Организующий мотив поэмы «Двенадцать» –
мотив пути
реальное шествие двенадцати символическое движение
красногвардейцев по улицам истории, метафора смены
зимнего Петрограда поколений
Основные образы-символы в поэме
Вечер, ночь | Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет. |
Снег | Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними. |
Ветер, вьюга | Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата. |
Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле | Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки. |
Двенадцать | Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек. |
Ванька | Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа. |
Катька | Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение. |
Петруха | Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра. |
Мировой пожар | Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира). |
Паршивый пес (пес голодный) | Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.) |
Исус Христос | Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути. |
Музыка | Центральный символический образ поэмы, по Блоку, музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным. |
АКМЕИЗМ
|
|
|
|
Акмеизм (греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – одна из наиболее значительных поэтических школ 10-х гг. XX века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма.
Основные черты философии и эстетики акмеизма:
1) основной принципа изображения мира – признание ценности мира в целом, во всех его проявлениях, от самых «высоких» до самых «низких»;
2) высшая цель творчества – научить человека вновь воспринимать мир как нечто прекрасное, в самых обыденных явлениях чувствовать праздник;
3) в отличие от символистов, акмеисты полагали, что истину, божественную идею можно обрести, если с любовью и восхищением всматриваться в явления реальной действительности, обычные вещи и воссоздавать их в своих произведениях, поэтому художественный мир акмеизма – это мир «вещный».
Н.С. Гумилев
(1886-1921)
1. Раннее творчество (неороманти-ческий этап) (1905 – 1912 (1914) | Гумилев изображает два мира: мир действительности, где царят уныние и безнадежность, и мир мечты, где происходят значительные события, живут удивительные герои, блистают яркие краски. Но поэт настаивает на том, что человек может воплотить мечту в жизнь, тогда мир действительности станет таким же прекрасным, как и мир мечты. Лирический герой этого периода – воин, завоеватель, рыцарь, человек, готовый к борьбе, решительный и уверенный в себе. | Сборники «Романтические цветы», «Жемчуга» и др. |
2. Зрелое творчество (акмеисти-ческий этап) (1912 (1914) –1918) | Гумилев выдвигает концепцию мира, согласно которой реальная жизнь, во всех ее проявлениях благословляемая Богом, есть высшая ценность. Таким образом, ситуация двоемирия снимается. Художественный мир Гумилева – это мир реальных вещей, в которых поэт прозревает божественный замысел. | Сборники «Колчан», «Шатер» и др. |
3. Позднее творчество (постакме-истический этап) (1918 - 1921) | Гумилев обращается к эстетике символизма, его стихи теряют акмеистическую ясность, но зато приобретают большую смысловую глубину. В произведениях этого периода нарастают трагические ноты, мир уже больше не кажется прекрасным и праздничным. | Сборники «Костер», «Огненный столп» и др. |
А.А. Ахматова
(1889-1966)
(раннее творчество)
К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».
Название сборника | Основная лирическая ситуация |
«Вечер» | Ситуация ожидания любви, которая является необходимым условием жизни для лирической героини |
«Четки» | Любовь приходит к лирической героине, но она приносит с собой только страдания, более того, ведет к смерти. Лирическая героиня не может жить без любви, но и с любовью не может. Путь, который она выбирает для себя – это путь покаяния в грехах, путь послушничества. |
«Белая стая» | Понимание трагизма существования отдельной личности перерастает в осознание трагизма бытия, ощущение хрупкости мира становится основой мироощущения в стихах этого цикла |
|
|