Демографические показатели

По оценке численность постоянного населения муниципального образования «Северодвинск» на конец 2019 года составила 183,0 тыс. человек (рис. 1.3.1.). Из них 182,0 тыс. человек – проживают в городе и 1,0 тыс. человек (0,5 % всего населения) – проживают в сельской местности.

 Рис.1.3.1. Динамика изменения численности населения муниципального образования «Северодвинск» за 2016–2019 годы (по состоянию на конец года),
тыс. человек

За 2019 год численность населения Северодвинска по предварительной оценке сократилась на 330 человек (на 0,2 %). По сравнению с предшествующими годами изменилась структура убыли. Численные потери населения в 2019 году обусловлены только одним фактором – естественной убылью (превышением числа смертей над числом рождений). Миграционное движение населения Северодвинска в 2019 году, впервые за последние тридцать лет, имеет положительное значение. Число прибывших превысило число выбывших на 86 человек.

Миграционный прирост в 2019 году связан с опережающими темпами сокращения числа прибывших на территорию Северодвинска, над темпами сокращения числа выбывших. По данным Архангельскстата, за 2019 год число выбывших снизилось относительно 2018 года на 859 человек (на 14,7 %), а число прибывших за этот же период снизилось на 208 человек (на 3,9 %).

Динамика абсолютных показателей миграции населения Северодвинска за 2016–2019 годы представлена в табл. 1.3.1.

Таблица 1.3.1 (человек)

Наименование 2016 год

2017 год

2018 год 2019 год

Прибыло всего*

4 839

5 148

5 287

5 079

- в т. ч. к месту жительства

3 009

3 223

3 269

3 319

Выбыло всего*

5 794

5 815

5 852

4 993

- в том числе снято (выбыло) с регистрационного учета по прежнему месту жительства

3 943

3 939

4 015

3 604

Общий объем миграции всего*

10 633

10 963

11 139

10 072

- в том числе объем мигрантов, зарегистрированных на постоянное место жительства

6 952

7 162

7 284

6 923

Миграционный прирост, убыль (-) населения всего*

-955

-667

-565

86

- в том числе миграционный прирост, убыль (-), зарегистрированных на постоянное место жительства

-934

-716

-746

-285

*) - в соответствии с методологией учета мигрантов в обработку данных по миграции населения включаются не только лица, зарегистрированные по постоянному месту жительства, но и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.

 

По данным Архангельскстата о социально-демографической структуре мигрантов 2018 года, порядка 59 % миграционной убыли населения приходится на людей старше трудоспособного возраста, 52 % миграционной убыли – женщины.

В 2019 году, как и в предшествующем 2018 году, зафиксирована естественная убыль населения. По предварительной оценке число умерших на 416 человек превысило число родившихся.

По имеющимся данным Архангельскстата за 2019 год в Северодвинске родилось 1 714 младенцев, что на 81 ребенка меньше, чем за 2018 год (1 795 младенцев). Коэффициент рождаемости за 2019 год составил 9,4 рождений на тысячу человек населения (в 2018 году – 9,8 ‰). Уровень рождаемости населения Северодвинска опережает среднеобластной показатель, который за 2019 год составил 8,8 рождений на тысячу жителей области.

Показатели смертности в отчетном году выше показателей рождаемости. Коэффициент смертности за 2019 год составляет 11,6 смертей на тысячу человек населения (в 2018 году – 12,1‰). По оценке за 2019 год умерли 2 130 человек, что на 96 человек меньше, чем за 2018 год (2 226 человек). Уровень смертности населения Северодвинска ниже среднеобластного показателя, который за 2019 год составил 13,2 смертей на тысячу жителей.

Динамика абсолютных показателей естественного движения населения Северодвинска за 2016–2019 годы приведена на рис 1.3.2.

 

Рис.1.3.2. Показатели естественного движения населения Северодвинска
за 2016–2019 годы

Основными причинами смертности населения Северодвинска являются болезни системы кровообращения (57,4 % от всех умерших), новообразования (19,5 % умерших) и несчастные случаи (9,2 % умерших).

Характерным показателем остается высокая смертность жителей в трудоспособном возрасте. По данным «Демографического ежегодника Архангельской области за 2018 год» из общего числа умерших в 2018 году по Северодвинску почти четверть (22,6 % или 502 человека) приходится на людей трудоспособного возраста, из них 73,1 % составляют мужчины. Стоит отметить, что за последнее десятилетие число умерших в трудоспособном возрасте сократилось в 1,5 раза (в 2008 году – 762 человека или 32 % от числа умерших).

Доля мужчин в общей численности жителей города составляет 46,8 % против 53,2 % женщин. Соотношение полов, т.е. число мужчин, приходящихся на 100 женщин, в общей численности населения муниципального образования «Северодвинск» по состоянию на начало 2019 года составляет 88 человек. Данная тенденция характерна и для населения России в целом.

По данным «Демографического ежегодника Архангельской области за 2018 год» показатели брачности населения Северодвинска в 2018 году по сравнению с предшествующим годом снизились (табл. 1.3.2.). Число зарегистрированных в органах ЗАГС браков сократилось в 1,3 раза (с 1 611 браков в 2017 году до 1 234 браков в 2018 году), а число разводов сохранилось на уровне 2017 года (в 2017 году - 904 развода, в 2018 году – 903 развода). Следствие снижения показателей брачности населения в 2018 году – сокращение числа рождений в 2019 году.

Таблица 1.3.2

Наименование показателей 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Зарегистрировано браков, единиц 1 677 1 376 1 611 1 234
Коэффициент брачности (на тысячу жителей) 9,0 7,4 8,7 6,7
Зарегистрировано разводов, единиц 876 899 904 903
Коэффициент разводимости (на тысячу жителей) 4,7 4,8 4,9 4,9
Число разводов на тысячу браков, единиц 522 653 561 732

 

Распределение численности населения Северодвинска по возрастным категориям в 2019 году по сравнению с предшествующими годами характеризуется снижением численности населения в трудоспособном возрасте, ростом численности детей и подростков и населения старших возрастов (табл.1.3.3). Относительно 2018 года численность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 1,5 тыс. человек или на 1,5 %. Сокращение населения трудоспособного возраста обусловлено превышением числа выходящих из трудоспособного возраста над числом вступающих в него.

Таблица 1.3.3

Год

В возрасте, моложе трудоспособного (от 0 до 15 лет)

В трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет, женщины от 16 до 54 лет)

В возрасте, старше трудоспособного
(мужчины – 60 лет и старше, женщины – 55 лет и старше)

тыс. человек % тыс. человек % тыс. человек %
2016 32,4 17,4 106,9 57,4 46,8 25,2
2017 33,0 17,9 104,4 56,4 47,6 25,7
2018 33,4 18,2 102,5 55,6 48,4 26,2
2019 33,4 18,2 101,0 55,1 48,9 26,7

 

Устойчивая тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста при одновременном росте населения детского и пенсионных возрастов ведут к ежегодному усилению демографической нагрузки на трудоспособное население. На начало 2019 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 815 человек нетрудоспособных возрастов (в 2017 году – 773 человека; в 2018 году – 798 человек), в том числе детей – 331 человек (в 2017 году – 316 человек; в 2018 году – 326 человек) и пенсионеров – 484 человека (в 2017 году – 456 человек; в 2018 году – 472 человека).



Труд и занятость

Сокращение численности населения трудоспособных возрастов закономерно ведет к сокращению численности трудовых ресурсов. В 2019 году численность трудовых ресурсов Северодвинска в среднегодовом исчислении составила 112,0 тыс. человек или 61,2 % от общей численности населения (в 2018 году – 112,4 тыс. человек или 61,1 %). Среднегодовой темп сокращения численности трудовых ресурсов Северодвинска составляет 0,3 % в год. Относительно низкие (по сравнению с темпами снижения численности трудоспособного населения) темпы сокращения трудовых ресурсов сложились за счет высокой трудовой активности населения пенсионных возрастов и снижения доли незанятого в экономике населения трудоспособного возраста.

Изменение структуры трудовых ресурсов в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, характеризуется ростом доли занятых в экономике и учащихся, обучающихся с отрывом от производства, и сокращением доли незанятого трудоспособного населения (рис.1.3.3.).

 

Рис. 1.3.3. Структура трудовых ресурсов Северодвинска в 2019 году

Рост числа учащихся связан с демографическим фактором увеличения населения возрастной группы от 16 до 20 лет (в 2018 году – 8,2 тыс. человек, в 2019 году – 8,5 тыс. человек).

На снижение численности незанятого в экономике трудоспособного населения повлиял рост экономической активности граждан.

При сохранении стабильной ситуации на рынке труда Северодвинска, по сравнению с предшествующим годом, в 2019 году зафиксирован незначительный рост ряда показателей официально зарегистрированной безработицы.

На учете в Отделении занятости населения по городу Северодвинску ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» на конец 2019 года состояли 936 человек (ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью), в том числе официально зарегистрировано в качестве безработных 586 человек. По сравнению с 2018 годом число официально зарегистрированных безработных возросло на 1,9 % или на 11 человек (табл. 1.3.4).

Таблица 1.3.4

  Число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, человек Из них имеют статус безработного, человек Число безработных, % к предыдущему году
На конец 2016 года 960 613 99,0
На конец 2017 года 936 511 83,4
На конец 2018 года 911 575 112,5
На конец 2019 года 936 586 101,9

 

Рост численности безработных Северодвинска не отразился на показателях напряженности на рынке труда. Нагрузка незанятого населения, обратившегося в государственное учреждение службы занятости, на одну заявленную вакансию на конец 2019 года сохранилась на уровне 2018 года и составила 0,37 человека. Сохранение нагрузки при росте численности безработных связано с увеличением числа заявленных работодателями вакансий (на конец 2018 года – 2 110 вакансий, на конец 2019 года – 2 128 вакансий). По Архангельской области к концу декабря 2019 года данный показатель составил 0,9 человека.

Уровень зарегистрированной безработицы (численность безработных по отношению к численности экономически активного населения) за 2019 год составил 0,62 % против 0,61 % 2018 года. По Архангельской области данный показатель в 2019 году составил 1,5 %.

Среднегодовая численность занятых в экономике Северодвинска в 2019 году возросла относительно 2018 года на 0,2 тыс. человек и составила 90,2 тыс. человек. При этом доля занятого населения в структуре трудовых ресурсов Северодвинска возросла до 80,5 % (в 2018 году составляла 80,1 %). Увеличение доли занятого населения обусловлено ростом численности работающих при общем сокращении численности трудовых ресурсов.

Из общей численности занятых в экономике Северодвинска на долю крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства (без субъектов малого предпринимательства) приходится 79,0 % работающих. Среднесписочная численность работников данных организаций за январь-ноябрь 2019 года составила 71,3 тыс. человек и возросла по сравнению с 2018 годом на 0,9 %, или на 0,6 тыс. человек.

По информации, представленной территориальным органом государственной статистики, по кругу крупных и средних организаций города за январь–ноябрь 2019 года сохранилось традиционное для Северодвинска распределение занятых по видам экономической деятельности (рис. 1.3.4).

Рис.1.3.4. Распределение занятых в 2019 году по видам экономической деятельности

Традиционно более половины работников предприятий занято в обрабатывающих производствах. В 2019 году на них работали 42 тыс. человек, или 59 % занятых. Наряду с обрабатывающими производствами относительно высокие доли занятых сохраняются в таких отраслях, как образование (6,5 тыс. человек, или 9,1 %), здравоохранение (6,2 тыс. человек, или 8,7 %) и государственное управление и обеспечение военной безопасности (6,0 тыс. человек, или 8,4 %).

Рост численности занятых зарегистрирован в обрабатывающих производствах, в производстве электроэнергии, газа и пара и в торговле. На уровне прошлого года сохранились доли работающих в водоснабжении и водоотведении, в культуре, в строительстве, в транспортировке и хранении, в финансах и в общественном питании. По остальным видам экономической деятельности численность работников сократилась.

Среднемесячная заработная плата (без выплат социального характера), начисленная работающим на предприятиях и организациях города (без субъектов малого предпринимательства), за 2019 год составила 63 483 руб. и возросла по сравнению с предыдущим годом на 7,3 % (за 2018 год – 59 141 руб.). Реально начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, возросла на 2,6 %.

Для сравнения: среднемесячная начисленная заработная плата на одного работающего в целом по Архангельской области (без НАО) за 2019 год составила 49 104 руб., рост к 2018 году составил 107,2 %. В реальном исчислении (с учетом индекса потребительских цен) заработная плата возросла на 2,5 %.

Абсолютные величины средней заработной платы работников предприятий и организаций Северодвинска (без субъектов малого предпринимательства) по видам экономической деятельности и темпы роста абсолютных значений по сравнению с предыдущим годом представлены в табл. 1.3.5.

Таблица 1.3.5

Вид экономической деятельности

Среднемесячная заработная плата на одного работающего, руб.

Январь-декабрь 2019 года январь-декабрь 2019 года в % к январю-декабрю 2018 года
ВСЕГО, в том числе: 63 483 107,3
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 39 918 101,0
Обрабатывающие производства 73 228 107,8
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха 73 882 105,2
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 47 548 108,3
Строительство 73 523 111,2
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 39 093 112,2
Транспортировка и хранение 41 234 109,6
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 34 925 107,7
Деятельность в области информации и связи 61 826 98,9
Финансовая и страховая деятельность 62 701 84,6
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 39 663 107,0
Профессиональная, научная и техническая деятельность 98 580 91,4
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 33 684 97,9
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 60 153 104,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 47 759 107,6
Образование 39 910 110,0
Культура, спорт, организация досуга и развлечений 42 124 107,0
Предоставление прочих видов услуг 49 232 77,2

 

Более быстрыми темпами за 2019 год по отношению к 2018 году заработная плата росла у работающих в строительстве – 111,2 %, в торговле – 112,2 %, в транспортировке и хранении – 109,6 %, в образовании – 110 %, в обрабатывающих производствах – 107,8 %, в водоснабжении и водоотведении – 108,3 %, в общественном питании – 107,7 % и в здравоохранении – 107,7 %.

Рост заработной платы ниже среднего уровня зафиксирован у занятых обеспечением электроэнергией и газом – 105,2 %, в сельском хозяйстве – 101 % и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности – 104,2 %.

Уровень начисленной заработной платы по сравнению с предыдущим годом снизился у научных работников – на 8,6 %, у занятых финансовой деятельностью – на 15,4 %, в предоставлении прочих видов услуг – на 22,8 %, у работников информации и связи – на 1,1 % и у занятых административной деятельностью – на 1,1 %.

Наблюдается межотраслевая дифференциация по уровню оплаты труда работников. Наиболее низкий уровень заработной платы за 2019 год у работников гостиниц и предприятий общественного питания – 34 925 руб. и у занятых административной деятельностью и сопутствующими услугами – 33 684 руб. Выше среднего уровень оплаты труда в таких отраслях, как обрабатывающие производства – 73 228 руб., научная и техническая деятельность – 98 580 руб., производство электроэнергии, газа и пара – 73 882 руб. и строительство – 73 523 руб.

Динамика роста среднемесячной заработной платы в абсолютных показателях за 2016–2019 годы по кругу крупных и средних организаций города представлена на рис. 1.3.5.

Рис.1.3.5. Среднемесячная начисленная заработная плата по кругу крупных и средних организаций Северодвинска, руб.

Уровень жизни населения:

Наиболее важными социально-экономическими индикаторами, характеризующими уровень жизни населения, являются денежные доходы и расходы. Основные статьи доходов населения – заработная плата и пенсии.

За период с 2016 года по 2019 год доходы населения и пенсии увеличились на 12 %.

По итогам 2019 года денежные доходы в среднем на душу населения в целом по Российской Федерации составили 35 187,9 руб. в месяц, в Архангельской области сложились в сумме 34 074 руб. в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы населения (скорректированные на уровень инфляции и сумму обязательных платежей) в целом по Российской Федерации возросли впервые за последние пять лет на 0,8 %, в Архангельской области зафиксировано снижение на 3,8 % (в 2018 году снижение на 5,1 %).

По данным Росстата, в целом по Российской Федерации численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2018 году составила 12,6 %, в Архангельской области – 12,5 % (в 2017 году – 13,9 %). В 2019 году данный показатель оценивается на уровне 12 % в целом по Российской Федерации и 11,8 % – в Архангельской области.

Инфляция в России за 2019 год составила 3 % (за 2018 год – 4,3 %). В Архангельской области (без НАО) за 2019 год потребительские цены на товары и услуги возросли по сравнению с предыдущим годом на – 3,1 % (в 2018 году – 4 %, в 2017 году – 1,5 %, в 2016 году – 4,7 %).

По наблюдениям государственной статистики цены на продукты за 2019 год в целом по России увеличились на 2,6 % (2018 год – на 4,7 %). В Архангельской области рост цен на продовольственные товары в 2019 году также снизился по сравнению с предыдущим годом и составил 101,8 % (2018 год – 103,5 %).

Непродовольственные товары за 2019 год в целом по России подорожали на 3,0 % (в 2018 году – 4,1 %). В Архангельской области на непродовольственные товары рост цен остался на уровне предыдущего года – 103 %.

Услуги в целом по России подорожали за 2019 год на 3,8 % (в 2018 году – 3,9 %). Стоимость услуг в Архангельской области в 2019 году возросла на 5,1 % (в 2018 году – 6,1 %). Подорожали услуги связи (на 12,7 %), пассажирского транспорта (на 10,6 %), в сфере туризма (на 7,3 %), медицинские услуги (на 6,1 %), санаторно-оздоровительные услуги (на 4,2 %), бытовые услуги, жилищно-коммунальные и услуги образования (на 3,7 %), услуги правового характера (на 2,5 %), услуги физической культуры и спорта (на 2,1 %), ветеринарные услуги (на 1,8 %). Снижение стоимости услуг зафиксировано на услуги организаций культуры (на 4,6 %) и услуги банков (на 2,4 %).

Рис. 1.3.7. Уровень жизни населения

 

Величина прожиточного минимума (рис.1.3.7) в Северодвинске в среднегодовом исчислении за 2019 год возросла относительно предыдущего года на 1 057 руб. и составила 14 245 руб. в месяц на душу населения (в 2018 году к 2017 году рост составил 220 руб.).

По данным Архангельскстата, в IV квартале 2019 года стоимость жилья в Архангельской области составила 62 300 руб. за кв. м. в среднем цены на рынке жилья Архангельской области за 2019 год возросли на 6 % к уровню предыдущего года.

Стратегическое планирование, участие в федеральных и региональных государственных программах, инвестиционная деятельность

В отчетном периоде в муниципальном образовании «Северодвинск» действуют следующие документы долгосрочного планирования:

1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на период до 2030 года (далее – Стратегия Северодвинска 2030) утверждена решением Совета депутатов Северодвинска от 17.12.2019 № 215 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на период до 2030 года».

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Северодвинск», распоряжением Администрации Северодвинска от 20.07.2018 № 141-ра «О разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на период до 2030 года» Администрацией Северодвинска при участии экспертного сообщества из разных сфер деятельности: науки и образования, культуры и спорта, крупного промышленного производства и малого предпринимательства, представителей общественных организаций в 2019 году разработан проект Стратегии Северодвинска 2030.

Для проработки основных приоритетных направлений развития Северодвинска до 2030 года потребовалось сформировать 20 рабочих групп и подгрупп по основным направлениям Стратегии Северодвинска 2030.

Стратегические интересы Северодвинска определены на базе запросов местного сообщества. Стратегия – это взгляд в будущее, в основу формирования «образа будущего» положены ожидания и запросы молодежи, части общества более всего думающей о будущем и поиске своего места в нем. По результатам анализа социологических опросов и индивидуального общения с представителями активной молодежи были определены проблемные моменты и направления как в молодежной сфере, так и для населения города в целом.

Основные потребности молодежи группируются в четыре блока:

1) работа – интересная, престижная, высокооплачиваемая;

2) комфортная среда для проживания и жилье – благоустройство, экология;

3) досуг – спортивный, культурный;

4) информация – доступная, достоверная, актуальная.

Из общего спектра названных проблем следует, что молодых людей наиболее волнуют самореализация в сфере профессиональной деятельности, комфортные условия проживания в различных ее аспектах, возможности для интересного проведения свободного времени.

На базе проблематики молодежной аудитории через призму государственной политики, выраженной в национальных проектах, разработанных по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», сформулированы приоритетные направления развития муниципального образования «Северодвинск» до 2030 года.

Генеральная цель Стратегии Северодвинска 2030 – обеспечение условий для всестороннего развития граждан, повышение конкурентоспособности Северодвинска как территории комфортного проживания, на основе устойчивого экономического роста в условиях реализации национальных проектов развития.

В ходе общественного обсуждения параметров Стратегии Северодвинска 2030 граждане высказали порядка 50 конструктивных предложений и замечаний по различным направлениям. Основная тема – комфортная среда: необходимость организации парковочных пространств, благоустройство парков и набережных (прогулочных мест), дворов, строительство спортивных объектов и спортплощадок во дворах; особое внимание обращалось на дороги – строительство, содержание и безопасность движения, а также внедрение современных технологий в городском хозяйстве – умные светофоры, автобусы. Эти предложения учтены при формировании проекта Стратегии Северодвинска 2030.

В целях общественного обсуждения проекта Стратегии Северодвинска 2030 и в соответствии с постановлением Главы Северодвинска от 04.10.2019 № 25 «О назначении публичных слушаний по проекту Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» 24 октября 2019 года состоялись публичные слушания, по результатам которых было принято решение рекомендовать Совету депутатов Северодвинска утвердить Стратегию социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на период до 2030 года.

В соответствии с областным законом от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ «О стратегическом планировании в Архангельской области» проект Стратегии Северодвинска 2030 прошел согласование с органами исполнительной власти Архангельской области на соответствие приоритетам и целям социально-экономического развития Архангельской области.

Мероприятия, реализуемые в рамках стратегического направления по развитию человеческого капитала, затрагивают демографическую политику, системы здравоохранения, социальной поддержки и обслуживания населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, туризма, в том числе: создание первого в Архангельской области Северного детского технопарка «Кванториум»; строительство 10 детских садов (до 2030 года); модернизация городского парка культуры и отдыха.

 Планируется построить более 7 крупных спортивных объектов в Северодвинске, в том числе при участии АО «ПО Севмаш» (средства федерального бюджета) современного 50-метрового плавательного бассейна и крытого футбольного манежа.

Изменение жилищной обеспеченности напрямую зависит от объемов строительства нового жилья. Планируется строительство и ввод в эксплуатацию жилья общей площадью не менее 617,6 тыс. кв. метров (к 2030 году), строительство 15 многоквартирных жилых домов (до 2030 года) по программе ликвидации ветхого и аварийного жилья и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Стратегией Северодвинска 2030 предусматривается обеспечение комплексного развития транспортной сети (инфраструктуры) муниципального образования «Северодвинск», строительство новых участков дорог в соответствии с потребностями населения в передвижении.

Ключевыми мероприятиями являются:

- решение наиболее острой проблемы последних лет – транспортного сообщения между островной территорией Северодвинска и его центральной частью – строительство Ягринского моста через Никольское устье Северной Двины;

- обеспечение села Нёнокса постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог – строительство автодороги;

- формирование транспортного кольца вокруг города путем строительства автодороги, соединяющей улицу Окружную с улицей Юбилейной.

Для решения задачи по адаптации к климатическим изменениям создается система берегозащиты и берегоукрепления Северодвинска. Стратегией предусмотрены строительство берегоукрепительных сооружений набережной реки Кудьмы в городе и строительство берегоукрепительных сооружений о. Ягры.

Выполнение комплекса мероприятий по повышению качества и комфорта городской среды на территории муниципального образования «Северодвинск» будет направлено на улучшение экологического состояния и внешнего облика городской среды, создание более комфортных микроклиматических, санитарно-гигиенических и эстетических условий на улицах, парках, набережных, скверах.

Предусматривается комплекс мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и информационной безопасности – реализация проектов «Умный город», «Безопасный город», «Управление пассажирскими перевозками», создание условий для организации публичных зон WI-FI.

Для финансового обеспечения реализации Стратегии Северодвинска 2030 планируется использование нескольких источников: средства федерального бюджета, средства областного бюджета, средства местного бюджета, внебюджетные источники.

Предварительная оценка объёмов финансирования первоочередных мероприятий Стратегии Северодвинска на 2019–2030 годы составляет порядка 23 млрд рублей (в ценах 2019 года).

2. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска на 2010–2020 годы

2019 год является завершающим годом реализации документа долгосрочного планирования, мероприятия которого планомерно реализовывались с 2010 года. Учитывая истечение десятилетнего срока действия данного документа, в условиях современного законодательного регулирования вопросов стратегического планирования Стратегия Северодвинска 2030 на правах преемственности включает необходимые к реализации инвестиционные проекты в перспективном периоде.

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска (далее – КИП Северодвинска) утвержден в 2010 году распоряжением Правительства Архангельской области от 23.11.2010 № 594-рп «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы» и постановлением Администрации Северодвинск от 30.11.2010 № 447-па «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы».

В целях обеспечения реализации КИП Северодвинска реализованы мероприятия следующих программ:

- долгосрочная целевая программа Архангельской области «Модернизация экономики моногорода Северодвинска на 2010–2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 30.11. 2010 № 364-пп;

- муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие инженерной инфраструктуры в целях реализации комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска на 2010–2020 годы», утвержденная постановлением Администрации Северодвинска от 30.12.2010 № 509-па.

Актуальная редакция КИП Северодвинска утверждена распоряжением Правительства Архангельской области от 26.01.2016 № 15-рп.

В 2019 году Администрация Северодвинска совместно с градообразующими предприятиями, субъектами малого и среднего предпринимательства завершили работу по реализации мероприятий и инвестиционных проектов, предусмотренных КИП Северодвинска.

Администрацией Северодвинска с 2010 года проводился мониторинг реализации инвестиционных проектов КИП Северодвинска.

По результатам мониторинга реализации проектов КИП Северодвинска (с учетом затрат на проектные работы и проведение госэкспертизы) осуществлялось финансирование 31 из 32 инвестиционных проектов КИП Северодвинска в сфере промышленности, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, а также социальной сферы.

В 2010–2019 годах на финансирование коммерческих и социальных проектов направлено 18 000,6 млн руб. (нарастающим итогом), в том числе:

- средства федерального бюджета – 11 851,5 млн руб.;

- средства областного и местного бюджетов – 582,4 млн руб.;

- внебюджетные источники (собственные и заемные средства инвесторов) – 5 566,7 млн руб.

В 2019 году на реализацию проектов КИП Северодвинска направлено 1 862,4 млн руб., в том числе по источникам финансирования:

- средства федерального бюджета – 960,9 млн руб.;

- средства областного и местного бюджетов – 137,1 млн руб.;

- внебюджетные источники (собственные и заемные средства) – 764,4 млн руб.

Объем фактических инвестиций по реализуемым проектам КИП Северодвинска по направлениям инвестирования представлен в табл. 1.4.1.

Таблица 1.4.1

Направление инвестирования Общая стоимость проектов, млн руб. Фактическое финансирование за период 2010–2019 гг., млн руб.
Проекты градообразующих организаций 21 425,9 14 611,4
Проекты других организаций промышленности 443,6 443,6
Проекты агропромышленного комплекса 626,0 200,2
Проекты субъектов малого предпринимательства 119,6 57,07
Инфраструктурные проекты 8 216,06 2 688,3
Итого по проектам КИП Северодвинска 30 831,16 18 000,6

 

За период 2010–2019 годов в рамках реализации инвестиционных проектов и мероприятий КИП Северодвинска организовано 847 новых рабочих мест, а также сохранено 5 233 рабочих места, в том числе в 2019 году организовано 50 новых рабочих мест, сохранено 242 рабочих места.

В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации по обеспечению бесперебойной работы системы комплексного мониторинга социально-экономического положения в моногородах согласно перечню от 15.10.2013 № Пр-2418 с 2010 года формировались и направлялись в министерство экономического развития Архангельской области ежеквартальные отчеты в формате, рекомендованном Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Элементом системы стратегического планирования является прогнозирование.

В отчетном году:

- прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на 2020–2022 годы разработан и направлен в министерство экономического развития Архангельской области для формирования прогноза социально-экономического развития Архангельской области по установленной форме в порядке и сроки, ежегодно определяемые Правительством Архангельской области. Разработка прогноза социально-экономического развития Северодвинска на 2020–2022 годы организована в соответствии с распоряжением Администрации Северодвинска от 05.07.2019 № 153-ра «О разработке прогноза социально-экономического развития Северодвинска на 2020–2022 годы, проекта местного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

- прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на долгосрочный период до 2030 года разработан в целях определения и формирования направлений развития муниципального образования в долгосрочной перспективе и явился основой при формировании Стратегии Северодвинска 2030. Одобрен постановлением Администрации Северодвинска от 16.08.2019 № 319-па «Об одобрении прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на долгосрочный период до 2030 года»;

- прогноз социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования «Северодвинск» на 2020–2024 годы разработан и направлен в министерство экономического развития Архангельской области в целях проводимого министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга социально-экономического развития монопрофильных населенных пунктов по установленной форме в порядке и сроки, ежегодно определяемые министерством экономического развития Российской Федерации;

- прогноз дополнительной потребности экономики и социальной сферы муниципального образования «Северодвинск» в кадрах на 2019–2025 годы разработан и направлен в министерство экономического развития Архангельской области.

4. Муниципальные программы в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» относятся к документам стратегического планирования и являются инструментом реализации системы целевых направлений социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» посредством формирования бюджета муниципального образования «Северодвинск» на основе программно-целевого метода.

В соответствии с перечнем муниципальных программ Северодвинска, утвержденным распоряжением Администрации Северодвинска от 30.06.2016 № 100-ра (в редакции от 24.08.2018), на территории Северодвинска в 2019 году реализовывались 15 муниципальных программ.

Формирование и реализация муниципальных программ Северодвинска осуществляется в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Северодвинск», утвержденного постановлением Администрации Северодвинска от 30.11.2013 № 426-па «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Северодвинск» (далее – Порядок).

Муниципальные программы формируются как интегрированная система целевых направлений социально-экономического развития муниципального образования, комплексно обеспечивающих последующую разработку и реализацию системы ресурсно и организационно обеспеченных мероприятий. Реализация комплекса муниципальных программ обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования «Северодвинск».

Достижение конкретных результатов в повышении «конкурентоспособности» муниципального образования «Северодвинск» осуществляется по следующим целевым направлениям:

1) повышение качества жизни и развитие человеческого капитала – 11 муниципальных программ;

2) инновационное развитие и модернизация экономики – 1 муниципальная программа;

3) совершенствование системы управления – 3 муниципальные программы.

Достижение поставленных целей обеспечивается за счет реализации мероприятий следующих муниципальных программ Северодвинска (табл. 1.4.2):

Таблица 1.4.2

Наименование муниципальной программы Ответственный исполнитель – орган Администрации Северодвинска Дата и номер постановления об утверждении программы

Цель 1:Повышение качества жизни и развитие человеческого капитала

1.1

Развитие социальной сферы и улучшение предоставления населению социально-значимых услуг

1.1.1

Развитие образования

1.1.1.1 Муниципальная программа «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы» Управление образования от 09.03.2016 № 58-па
1.1.2

Развитие сферы культуры, повышение качества и доступности услуг, сохранение культурного наследия

 
1.1.2.1 Муниципальная программа «Развитие сферы культуры муниципального образования «Северодвинск» на 2016–2021 годы» Управление культуры и туризма от 16.03.2016 № 64-па
1.1.3

Развитие физической культуры и спорта

1.1.3.1 Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта Северодвинска на 2016–2021 годы» Отдел физической культуры и спорта от 31.12.2015 № 653-па
1.2

Развитие социальной помощи и социальной защиты населения

1.2.1 Муниципальная программа «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2016–2021 годы» Управление социального развития, опеки и попечительства от 29.12.2015 № 637-па
1.3

Реализация молодежной политики и стимулирование активности молодежи

1.3.1 Муниципальная программа «Молодежь Северодвинска на 2016–2021 годы» Управление общественных связей и молодежной политики от 31.12.2015 № 655-па
1.4

Улучшение «среды проживания»

1.4.1

Развитие жилищного строительства и повышение доступности жилья для населения.
Развитие инженерной и социальной инфраструктуры

1.4.1.1 Муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска» Управление градостроительства и земельных отношений от 08.06.2016 № 184-па
1.4.2

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг

1.4.2.1 Муниципальная программа «Обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на территории муниципального образования «Северодвинск» на 2016–2021 годы» Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи от 23.03.2016 № 70-па
1.4.2.2 Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах городского хозяйства муниципального образования «Северодвинск» на 2016–2021 годы» Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи от 23.12.2015 № 625-па
1.4.3

Повышение экологической безопасности и защита окружающей среды

1.4.3.1 Муниципальная программа «Охрана окружающей среды Северодвинска на 2016–2021 годы» Отдел экологии и природопользования от 08.12.2015 № 604-па
1.4.4

Обеспечение безопасности населения

1.4.4.1 Муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории муниципального образования «Северодвинск» на 2016–2021 годы» Отдел гражданской защиты от 14.12.2015 № 615-па
1.4.4.2 Муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения муниципального образования «Северодвинск» на 2016–2021 годы» Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи от 31.12.2015 № 652-па

Цель 2:Инновационное развитие и модернизация экономики

2.1.1 Муниципальная программа «Экономическое развитие муниципального образования «Северодвинск» Управление экономики от 11.12.2015 № 612-па

Цель 3:Совершенствование системы управления

3.1

Развитие и совершенствование муниципальной службы, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг

 
3.1.1 Муниципальная программа «Муниципальное управление Северодвинска на 2016–2021 годы» Административно-организационное управление от 09.02.2016 № 31-па
3.2

Развитие института гражданского общества

3.2.1 Муниципальная программа «Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании «Северодвинск» на 2016–2021 годы» Управление общественных связей и молодежной политики от 10.02.2016 № 36-па
4.3

Оптимизация управления муниципальной собственностью

4.3.1 Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Северодвинска на 2016–2021 годы» Комитет по управлению муниципальным имуществом от 23.12.2015 № 626-па

 

В качестве приоритетных можно выделить такие направления как развитие социальной сферы, улучшение «среды проживания», а также повышение уровня предоставления населению Северодвинска социально-значимых услуг.

В каждой муниципальной программе определена стратегическая цель ее реализации и обозначены ожидаемые результаты по итогам выполнения. В зависимости от изменения социально-экономической ситуации в муниципальные программы ежегодно вносятся корректировки в целях решения приоритетных задач и выполнения для этого необходимых программных мероприятий.

В течение 2019 года в соответствии с требованиями Порядка внесено 64 изменения в постановления Администрации Северодвинска об утверждении муниципальных программ.

Реализация муниципальных программ Северодвинска в отчетном году осуществлялась в соответствии с планами их реализации, утвержденными заместителями Главы Администрации Северодвинска в соответствии с ведомственной подчиненностью.

В целях обеспечения эффективного управления муниципальными программами подведены итоги выполнения планов реализации муниципальных программ за 2018 год и разработаны планы на 2019 год, предусматривающие распределение обязанностей между исполнителями и участниками муниципальных программ, устанавливающие сроки и последовательность выполнения мероприятий, что в итоге позволяет предупредить возникновение проблем и отклонений хода реализации муниципальных программ.

Согласно принципам проектного управления в течение года проводился мониторинг выполнения планов муниципальных программ. В целях предупреждения возникновения отклонений хода реализации муниципальных программ от запланированного проведена оценка выполнения плана реализации муниципальных программ за первое полугодие и отчетный финансовый год.

Планы реализации муниципальных программ и отчеты об их выполнении размещены на официальном интернет-сайте Администрации Северодвинска.

Средняя степень выполнения планов реализации муниципальных программ в 2019 году согласно предварительным данным составила 97,1 % (2018 год – 90,2 %).

Муниципальные программы положены в основу планирования бюджетных ассигнований муниципального образования «Северодвинск» на 2019 год. Структура расходов местного бюджета 2019 года характеризуется увеличением доли программных расходов – 98,2 % (97,4 % в 2018 году) в общем объеме расходов местного бюджета.

В соответствии с пунктом 59 Порядка результаты реализации комплекса муниципальных программ Северодвинска будут представлены в Сводном докладе о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ Северодвинска за 2019 год в срок до 15.07.2020.

В 2019 году Администрацией Северодвинска подведены итоги реализации комплекса муниципальных программ Северодвинска за 2018 год.

Отчеты о реализации муниципальных программ за 2018 год утверждены распоряжениями Администрации Северодвинска и содержат следующую информацию:

- конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;

- перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;

- оценку фактического использования финансовых ресурсов и достигнутых показателей муниципальной программы с указанием причин их отклонения от запланированных значений за отчетный финансовый год;

- оценку возможности использования запланированных финансовых ресурсов и достижения запланированных значений показателей муниципальной программы до окончания срока ее реализации;

- результаты деятельности ответственного исполнителя (соисполнителя) муниципальной программы по управлению реализацией муниципальной программы и предложения по совершенствованию управления реализацией муниципальной программы;

- анализ неучтенных рисков реализации муниципальной программы и принятые меры по их минимизации;

- отчет о выполнении сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Северодвинска по муниципальной программе;

- сведения о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу.

Оценка эффективности муниципальных программ по итогам 2018 года была проведена с использованием алгоритма формирования отчета о реализации муниципальной программы в программном комплексе «Хранилище-КС».

Методика оценки эффективности муниципальных программ, установленная Порядком, предусматривает использование относительных показателей, характеризующих достижение целей, решение задач и освоение соответствующих финансовых средств, а также законодательное закрепление обязательности формирования отчета об исполнении бюджета в разрезе муниципальных программ.

В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 22.02.2019 № 55-па «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Северодвинска от 30.10.2013 № 426-па» в методику расчета оценки эффективности реализации муниципальной программы внесены изменения в части применения коэффициента снижения эффективности. Данный коэффициент снижает значение критерия эффективности при наличии в муниципальной программе неиспользованных в полном объеме средств вышестоящих бюджетов.

В соответствии с требованиями Порядка на основании отчетов о реализации муниципальных программ сформирован Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ Северодвинска за 2018 год (далее – Сводный доклад).

Сводный доклад утвержден заместителем Главы Администрации Северодвинска по финансово-экономическим вопросам, рассмотрен Главой Северодвинска и председателем Совета депутатов Северодвинска. Презентация Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ Северодвинска за 2018 год и полный текст размещены на сайте Администрации Северодвинска.

В 2019 году продолжила свою работу комиссия по разработке, утверждению и контролю за выполнением муниципальных программ (далее – Комиссия), которая является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления Северодвинска, получателей средств бюджета муниципального образования «Северодвинск». Проведено три заседания Комиссии, на которых подведены итоги оценки эффективности реализации муниципальных программ за 2019 год.

Комиссией принято решение признать итоги реализации муниципальных программ Северодвинска в 2018 году положительными. В целях формирования проекта местного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов решено с 01.01.2020 продлить срок реализации муниципальных программ по 2024 год включительно. В связи с реализацией проекта «Реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины в г. Северодвинске» с привлечением средств федерального и областного бюджетов в 2019–2023 годах срок реализации муниципальной программы «Развитие жилищного строительства Северодвинска на 2016–2021 годы» с 01.05.2019 продлен до 2024 года. Реализацию муниципальных программ «Повышение безопасности дорожного движения муниципального образования «Северодвинск на 2016–2021 годы» и «Муниципальное управление Северодвинска на 2016–2021 годы» решено досрочно завершить с 01.01.2020. Разработать новую муниципальную программу «Муниципальное управление Северодвинска» на период 2020–2025 годов. В наименованиях действующих муниципальных программ исключены периоды реализации.

При формировании местного бюджета на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов на основании распоряжения Администрации Северодвинска от 05.07.2019 № 153-ра «О разработке прогноза социально-экономического развития Северодвинска на 2020–2022 годы, проекта местного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» сформированы проекты постановлений о внесении изменений в муниципальные программы, объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение которых соответствуют проекту местного бюджета. Проведена экспертиза проектов на предмет обоснованности объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде, а также обоснованности выбора и определения значений показателей целей муниципальных программ, задач и мероприятий подпрограмм.

Задачами в области стратегического планирования на 2020 год являются:

разработка и формирование плана мероприятий по реализации Стратегии Северодвинска 2030;

включение мероприятий Стратегии Северодвинска 2030 в муниципальные программы;

формирование паспорта муниципального проекта по реализации национальных проектов;

разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск».

5. Участие муниципального образования «Северодвинск» в реализации государственных программ Российской Федерации

Администрация Северодвинска ежегодно принимает участие в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ, входящих в их состав) и государственных программ Архангельской области.

В 2019 году фактический объем привлеченных средств на реализацию муниципальных программ составил 4 153 040,31 тыс. рублей – 52,2 % от общего объема финансирования.

Северодвинск принимал участие в реализации 5 государственных программ Российской Федерации, 13 государственных программ Архангельской области и 2 адресных программ Архангельской области. На реализацию программных мероприятий также были привлечены средства Резервного и Дорожного фондов Архангельской области.

Фактические расходы на реализацию муниципальных программ в части привлеченных средств в сравнении с предыдущими периодами представлены в таблице 1.4.3:

Таблица 1.4.3

Источник финансирования

Фактические расходы, тыс. руб.

2019 год 2018 год (справочно) 2017 год (справочно)
Государственные программы Российской Федерации 561 230,4 ↑ 158 920,7 ↑ 86 063,1
Осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации (непрограммное направление) 79,7    
Государственные программы Архангельской области (в том числе адресные) 3 491 903,6 ↑ 2 595 512,40 ↑ 2 233 529,2
Резервный фонд Архангельской области 9 721,71 ↑ 5 069,50 ↑ 3 674,2
Дорожный фонд Архангельской области 72 044,74 ↑ 61 247,2 ↑ 56 998,5
ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ 18 060,16 ↑ 3 338,70 ↓ 596 545,2
Всего привлеченных средств 4 153 040,31 ↑ 2 824 088,5 ↓ 2 992 557,4

↑ - рост значения

↓ - снижение значения

 

По сравнению с предыдущим годом объем средств областного и федерального бюджетов, привлеченных в рамках реализации мероприятий муниципальных программ Северодвинска, возрос на 47 %.

6. Инвестиционная деятельность

Администрация Северодвинска в числе четырех пилотных муниципалитетов участвовала в реализации положений муниципального инвестиционного стандарта Архангельской области, утвержденного решением проектного комитета Архангельской области (протокол от 20.11.2018 № 6). По предварительной оценке Администрацией Северодвинска внедрено более 90 % положений Инвестиционного стандарта (показатель внедрения достигнут).

Разработан и размещен на официальном сайте Администрации Северодвинска инвестиционный паспорт муниципального образования «Северодвинск», отражающий общие сведения о территории и транспортных возможностях Северодвинска, экономических преимуществах территории, деятельности Администрации Северодвинска по созданию благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности, информацию о приоритетных инвестиционных проектах.

В целях повышения информативности и привлечения внешних инвесторов актуализирована страница муниципального образования «Северодвинск» на инвестиционном портале Архангельской области.

В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 02.10.2014 № 493-па «О формировании и ежегодном обновлении Плана создания объектов инфраструктуры и инвестиционных объектов муниципального образования «Северодвинск» сформирован и размещен на официальном сайте Администрации Северодвинска план объектов, планируемых к строительству и реконструкции на территории Северодвинска в 2019–2021 годах, утвержденный решением инвестиционной рабочей группы Администрации Северодвинска. План включает 23 инвестиционных объекта, строительство и реконструкцию которых планируется осуществить на территории муниципального образования «Северодвинск» в ближайшей перспективе.

Администрацией Северодвинска на основании предложений АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», АО «Северный рейд», ОАО «Северодвинский хлебокомбинат» сформирован перечень потенциальных площадок для инвестирования, включая 19 земельных участков разных форм собственности, предназначенных для реализации инвестиционных проектов в области развития промышленных производств, а также туризма и спорта. Площадки расположены в зоне транспортной доступности и имеют возможность технологического присоединения.

Паспорта инвестиционных площадок размещены для ознакомления на официальном сайте Администрации Северодвинска в разделе «Экономика», а также на региональных ресурсах: инвестиционном портале Архангельской области в разделе «Инвестиционная карта», официальном сайте специализированной организации по привлечению инвестиций в Архангельской области.

По инвестиционной площадке «Бассейн «Дельфин» подготовлено инвестиционное предложение для потенциальных инвесторов, в том числе разработана инвестиционная модель участия частного инвестора в проекте реконструкции бассейна «Дельфин» в формате муниципально-частного партнерства (концессионное соглашение).

Создан «Канал прямой связи для бизнеса» – электронный сервис, позволяющий оперативно рассматривать прямые обращения представителей предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе заявки на сопровождение Администрацией Северодвинска инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципального образования «Северодвинск».

Внесены изменения в регламент сопровождения инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Администрации Северодвинска от 28.07.2015 № 390-па, с целью упрощения доступа субъектов инвестиционной деятельности к процедуре сопровождения Администрацией Северодвинска инвестиционных проектов, включая информационную поддержку, получение статуса приоритетного инвестиционного проекта Северодвинска, что предоставляет возможность получения льготной ставки по земельному налогу.

Впервые проведен конкурс инвестиционных проектов, по итогам которого предоставлена финансовая поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в селе Нёнокса. За счет средств субсидии получателями приобретена сельскохозяйственная техника на сумму 1,9 млн руб. Зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство в 2020 году планируется создание двух рабочих мест.

Создан коллегиальный орган в сфере инвестиционной деятельности Администрации Северодвинска – Совет по развитию инвестиционной деятельности при Главе Северодвинска, в состав которого входят представители бизнес структур, заинтересованные в реализации инвестиционных проектов на территории Северодвинска. В ходе первого заседания Совета, проведенного 28.10.2019, сформулированы предложения по проработке вопросов, влияющих на сроки реализации инвестиционных проектов по созданию или реконструкции объектов инфраструктуры ресурсоснабжающих организаций.

В целях выявления и устранения избыточных процедур, препятствующих развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности, в соответствии с порядком, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 26.11.2015 № 89 (в редакции от 14.12.2017) «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска», и методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением заместителя Главы Администрации по финансово-экономическим вопросам от 20.04.2017 № 14-рфэ, Администрацией Северодвинска продолжено проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными актами Северодвинска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Процедура оценки регулирующего воздействия проведена в отношении четырех проектов муниципальных нормативных правовых актов (в 2018 году – три проекта). В публичных консультациях приняли участие 128 респондентов – представителей общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства, Аппарата Уполномоченного при Губерна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: