Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

Учащиеся: Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

/Работа в группах по 4 человека. Дети советуются и дают объяснение./

Учащиеся:

Тараторила без конца говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие -исправить положение

Физкультминутка

Учитель: Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.

Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».

Упражнения

1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.

3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.

Методические указания

Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.

Выполнять повороты, спину держать прямо.

Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.

Продолжение чтения произведения

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

Учитель: Почему это произошло?

Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение рассказа до конца.

Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?

Учащиеся: Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.

2. Каждому ученику предлагается тест (Приложение 2). Дети работают самостоятельно. Проверка. Ответы на вопросы, является подготовкой для следующего этапа работы.

3. На доске дается план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание (Приложение № 3).

Слайд № 6

4. Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе (Приложение № 4).

Слайд № 7,8

Подведение итогов урока.

Беседа о смысле выражения «золотые слова».

Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?

Учащиеся: Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).

Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?

Учитель: В чем она заключается?

Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.

Прием «Эссе»

Предварительный этап:

- работа в черновиках;

- внесение поправок (может осуществляться в паре в процессе взаимообмена);

- редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

Чтение перед классом.

Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Ученик: Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.

Домашнее задание.

· Составить краткий пересказ текста.

· Выразительное чтение по ролям.

Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: