Тема: Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»
Цель: провести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", выделить "узловые" темы; уяснить взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе; развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев; воспитание активной гражданской позиции.
Оборудование: 1. О.Н.Михайлов и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2016. — 431, с.245-248
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3.Мотивация обучения.
4. Новая тема.
Задачи и рекомендации:
Прочитать и записать в тетрадь предложенный Словарь
Словарь
Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.
Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.
Поэма – стихотворное сюжетное повествование.
Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.
Художественный образ – изображение человека в произведении.
Повторить основные вопросы предыдущей темы (биография поэта)
3. Знакомство с новой темой. Поэма «По праву памяти». Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Произведение лиро-эпического жанра.
2. Драматизм и исповедальность поэмы.
3. Поэма «По праву памяти» как завещание поэта.
4. Тема раскаяния, личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и сыновней ответственности.
Задания: Прочитать учебный материал, сделать выписки по теме
В своём последнем труде -поэме «По праву памяти» автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».
В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.
Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.
Открывается это произведение поэтической декларацией:
Смыкая возраста уроки,
Сама собой приходит мысль —
Ко всем, с кем было по дороге,
Живым и павшим отнестись.
Она приходит не впервые.
Чтоб слову был двойной контроль:
Где, может быть, смолчат живые,
Так те прервут меня:
— Позволь!
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой…
В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.
…Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать.
Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за неё в огонь и в воду.
А если —
То и жизнь отдать.
Что проще!
В целости оставим
Таким завет начальных дней.
Лишь от себя теперь добавим:
Что проще — да.
Но что сложней?..
Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:
…А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.
…
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.
Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.
Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:
…И опыт — наш почтенный лекарь,
Подчас причудливо крутой, —
Нам подносил по воле века
Его целительный настой.
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза —
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.