Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное занятие № 84 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

Тема: «Работа над элементами подголосков.»

ВВЕДЕНИЕ

 

Искусство ансамблевого пения предполагает пение вокалистов на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в ансамбле. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты

Так же, как и пение a`capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее ансамблевое звучание.

Распределение детей по вокальным партиям осуществляется не по вокальным данным (так как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра), а музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). Главное, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие дети, ребята с яркими и тихими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов.

На мой взгляд, одна из серьезных ошибок руководителей вокальных аансамблей, когда в партии альтов находятся дети с хорошо развитым слухом, а в сопрано – слабо интонирующие учащиеся.

В результате гармонический слух детей, поющих верхний голос, совсем не развивается, а двухголосие все равно не получается, т.к. фальшивят сопрано, сбивая этим и альтов.

Условия перехода к двухголосному пению

Как же научить начинающих учащихся многоголосию? Конечно, в младшем возрасте это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Если мы не привьем вкус и начальные навыки многоголосия у маленьких вокалистов в ансамбле, то впоследствии дети не запоют сами собой на 2-3 голоса. Многоголосием нужно заниматься с самых первых репетиций.

 

Различные формы работы, упражнения я использую дозировано на каждом занятии в зависимости от подготовленности детей, и репертуарных требований.

Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы в ансамбле, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением.

Обучение двухголосному пению детей младшего возраста происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную память, восприимчивость и отзывчивость поющих, также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.

Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на

три этапа:

1. накопление слушательского опыта;

2. исполнительская подготовительная деятельность;

3. формирование навыка пения на два голоса.

 

Первый этапнакопление слушательского опыта – очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений (причем, не только вокальных, но и инструментальных): строение и направление мелодии, роль партии сопровождения, регистры и тембр инструментов, и т.д. Умение слышать музыкальную ткань будет развиваться и совершенствоваться на всем протяжении обучения детей пению в ансамбле. Работая над многоголосным произведением, мы постоянно будем обращать внимание поющих на ведущее значение того или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную слитность.

В исполнительскую подготовительную деятельность включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона всего ансамбля при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения. Очень полезно освоить игру на простейших музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, трещотке, барабане). Это прекрасная база для развития многоголосного слуха ребят, чувства ансамбля.

Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений.

 

Упражнение 1. К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Работа начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно.

А через некоторое время возможно начать пропевание какой-либо прибаутки уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия. Позднее это упражнение можно петь и в положении секстаккорда.

(Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», или любой другой попевки на одном звуке. Исполнять её на разных устойчивых ступенях)

 

Упражнение 2 (распевание ансамбля):

· пение гаммы (вокалисты поют гамму, а педагог держит 1 ступень, и наоборот);

· пение гаммы каноном;

· «обнимаем» устойчивые ступени;

· «Дили-дон» (альты держат остинато I ступень, а сопрано поют мелодическую линию, и наоборот);

· «Ми-я» (одноголосный и двухголосный варианты).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: