Движения народных танцев для разучивания в старшем дошкольном возрасте

Народный танец для дошкольников.

 

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Народный танец - это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

Народный танец - это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.

Народный танец - является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

Главной задачей эстетической воспитательной работы является - пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально - эстетическую и духовно богатую личность.        

Основными показателями работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Педагог, во время занятий развивает у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.

Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов - тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.

На занятиях народным танцем воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

Наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.  

Именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.  

 

Движения народных танцев для разучивания в старшем дошкольном возрасте.

 

Танцевальный шаг. Шаг с носка. Исполняется на каждую четверть. 2/4. На «раз» шаг с правой ноги, на «Два» шаг с левой ноги. Движение выполняется в разных направлениях.

Шаг с притопом. На «раз» шаг с правой ноги, на «Два» - притоп левой ногой. Не перенося на нее тяжесть тела, затем шаг с левой ноги и притоп правой и т.д. Обратить внимание: какой ногой притоп, с той и следующий шаг. Движение выполнятся на 1 такт 2/4. В подготовительной группе можно исполнять на ¼ и оно приобретает характер «Дробушки».

Приставной шаг. На «раз» шаг в сторону, на «два» приставить ногу. Носок к носку, пятка к пятке. Корпус прямой голова приподнята. Движение выполняется в одну и в другую сторону. Характер зависит от музыки.

Приставной шаг с пружинкой. На «раз» шаг в сторону, на «два» приставить ногу. Носок к носку, пятка к пятке и исполнить пружинку. Исполняется как на 2/4 (пружинка выполнятся в момент приставления второй ноги), так и на 4/4 (сначала да шага, потом пружинка). Движение выполняется в одну и в другую сторону. Характер зависит от музыки.

Боковой галоп. С правой (левой) ноги шаг в сторону, левая (правая) нога догоняет ее в воздухе и подбивает. Движение исполняется легко, задорно. Исполняется в обе стороны. Начинать разучивание по прямой линии, 2 галопа на один такт 2/4.

Ковырялочка вперед. Один из видов ковырялочки. Размер 2/4. Первый такт: правая (левая) нога выносится вперед на носок на счет «раз», на «два» поставить ногу на каблук. 2 такт: на «Раз» поставить ногу в исходное положение. На «два» - пауза. Затем движение выполняется с другой ноги. Характер зависит от музыки.

Выбрасывание ног. Исполнить перескок с одной ноги на другую поочередно. Выносится нога вперед на 45° поочередно правая – левая. Колени прямые, носок предельно вытянут. Исполняется в быстром темпе на каждую четверть такта.

Подскоки. На «раз» шаг с правой ноги, на «и» - подскок на этой же ноге, колено поднять, носок оттянут вниз. Движение выполняется одной и с другой ноги в разных направлениях энергично, задорно, на каждую четверть такта. Размер 2/4.

Хлопки. 1 вид. Поочередно на каждую ½ такта.

    2 вид. На один такт да хлопка по четвертям и один такт пауза.

    3 вид. Тройные хлопки. Заполняют два такта по четвертям. Размер 2/4. Ритмический рисунок: «раз», «два», «три», пауза.

4 вид. Хлопок тройной, но на 1 такт, восьмыми. Размер 2/4.

    5 вид. Скользящие хлопки. Руки вытянуты вперед, чуть согнуты в локтях, хлопать скользящим движением, руки двигаются в разные стороны (вверх – вниз), слегка задевая при встрече друг друга на каждую ¼ такта.

Притопы. 1 вид. Поочередно, на каждую ½ такта.

2 вид. 1 такт притопы, 2 такт – пауза.

    3 вид. Тройные, занимают да такта. Размер 2/4. На «раз» первого такта притоп право ногой, на «два» - притоп левой ногой, на «раз» второго такта -притоп правой ногой, на «да2 – пауза. Тройные могут исполняться на один такт восьмыми 1/8 – пауза. Размер 2/4.

Дробный шаг. Ступки параллельно (носки и пятки вместе). Колени слегка согнуты. Выполнятся ритмично, на всей ступне, на каждую 1/8 такта. Размер 2/4.

 «Гармошка». Пятки вместе, носки врозь, носки вместе, пятки врозь… и т.д.

«Ёлочка». Носки смотрят в одну строну, пятки в противоположную (по диагонали). Затем, пятки продвигаются, движение на носках, затем носки продвигаются движение на пятках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: