(1)Полёт клином — характерная примета осенних и весенних миграций — позволяет крупным птицам экономить энергию. (2)<...> установили французские орнитологи, получившие уникальную возможность изучать пернатых во время полёта. (3)В распоряжении учёных была стая белых пеликанов, которых в период съёмок фильма обучили летать за небольшим самолётом и моторной лодкой. (4)На спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью. (5)Как выяснилось, у пернатых, летевших клином, значительно снижалась частота сердечных сокращений по сравнению с теми, кто совершал полёт в одиночку. (6) К тому же птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха, помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином и ещё раз убедиться в том, что они умеют управлять своей сердечной деятельностью.
|
|
2) Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию, значительно увеличивать скорость полёта.
3) Французские орнитологи установили, что птицы в стае могут гораздо дольше планировать, у них снижается частота сердечных сокращений, то есть они экономят силы.
4) Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином, а также их одиночные полёты.
5) Французские орнитологи установили, что у птиц, летящих в стае, сердце сокращается реже, появляется способность дольше планировать в воздухе, одним словом, меньше уставать в полёте.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.
3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКРЕПИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЗАКРЕПИТЬ, -плю, -ишь;-плённый (н, -ена); сов.
1) что. Укрепить (привязав, прибив и т.п.) Закрепить нитку. Закрепить доску гвоздём.
2) перен., что. Сделать прочным, устойчивым. Закрепить победу. Закрепить достижения. Закрепить учебный материал. Закрепить негатив.
3) кого-что за кем-чем. Обеспечить чьи-нибудь права на кого-что-нибудь, установить какие-нибудь обязанности. Закрепить за собой дачный участок. Закрепить машинистку за отделом.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
|
|
шАрфы
пОняла
жалюзИ
вернА
дОсуха
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Новейшие образцы пожарной и спасательной техники, позволяющей бороться с пожарами в ВЫСОТНЫХ зданиях, были продемонстрированы на выставке.
На ОКЛИКИ полицейских преступник не реагировал.
Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.
Учителя активно используют преимущества информационных технологий: потратив две минуты, чтобы родители рядового Сидорова получили из воинской части БЛАГОДАРНОЕ письмо.
ЗАПОЛНИТЬ электронный дневник отметками, они быстро информируют учеников о том, как написана проверочная работа.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОПРОБУЕМ решить
ПОЛОЖИ на стол
ТРЁХСТАМИ дисками
много СВАДЕБ
голос более ЗВУЧНЫЙ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3. ошибка в построении предложения с однородными членами
4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5. неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Подъезжая к городу, мне встретился на окраине краеведческий музей.
2. Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
3. А.С. Пушкин нам дорог и «Медным всадником» – непревзойдённым шедевром в жанре поэмы.
4. Все, кто изучал процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
5. Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первом снеге».
6. Любовь к Одинцовой, которую Базаров долго не признавал, сильно изменило его.
7. Большинство статей в новом журнале было посвящено проблемам экологии.
8. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что мне нужны лошади.
9. Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, а также путём реконструкции старых зданий.
А
Б
В
Г
Д
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) г..рдиться, заж..гающий, расст..лая
2) к..рмилец, невм..готу, обм..нуться
3) нап..дающий, по-фр..нцузски, проб..раться
4) рел..гиозный, экз..менатор, сн..жать
5) пом..стить, с..туация, те..ретический
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) под..язычный, суб..ект, меж..ярусный
2) достопр..мечательность, пр..стол, пр..баутка
3) не..правданный, п..становка, под..зрение
4) небез..звестный, контр..гра, с..ронизировать
5) ра..хваленный, бе..фамильный, ди..баланс
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прицел..вающийся, понаде..вшись
2) человеч..ство, черешн..вый
3) рассыпч..тый, издавн..
4) институт..кий, молодец..кий
|
|
5) ослаб..вающий, одиноч..ство
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) замеш..нный (в преступлении), (они) выдерж..т
2) леч..щий, подхвач..нный
3) жал..щий, подстрел..нный
4) засыпл..т (они), пол..щий
5) засе..л (поле), люб..щая