Апробация материалов выпускной квалификационной работы проводилась в г. Петрозаводске на базе ООО «Туристическая компания Русский Север» и МБОУ «Гимназия № 17 им П.О.Коргана» в 2017-2018 годах.
В рамках летнего туристского сезона 2017 года в рассматриваемую туристскую компанию обратились представители администрации одного из лицеев г. Санкт-Петербурга с целью организации образовательной поездки для учащихся 9 класса. Приезд в г. Петрозаводск был запланирован на 5 июля для того, чтобы погодные условия и открытие судоходной навигации позволили группе учащихся посетить максимальное количество достопримечательностей Республики Карелия, а также Соловецкие острова.
Количество учащихся в поездке – 10 человек, в соответствии с правилами организованной перевозки группы детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177) их сопровождал 1 человек (учитель географии) [33].
Стадия планирования началась в январе 2017 года, когда администрация школы отправила в туристскую компанию заявку на обслуживание экскурсионной группы школьников. Перед фирмой стоял ряд важных задач:
|
|
· разработать и максимально оптимизировать маршрут;
· согласовать его со всеми контролирующими органами – Министерством внутренних дел по Республике Карелия и Главным управлением МЧС РФ по Республике Карелия;
· уделить особое внимание транспортной безопасности, поскольку все автобусы и водные суда обязаны соответствовать требованиям, регламентированным вышеуказанными органами.
Транспортом до г. Петрозаводска был выбран поезд № 806Ч «Ласточка», так как документально организовать такой вариант было намного проще, в сравнении с трансфером на автобусе.
Сотрудниками туристской компании был разработан индивидуальный маршрут, заранее согласованный с учителем географии - организатором поездки.
План поездки был представлен следующим образом:
· 5 июля – 12:00 прибытие в Петрозаводск, размещение в гостинице «Заречная», обед, 16:00 – пешеходная обзорная экскурсия по городу с индивидуальным гидом, ужин;
· 6 июля – завтрак, в 12:00 отправление группы на остров Кижи, экскурсия по острову направленная на знакомство с основными ремеслами заонежских крестьян, обед на острове, 17:30 – отправление в Петрозаводск, ужин;
· 7 июля – завтрак, 10:00 – автобусная экскурсия на водопад Кивач с посещением курорта «Марциальные воды» с индивидуальным гидом (по пути экскурсовод рассказывал о природе Карелии и её хозяйственном освоении), обед, 16:00 – возвращение в Петрозаводск, отдых, ужин;
· 8 июля – 01:00 отправление автобуса в г. Беломорск, 8:00 отправление теплохода на Соловецкие острова, завтрак на теплоходе, 12:00 – прибытие теплохода, экскурсии, обед на острове, 19:00 – отправление теплохода в Беломорск, ужин на теплоходе, 04:30 – прибытие в Петрозаводск;
|
|
· 9 июля – завтрак, обед, 15:00 – автобусная экскурсия в Ботанический сад ПетрГУ, возвращение в Петрозаводск, ужин;
· 10 июля – завтрак, 08:00 – отправление автобуса в г. Сортавала, водный переход по Ладожскому озеру на остров Валаам, экскурсия по монастырю, обед в монастырской трапезной, отправление в Сортавала, прибытие в г. Петрозаводск в 22:00;
· 11 июля – завтрак, выселение из гостиницы, 14:00 – экскурсия в Краеведческий музей, обед, 15:30 – экскурсия в Галерею промышленной истории, 18:00 – отправление поезда в Санкт-Петербург.
Поездка была совершена в соответствии с заявленным планом, никаких отклонений и экстренных ситуаций не возникло. При посадке группы на теплоход, следующий на о. Кижи, присутствовал сотрудник МЧС, осуществлявший проверку документов учащихся – паспорта и доверенности от родителей. Компанией была предоставлена скидка на экскурсионное обслуживание в размере 20%.
В рамках поездки на остров Кижи учителем географии, сопровождающим детей, был предложен к выполнению фотопроект. Учащимся предлагалось работать индивидуально, производить фотосъемку местности и завершить её финальным докладом про достопримечательности. В ходе разговора с учителем было решено разнообразить план, таким образом, был заложен фундамент нового проекта, не носившего на тот момент названия. В ходе него учащимся предлагалось разбиться на группы по 3 человека, где каждый выполнял свою роль («режиссер», «фотограф» и «журналист»). В компетенции режиссера было построение максимально точной для ответа композиции и руководство деятельностью других участников. Фотограф собирал фотопортфолио проекта. Журналист готовил описание каждой сделанной командой фотографии, занимался сбором дополнительной информации, опрашивая работников музея и экскурсовода. Финалом проектной деятельности являлась защита в виде стендовых докладов или презентаций, которую школьники совершили по возвращении в Санкт-Петербург.
Поездка была совершена успешно. Нам удалось поработать с детьми в ходе выполнения проекта на острове, мы с учителем сошлись на мнении, что доработанный вариант оказался намного полезнее, интереснее и, к тому же, затрагивал разные формы работы (рис. 23).
Стоит отметить, что для данного учебного заведения поездки для старшеклассников за территорию Ленинградской области являются традицией, однако, в г. Петрозаводск они отправляли группу учащихся впервые. Считаем, что данный выбор был обоснован активной маркетинговой политикой компании в г. Санкт-Петербурге.
В конце каждого дня поездки в гостинице учителем организовывались подведения итогов дня, в ходе которого учащиеся рассказывали своим товарищам о своих впечатлениях от поездки.
Рассмотрим поездку с точки зрения методики обучения географии.
Цели:
1. Образовательные:
· Закрепить материал по курсу География России, раздел «Природно-хозяйственные регионы России», темы «Северо-запад. Географическое положение, основные черты природы» и «Северо-запад. Население и хозяйство» (9 класс);
· Проанализировать степень усвоения материала;
· Устранить пробелы в знаниях;
· Выработать знания и умения;
· Закрепить УУД по данному учебному материалу.
2. Развивающие
· Развивать интерес к конкретной деятельности;
· Развивать эмоции учащихся;
· Развивать интерес к предмету;
· Развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
· Учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия.
3. Воспитательные
· Пробудить чувства учащихся;
· Убедить учащихся в научной, практической, жизненной значимости поездки;
|
|
· Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости;
· Содействовать формированию мировоззренческих понятий;
· Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.
В ходе образовательной поездки были достигнуты результаты:
1. Личностные
· Ценность Родины;
· Ценность образования;
· Ценность здоровья;
· Ценность природы.
2. Регулятивные
· Умение развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
· Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
3. Познавательные
· Умения определять понятия, устанавливать аналогии;
· Умение наблюдать, слушать;
· Умение анализировать, обобщать.
4. Коммуникативные
· Умение работать индивидуально и в группе;
· Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· Умение задавать вопросы по теме.
В 2018 году апробация практической части исследования продолжилась на базе образовательного учреждения – МБОУ «Гимназия № 17 им. П.О. Коргана». В ходе летнего туристского сезона был разработан фотопроект «Секреты Заонежья», направленный на развитие умений и навыков по самостоятельному приобретению и использованию знаний краеведческого характера для решения познавательных и практических задач (рис. 21).
Метод проектов является способом достижения дидактической цели с помощью определенной технологии, завершающийся реальным, осязаемым, оформленным практическим результатом. Основное предназначение проекта – предоставить учащимся возможность самостоятельно приобрести знания в ходе решения практической задачи, интегрирующей межпредметные знания. Данный метод широко внедряется в образовательную практику благодаря вводу ФГОС общего образования.
В новых стандартах образования проектная деятельность является одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности, итогом его освоения является защита монопредметного или межпредметного проекта. Введение в педагогический процесс исследовательской деятельности учащихся является не только вспомогательным средством для учителя, но и помогает ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
|
|
Проект «Секреты Заонежья» проводился в 7 классе в начале декабря 2018 года.
Цели и задачи проекта (рис. 22):
· Знакомство учащихся с проектной деятельностью (первый опыт);
· Расширение краеведческого кругозора;
· Совершенствование умения работать в группах, систематизировать информацию, ориентироваться в собственной системе знаний и работать с различными источниками информации;
· Развитие ИКТ-компетентности.
За основу проекта была принята учебно-экскурсионная однодневная поездка на остров Кижи. Поездку лучше организовать в июне или июле, поскольку именно в эти месяцы будет учтен важный компонент – судовая навигация на Онежском озере будет открыта.
На этапе подготовки необходимо собрать разрешение родителей, сформировать денежный фонд поездки (примерно 2000 рублей с человека), а также назначить сопровождающих (из расчета 1 сопровождающий на 8-12 детей по требованиям МВД). Далее, учителем через турфирму бронируются и оплачиваются билеты на теплоход, а также входные билеты в музей-заповедник.
В день поездки организуется сбор группы у причалов водного вокзала г. Петрозаводска в 10:20, в 10:40 начинается посадка на теплоход. В 11:00 теплоход отправляется. Время пути до острова составляет 1 час 15 минут. По прибытии на остров учащихся будет ожидать индивидуальный гид. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с историей всемирно известного музея деревянного зодчества русского Севера. Знакомятся с культурой и бытом заонежских крестьян, посещают построенный в 18-19 веках архитектурный ансамбль, который составляют Спасо-Преображенский храм, Покровская церковь и шатровая колокольня. В ходе экскурсии учащиеся делают записи в полевой дневник. Время экскурсии составляет 2,5 часа. По её окончании на острове запланирован обед, а также свободное время на выполнение заданий проекта. В 16:30 теплоход отправляется обратно в Петрозаводск.
Перед поездкой учащимся предлагается ряд вопросов и заданий, которые они должны выполнить в ходе поездки. Для более полного и глубокого ответа учащиеся используют фотографии, сделанные во время экскурсии.
Было решено использовать имевшийся опыт поездки с учащимися из Санкт-Петербурга, но ситуацию усложнял сезон – педагогическая практика проходила зимой и навигация на Онежском озере была закрыта.
Адаптацией под аудиторные занятия являлся новый проект «Секреты Заонежья». Основное содержание разработки и роли учащихся сохранялись, однако, вся работа совершалась детьми виртуально. Роль «фотограф» трансформировалась в «оператор», данный человек работал с фото и видеоматериалами по теме, журналист готовил текстовый материал, режиссер составлял общую композицию и руководил оформлением результата, который представлялся в форме презентации, стендового доклада или даже фильма. На следующий день проводился небольшой семинар, на котором учащиеся представляли ответы и рассуждения на вопросы к проекту, делясь фотографиями. Отметки выставляются только за ответы на учебные вопросы.
Календарь проекта
· 23 ноября – дано объявление о старте проекта на классном часе. Учащимся сообщалось содержание и роли участников. Также предлагалось начать составлять команды из 3 человек при помощи учителя и организатора
· 24 ноября – организатор начал готовить материалы для виртуального путешествия по о. Кижи: интернет источники, фотографии, доп. материалы. Окончательное согласование состава команд в ходе классного часа. Учащимся с особенными потребностями и учащимся с выдающимися способностями предлагались дополнительные задания.
· 30 ноября – день проекта, проводился в кабинете информатики за компьютерами. Учащиеся работали в командах и собирали необходимый материал с помощью Интернет источников и дополнительной литературы. На одну команду требовалось 1 или 2 компьютера. На протяжении следующей недели у учащихся была возможность систематизировать материал, подготовить свою презентацию и ответить на вопросы. Учащиеся с выдающимися способностями готовили ответы, свои материалы и доп. задания.
· 7 декабря – день презентации, учащиеся представляли свои ответы и презентации классу, организатору и учителю. В конце проводилось закрытое голосование на звание лучшей команды, в котором участвовали классный руководитель и приглашенные студенты.
Примеры вопросов, на которые учащимся необходимо было ответить в ходе выполнения проекта:
1. Основополагающий вопрос: Что есть символ Заонежья?
2. Дополнительные вопросы:
· Каков быт заонежских крестьян?
· Каким образом он (быт крестьян) с нами и по сей день?
· Насколько велико влияние истории на географию?
· Чью историю рассказывает фотография?
3. Учебные вопросы:
· Что, по одной из версий, означает название «Кижи»?
· Какими были традиционные занятия населения Заонежья в конце 19-начале 20 вв.?
· Что Вы можете рассказать о дереве – основном строительном материале северных зодчих? Какие основные строительные породы леса Вы знаете?
· Что Вы можете рассказать о крестьянском доме в Заонежье? Какие основные типы домов-комплексов Вы знаете?
Защита проекта на семинаре происходила по группам. Группа давала ответ на один основополагающий, четыре дополнительных и несколько учебных вопросов. Стоит учесть, что ответы на учебные вопросы в данном варианте работы должны предлагаться индивидуально каждым участником проекта.
Адаптация проекта для детей с особыми потребностями.
1. С ограничениями по зрению
Учащийся присоединяется к одной из групп и участвует в обсуждении идей. Это позволит ему адаптироваться в ситуации и уловить информацию о выполнении проекта. После основного дня проекта ему предлагается написать стихотворение «Символ Заонежья», выполнение задания происходит при участии родителей. В день презентации учащийся представляет выполненное задание классу.
2. С ограничениями по слуху
Задания и вопросы к проекту предлагаются в распечатанном виде каждой команде, это позволит учащемуся понять все задания. В команде ему предлагается роль «фотограф».
3. Для учащихся, которые владеют русским языком как иностранным
Поскольку русский язык является рабочим в проекте, то необходимо отталкиваться от владения им таким учащимся. Идеальной ролью для него будет «журналист», в ходе которой он сможет максимально практиковать язык и вести записи. Если ему трудно конспектировать, то ответы можно предлагать в упрощенных схемах. Если владение русским языком у него на недостаточном для этой роли уровне, то ему предлагается роль «фотограф». В любом случае, он будет вовлечен в обсуждение.
Если родная страна такого ученика содержит какие-либо элементы русской культуры, то, ему предлагается дополнительное задание в виде презентации фотографий данных элементов под традиционное музыкальное сопровождение.
Адаптация для детей с выдающимися способностями.
В данном случае необходимо отталкиваться от того, в каких именно дисциплинах ребенок обладает способностями:
· Музыка – в день презентации результатов проекта учащемуся предлагается исполнить на музыкальном инструменте традиционные карельские мотивы, которые он может выбрать сам и адаптировать под свой музыкальный инструмент. Об этом учащийся оповещается заранее;
· ИЗО – учащемуся дается роль «фотограф» в команде, помимо этого ему предлагается нарисовать композицию под названием «Символ Заонежья». Об этом он оповещается заранее и может приступать к работе не обязательно в день проекта;
· Физика и математика – в презентацию проекта включить статистические данные об острове, конструкционных особенностях и реставрации Церкви Преображения Господня;
· Биология и химия – в презентацию проекта включить информацию об экологической обстановке острова Кижи и ООПТ;
· Русский язык и литература – ответ на основополагающий вопрос необходимо сделать в виде стихотворения.
Оценивание проекта - бальное, по критериям:
· Структурный (логичность, культура исполнения);
· Теоретический (целостность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность);
· Исследовательский (соответствие теоретической и практической частей, корректность методов исследования, результативность исследования, элементы исследовательской компетентности).
Цели и задачи проекта были достигнуты в полном объеме. Учащиеся проявили значительный интерес к теме проекта, высокую степень мотивации и показали хорошие результаты. Продуктами проекта являлись презентации, видео, рисунки и плакаты. В ходе подготовки презентаций особое внимание уделялось правилам их оформления, а также соблюдению временных рамок доклада (рис. 24).
Необходимо также сделать акцент на том, что проект «Секреты Заонежья» был создан в активном сотрудничестве «Туристической компании Русский Север» и МБОУ «Гимназия № 17 им. П.О.Коргана». Если рассматривать школьные проекты как туристский продукт и маркетинговую стратегию, можно сделать вывод, что он привлек интерес учащихся, их родителей и сотрудников школы, которые в дальнейшем стали клиентами фирмы. Разработка учебных проектов стала новым направлением деятельности компании.
Заключение
Грамотно организованная образовательная поездка способна обеспечить не только хороший отдых и физическое совершенствование учащихся, а также расширяет их кругозор, воспитывает любовь к природе, чувство коллективизма, дисциплинирует, прививает инициативность и самостоятельность.
Подводя итог проделанной работы, следует отметить, что учебно-воспитательный процесс сильно ограничивается, если жестко следовать классно-урочной системе. Учебный план включает в себя предметы, требующие выхода учащихся за пределы здания школы, пожалуй, самым ярким примером является география. Среди различных видов внеаудиторной деятельности особое комплексное решение различных учебно-воспитательных проблем принадлежит туристско-краеведческой деятельности. Туристская работа является одним из наиболее действенных и эффективных методов воспитания школьников и служит обязательной формой внеклассной работы.
Туризм на современном этапе выступает средством познавательного активного отдыха. Одним из эффективных способов привлечения новой клиентуры для туристской компании может являться организация образовательных поездок и экскурсий для школьников, а также непосредственное участие в разработке учебных маршрутов. В Республике Карелия существует возможность построить множество образовательных маршрутов для школьников и студентов в рамках изучения естественнонаучных и общественных дисциплин.
Природные условия Республики Карелия влияют на развитие туризма с разных сторон. Таким образом, климат региона часто оказывают негативное влияние на инфраструктуру, ограничивая длительность летнего туристского сезона, затрудняя оказание качественных транспортных услуг. С другой стороны, географическое положение Карелии обеспечивает туристам возможность познакомиться с множеством уникальных природных объектов и туристских дестинаций. В этих условиях туристским компаниям особенно важно уделять большое внимание качеству и уровню оказываемых услуг.
Грамотно выстроенная стратегия проведения экскурсий и финансового стимулирования, ориентированного на данные группы, дает возможность образовательным учреждениям и туристским компаниям развиваться в желаемых направлениях. Активная работа со школами, предоставление качественного туристского продукта, совершенствование отдела маркетинга поможет турфирмам привлечь новых клиентов среди образовательных организаций, а родители и сопровождающие, участвующие в организации экскурсий для своих детей, будут в дальнейшем с большей вероятностью пользоваться услугами именно этой фирмы для личных поездок. Таким образом, плодотворное сотрудничество туристской компании и образовательного учреждения будет благоприятным для обеих сторон.
Одной из самых действенных стратегий туристского маркетинга, являющейся одновременно педагогической технологией, выступает метод проектной деятельности. Она помогает задействовать в процессе обучения всех учащихся, вносит разнообразие в образовательный процесс, развивает не только систему знаний, умений и навыков по конкретному предмету, но и совершенствует универсальные учебные действия и активизирует межпредметные связи.