I. Анализ музыкального произведения

Схема анализа музыкального произведения:

Образ автора

1. Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?

2. В чем вы видите смысл его нравственных исканий, эстетических взглядов?

3. Каким новым способом музыка открывает вечное и прекрасное?

4. Каково отношение композитора к своим героям?

Постижение главной идеи произведения

1.Как вы думаете, для чего автор создал это произведение?

2.Какая основная мысль владела им в процессе его создания?

3. Каким способом открывает музыка вечное и прекрасное?

4.Почему композитор назвал произведение именно так?

5. Как высота и красота жанра передает огонь вдохновения этому произведению?

Личностный подход к произведению

1.Какие события из вашей жизни напоминает вам эта музыка?

2.Какие мечты и надежды она пробуждает?

3. К каким целям и смыслам она зовет?

Разбор произведения

  1. Национальная принадлежность музыки. Народная музыка или написана композитором?
  2. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.
  3. Развитие музыки.
  4. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
  5. Изобразительность музыки
  6. Настроение, чувства, черты характера человека, выражение в музыке.
  7. О каких событиях рассказывает музыка
  8. При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??
  9. Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.
  10. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?
  11. Элементы музыкальной речи:

- интонация;

- ритм;

- темп;

- лад;

 - звуковедение;

- штрихи

12. Средства выразительности (элементы муз-й речи)

- жанр произведения (опера, балет, симфония, концерт, увертюра, миниатюра, песня…);

 -состав исполнителей;

 - характер движения мелодии (плавно, отрывисто, скачками, поступенно)

- темп (быстро, умеренно и т.д)

- лад (мажор, минор, колорит)

- динамика(f,p,>, <)

- тембр

- характер сопровождение

- форма, построение музыкального произведения

13. Анализ формы

14. Принципы музыкальной драматургии

 

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для анализа

Классические сонаты, симфонии, увертюры:

1. Прелюдии Ф.Шопена, А.Скрябина, С.Рахманинова

 2. П.И. Чайковский. «Детский альбом», «В церкви», «Вальс».

3. Вариации Л. Бетховена

4 В. Моцарт. «Турецкое рондо», 40 симфония

5.М.Равель «Болеро»

6. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

7. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

8. Обработки русских народных песен

Литература

Основная

1.    Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Л., 1963.

2.    Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1986.

3.    Мазель Л. Анализ музыкальных произведений. М., 1959.

4.    Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

5.    Способин И. Музыкальная форма. М., 1984.

6.    Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999.

Дополнительная

1.    Задерацкий В. Музыкальная форма. М., 1995.

2.    Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений. М., 2003.

3.    Козлов П., Степанов А. Анализ музыкального произведения. М., 1960.

4.    Ручьевская Е. и др. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.

5.    Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. СПб., 1998.

6.    Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., 1960.

7.    Тюлин Ю. и др. Музыкальная форма. М., 1965.

8.    Холопова В. Мелодика. М., 1986.

9.    Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980.

10.  Холопова В. Музыкальный тематизм. М., 1983.

11.  Холопова В. Фактура. М., 1979.

12.  Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974.

13.  Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М., 1983.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: