Для проведения Всероссийской олимпиады предложена следующая уровневая модель, призванная обеспечить качественное и количественное возрастание сложности от этапа к этапу:
Уровни сложности | Этапы олимпиады | ||
5-7 классы | 8-9 классы | 10-11 классы | |
А1+/А2 | школьный | ||
А2+ | муниципальный | школьный | |
В1 | муниципальный | школьный | |
В1+ | муниципальный | ||
В2 | региональный | региональный | |
В2+ | заключительный | заключительный |
Kоммуникативная компетенция: уровневая модель и этапы олимпиады
Поэтапное (школа, муниципалитет, регион, федерация) и поуровневое (5-7, 8-9 и 10-11 классы) проведение олимпиады предполагает, что на каждом из этих этапов конкурсантам будут предложены задания разной степени сложности. Степень сложности обеспечивается взаимодействием следующих факторов:
1. Интеллектуальная и языковая сложность устных и письменных текстов и выносимых на обсуждение проблем.
2. Объем и характер текстов.
3. Владение социокультурным компонентом общения.
|
|
4. Владение разнообразными дискурсивными стратегиями.
Ключевые и коммуникативные компетенции, соответствующие уровням сложности А2, А2+, В1, В1+, представлены в виде четырех таблиц, которые показывают, с одной стороны, отличие первого этапа олимпиады от второго, а с другой, их преемственность. Жирным курсивом в таблице выделены компетенции, отличающие каждый последующий уровень от предыдущего, что дает представление о нарастании сложности от этапа к этапу.
5. Коммуникативное тестирование: формулировка заданий, речевая техника, языковой материал (уровени сложности А2, А2+, В1, В1+)
5.1. Уровень А2 (школьный этап). Учащиеся 5-7 классов должны эффективно решать коммуникативные задачи[2] следующего типа:
Рецептивная речевая деятельность
Коммуникативная задача | Речевая (дискурсивная) техника | Форма | |
Устная | Письменная | ||
Определить тему и тип текста для эффективного прогнозирования своей дальнейшей работы с ним | Ориентировочное/ознакомительное чтение/слушание | Современный аутентичный документ (длительностью до 2 минут), представляющий собой отрывок радио- или телепередачи (репортаж, интервью, тематические и новостные передачи, отрывки документаль-ных и художествен-ных фильмов) | Современный аутентичный текст (объемом 200- 400 слов) в основном описательного, повествователь-ного, частично информативного с элементами объяснения, аргументации (отрывки худо-жественных произведений, репортажей, публицистических статей, научно-популярных статей, иконогра-фический текст) |
Определить выполняемую коммуникативную задачу, внимательно изучив вопросник | Полное/ изучающее чтение/слушание | ||
Извлечь из текста информацию, необходимую для решения поставленных коммуникативных задач | Селективное/ поисковое чтение/слушание
| ||
Выделить из текста основную информацию, касающуюся развития сюжета, характеристики описываемых событий, предметов, людей | |||
Определить достоинства и недостатки описываемых событий, предметов, людей | |||
Подготовить план текста для переформулирования содержащейся в нем информации | Полное или изучающее чтение/слушание |
Продуктивная речевая деятельность
Коммуникативная задача | Речевая (дискурсивная) техника | Форма | |
Устная | Письменная | ||
Поделиться с аудиторией личным или чужим опытом, вкусами, привычками | Повествование, описание, информирование, объяснение | Короткое монологическое высказывание в ходе обсуждения, беседы, дискуссии, интервью | Элемент письма |
Передать краткое содежание прочитанной статьи/книги, прослушанного выступле-ния, просмотренного фильма и т.д. | Информирование, повествование с элементами описания | Короткое монологичес-кое высказывание в ходе обсуждения, беседы, интервью, устного экзамена, семинарского занятия | Элемент письма |
Выразить своё отношение к прочитанной книге, просмотренному фильму и т.д. | Объяснение, элементы рассуждения (аргументации) | Элемент выступления | Элемент письма |
Описать изображение предметов, людей | Комментирование графической информации | Элемент выступления, доклада | Элемент письма |
Получить и сообщить необходимую для реализации коммуникативного намерения информацию | Запрос информации, объяснение | Участие в диалогическом общении дружеского и полуофициального типа | Дружеское письмо |
Обеспечивать общение в ситуациях повседневной жизни | Адекватное речевое поведение в задан-ных ситуациях, поддержание разговора (обмен репликами стиму-лирующего/реаги-рующего характера) | Участие в ситуативном диалоге дружеского и полуофициального типа (собеседование, интервью) | Письмо- приглашение, письмо-отказ/ согласие на полученное приглашение |
5.2. Уровень А2+. Учащиеся (5)-7 классов (муниципальный этап) и 8-9 классов (школьный этап) должны эффективно решать коммуникативные задачи следующего типа: