(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...
(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:
(13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.
|
|
(14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.
(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.
(16) — Что ты, милая! (17)О чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!
(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.
(22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:
(23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!
(24)На душе потеплело.
(25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)
Вопросы для анализа
1. В каком предложении текста содержится ответ на вопрос: «Почему героиня не могла заснуть?»
1) 7 2) 2 3) 3 4) 10
|
|
2. Как вы понимаете фразу героини: «На душе потеплело» (предложение 24)?
1) Надежда убедилась в том, что с отцом не случится ничего плохого.
2) Надежда наконец-то ощутила себя счастливой.
3) Героиня обрадовалась встрече с матерью.
4) Надежда была рада возвращению в свой дом.
3. Как характеризует отца Надежды информация, заключённая в предложениях 16—18? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчицы...
1) не стремится понять свою дочь.
2) считает, что жизненным трудностям надо уметь противостоять.
3) уверен, что жалость к себе лишает жизненных сил.
4) счастьем считает возможность быть рядом с близкими людьми, любить их.
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обернулся» (предложение 9).
1) превратился 2) съездил 3) оглянулся 4) окутался
5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше.
(3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны.
2) (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.
(18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!
3) (19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую.
(20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе.
4) (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.
(11) Может, он болен и скоро умрёт?
6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему отец называет героиню не Наденькой, а Надеждой!» Такая форма имени говорит...
1) о серьёзности проблемы, поставленной героиней.
2) о чрезмерно строгом отношении отца к героине.
3) о значительной разнице в возрасте отца и героини.
4) о разнице в социальном положении героя и рассказчика.
7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
1) эпитет 2) олицетворение 3) синтаксический параллелизм 4) фразеологизмы
8. Замените слово ВЕДАЕМ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
9. Из предложений 1—3 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне слова.
10. Из предложений 11 — 15 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).
11. Из предложений 1—3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени не чередуется с -у(ю), -ю(ю).
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
— Вот,(1) папа,(2)мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы.
— Несчастливы?! — повторил он удивлённо.
И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5)вроде бы ничего не понимая.
— Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!
Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук.
А когда я уезжала к себе на квартиру,(14) одинокую,(15) холодную,(16) они,(17) мать и отец,(18) стояли на лестничной площадке,(19) и плакали,(20) и махали,(21) и повторяли мне вслед:
|
|
— Мы любим тебя,(22) мы любим тебя!
13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения.
Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук.
А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:
— Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!
На душе потеплело.
Как много и мало нужно человеку для счастья!
14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Шёл уже первый час ночи,(1) когда я вышла на кухню,(2) чтобы успокоиться. А на кухне горел свет,(3) потому что там был отец,(4) который писал очередную статью. Отец часто работал по ночам,(5) и сейчас он подошёл к окну покурить. Облокотившись о подоконник,(6) отец смотрел на дождь,(7)на стекло в потёках,(8) а услышав мои шаги,(9) выпрямился и обернулся. Его лицо показалось мне таким бледным,(10) старым,(11) беспомощным,(12) морщины такими усталыми,(13) что я чуть не подумала о самом страшном. Может,(14) он болен и скоро умрёт?
15. Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ (предложение 1), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
16. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
17. Среди предложений 12—18 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
18. Среди предложений 6—15 найдите предложения с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Напишите номера этих предложений.
19. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
20. Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Справочные материалы