Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
/На экране появляется портрет писателя./
Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд №2
Учащиеся: М.М.Зощенко.
Учитель: Что вы о нём знаете?
/Учащиеся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет./
Ученик:
Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?Слайд № 3
/Если учащиеся знают, то говорят, если нет читают информацию на слайде./
Учащиеся: Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?
Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.
/Учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов./
Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Слайд № 4
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока?
Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
Ознакомление с новым материалом
Учитель: Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
Учащиеся: Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»?
Учащиеся: Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
Учащиеся: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.
Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?
/Учащиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.
Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./
Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.
Учитель: Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.
Словарная работа.
/На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
/У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах. Проверяем. Слайд № 5/