Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС (по О.Б.Даутовой)

Проектирование урока согласно требованиям ФГОС, типы уроков. Лекция-практикум

УРОК ПО ФГОС?!....

УРОК, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

 

 

— Не грусти, — сказала Алиса. — Рано или поздно все станет понятно,

Все станет на свои места и выстроится

 в единую красивую схему, как кружева.

Станет понятно, зачем все было нужно,

Потому что все будет правильно.

«Алиса в стране чудес»

Льюис Кэрролл

 

Чем же является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для педагога? Анализ позволил нам представить ответ схематически (рис.1).    

   


                    Рис.1. ФГОС общего образования как система

   Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который определяет приоритет – развитие личности ученика. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, предполагая проведение уроков нового типа.

Как же не хочется быть Алисой в нашем педагогическом Зазеркалье! Как хочется понимать чётко и однозначно требования ФГОС, профессионального стандарта, локальных актов и прочих многочисленных документов.

Вспомним вывод из самой «взрослой» сказки Льюиса Кэрролла «План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение».

Особенность ФГОС – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.

Современное образование не отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, однако формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

А где же творчество? То самое педагогическое творчество, которое приносит удовольствие и составляет ценность педагогической деятельности.

Местом, где сталкиваются требования, и творчество учителя становится УРОК. Как же меняется урок в новых условиях???

  Для ответа на данный вопрос проанализируем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего

образования как фундамента всего последующего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Во ФГОС начального общего образования отсутствует описание требований к уроку, к формам и методам, деятельности учителя и обучающихся. Ответить на вопрос «Чем урок по ФГОС отличается от традиционного урока?» можно сопоставив предполагаемые результаты освоения основной образовательной программы и требования к итоговой оценке.

Так, при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее - ФГОС ООО) обеспечивая преемственность уровней, содержит требования к условиям, результатам и структуре основной образовательной программы основного общего образования на основе системно-деятельностного подхода.

В тексте документа нет указаний на требования к уроку на уровне основного общего образования. Только исходя из задач, описания результатов, требований можно составить перечень требований к уроку.

Выделим основные требования к современному уроку:

- урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер;

- в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя;

- осуществляется практический, деятельностный подход;

- каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных;

- авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс на развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

- урок направлен на повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- значимым является овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями:

- ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, активная мыслительная деятельность и её планирование;

- интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности, проблемные и творческие задания с поощрением со стороны учителя;

- коллективный поиск, направляемый учителем, в атмосфере заинтересованности каждого ученика в работе класса, вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений;

- ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание);

- гибкая структура урока, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся;

- домашнее задание, составляется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, предполагает возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и отработки навыков.

Что является принципиально новым на современном уроке?

1. Проектирование информационно-развивающей среды и подготовка ресурсов на подготовительном этапе урока.

2.  Процедура активного целеполагания – постановка целей деятельности самими обучающимися.

3. Осуществление учебного проектирования.

4. Операционно-деятельностный этап урока включает разработку учителем системы учебных задач, позволяющих обучающемуся присвоить новое знание, отработать учебное действие. Особенностью системно-деятельностного подхода выступает то, что учащиеся самостоятельно формулируют учебную задачу.

5. Критерии для оценивания деятельности разрабатываются учителем совместно с обучающимися.

6. Обязательное проведение рефлексии разных видов на основе оценочных процедур.

О.Б.Даутова выделяет следующие новые процедуры в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС [11].


Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС (по О.Б.Даутовой)

Этапы урока Новое
Подготовительный этап Проектирование информационно-образовательной среды, ресурсов
Организационный этап Характеристика ресурсов при определенном типе урока (по необходимости)
Мотивационно-целевой этап Активное целеполагание
Проектировочный этап Учебное проектирование
Операционно-деятельностный Система учебных задач, которые выдвигают сами обучающиеся
Контрольно-оценочный этап Критерии оценивания
Рефлексивный этап Виды и способы рефлексии

 

Требования ФГОС не являются чем-то абсолютно новым для учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять?

Современный урок может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.

Типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: