Урок № 52 Группа № 5-18 Дата проведения

Тема: Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Цель: провести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", выделить "узловые" темы; уяснить взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе; развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев; воспитание активной гражданской позиции.

Оборудование: 1. О.Н.Михайлов и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2016. — 431, с.245-248

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

3.Мотивация обучения.

4. Новая тема.

    Задачи и рекомендации:

Прочитать и записать в тетрадь предложенный Словарь

Словарь

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

Повторить основные вопросы предыдущей темы (биография поэта)

     

3. Знакомство с новой темой. Поэма «По праву памяти». Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Произведение лиро-эпического жанра.

2. Драматизм и исповедальность поэмы.

3. Поэма «По праву памяти» как завещание поэта.

4. Тема раскаяния, личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и сыновней ответственности.

Задания: Прочитать учебный материал, сделать выписки по теме

         В своём последнем труде -поэме «По праву памяти» автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».

    В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

    Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.

Открывается это произведение поэтической декларацией:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

— Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой…

     В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.

…Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

А если —

То и жизнь отдать.

Что проще!

В целости оставим

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Что проще — да.

Но что сложней?..

     Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:

…А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

    Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:

…И опыт — наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой, —

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза —

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: