

 

В) Антропогенное давление на лесные экосистемы постоянно возрастает: заготовка деловой древесины для экспорта, для производства строительных материалов, бумаги, а также топлива; сведение лесов для расширения пахотных земель; пастбищных и сенокосных угодий, строительства населенных пунктов, прокладки различных коммуникаций и т. п. Так, в ХХ в. площадь тропических лесов сократилась на одну пятую часть… Расчеты показывают, что при таких темпах вырубки тропических лесов их полное исчезновение может наступить: в Индонезии — через 50 лет, в Тайланде — через 20 лет, на Филиппинах — через 12 – 15 лет и т. д. (Агроэкология. М.: Колосс, 2000, с. 110).

 

Г) — Зачем вы кидаете мусор? Пожалуйста, не засоряйте лес.

— Не волнуйтесь, мы все за собой уберем.

Задание 2. Определите экспрессивный стиль следующих слов:

Влачить, тащить, переть, пацан, подросток, отрок.

 

Задание 3. Соблюдая речевой этикет, придумайте реплики, которые можно было бы использовать в следующих речевых ситуациях:

А) вы заметили, что преподаватель допустил ошибку;

Б) вы пришли в деканат по делу в неприемные часы;

В) вам нужно убедить преподавателя задержаться с вами после занятий;

Г) вам нужно прервать речь преподавателя на занятии, чтобы задать вопрос;

Д) вы не согласны с оценкой, которую вам ставит преподаватель за ваш ответ;

Е) вы считаете, что ваш товарищ по группе не прав в своем споре с преподавателем;

Ж) вам не нравится предмет одежды вашего друга или подруги;

З) группа поручила вам пригласить преподавателя на празднование дня рождения одного из студентов;

И) вы староста группы, но не можете выполнить просьбу преподавателя ксерокопировать материалы для занятия;

К) вы хотите познакомить вашего начальника по работе с вашим товарищем по группе, который хочет работать вместе с вами.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: