Глава 8. Простые прыжки

П рыжковые упражнения — важное средство физиче­ского воспитания, оказывающее разностороннее воздей­ствие на личность занимающихся. Они являются хорошим средством воспитания скоростно-силовых качеств, форми­рования прикладных навыков быстрого и экономного пре­

одоления препятствий, воспитания решительности и сме­лости, развития двигательных способностей, укрепления мышц ног, повышения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

К простым прыжкам относятся прыжки на месте, в глу­бину, в длину, в высоту, высоко-далекие, в «окно», с подкид­ного и пружинного мостика, с короткой скакалкой, через длинную скакалку. Каждый из перечисленных видов прыж­ков может включать разбег, толчок одной или обеими но­гами, полет и приземление. Усложнение прыжковых упраж­нений происходит за счет выполнения прыжков через раз­личные препятствия.

М ногообразие простых прыжков позволяет применять их на занятиях с различными категориями занимающихся. На уроках физической культуры в образовательных учреждени­ях простые прыжки применяются при изучении упражнений основной гимнастики. Их можно использовать как средство обучения на занятиях гимнастикой в ДЮСШ. Кроме того, различные варианты простых прыжков используются в воен­но-прикладных целях и в разных видах спорта (легкая атле­тика, прыжки на лыжах, прыжки в воду и др.). С их помо­щью можно приобрести различные двигательные навыки в военно-прикладной и профессиональной деятельности.

П ростые, или неопорные, прыжки — важный этап на­чальной подготовки гимнастов. Обучение следует начинать с прыжков на месте, выполняемых на двух и одной ногах с различными поворотами и движениями рук. Усложнять выполнение простых прыжков можно увеличением высоты препятствий.

П ростые прыжки могут применяться в сочетании с дру­гими прикладными упражнениями, например метанием или простейшими акробатическими упражнениями. Их можно выполнять индивидушьно и группами, с поворотами, дополни­тельными движениями рук, ног и туловища. Простые прыж­ки необходимо выполнять в соответствии с требованиями техники исполнения, соблюдая «гимнастический стиль», т. е. устойчивую позу приземления, соответствующее четкое

положение тела в полете, тонные движения руками, ногами, туловищем и головой.

Прыжки на месте и в глубину

Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Они усложняются за счет различных движений дру­гими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом, коли­чеством подскоков, например:

• Прыжки на двух ногах.

• Прыжки на одной ноге.

• Чередование прыжков на одной и двух ногах.

• Прыжки с поворотами на 90° и 180°.

• Прыжки с различными движениями рук (хлопки, махи и др.).

Прыжки в глубину (с высоты) способствуют формиро­ванию прикладных и гимнастических навыков. Они вы­полняются с различных гимнастических снарядов, начи­ная с гимнастической скамейки и далее с бревна, коня, козла, специальной подвесной площадки, укрепленной на гимнастической стенке (рис. 8.1). Кроме того, можно ис­пользовать наклонную и горизонтальную лестницы, горку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки в глубину применяются для обучения мягкому и устойчивому приземлению.

Н ачинать обучение лучше с позы приземления, которая отрабатывается сначала на полу. Это подъемы на носки и опускание на всю стопу; то же, но с последующим сгиба­нием ног во всех суставах до полу приседа. Сначала можно держаться за опору руками, а потом и без нее. Затем уп­ражнения повторяются после выпрыгивания вверх и удер­жания позы приземления. После выпрыгивания вверх опоры (пола, матов) сначала касаются носки, затем проис­ходит перекат на пятки, т. е. на всю стопу, и сгибание ног во всех суставах до полуприседа (ноги вместе). Туловище при этом наклоняется вперед, руки остаются вверху, вся поза способствует устойчивому приземлению (рис. 8.2).

П о мере освоения позы приземления изучаются прыжки в глубину. Наиболее приемлемая высота спрыгивания — это высота гимнастической скамейки (30 см). Прыжки с нее можно выполнять из стоек продольно и поперек, шагом одной ногой, то же с поворотами (налево, направо), затем толчком двумя ногами. После освоения прыжков с гимна­стической скамейки можно перейти на более высокие гим­настические снаряды: бревно, конь, козел, подвесная пло­щадка (рис. 8.3). Выполнять оттуда прыжки можно из упора сидя махом ног вперед, из упора присев и из положений стоя (как с гимнастической скамейки).

Д алее прыжки можно применять с бросками и ловлей мяча во время полета, с различными движениями рук и ног: ноги врозь, согнув ноги вперед или назад, прогнувшись, согнувшись, согнув одну ногу с хлопком под ней, а также с поворотами. Можно выполнять прыжки в глубину с пере­прыгиванием через препятствие (гимнастическая палка, веревочка), шагом одной или толчком двумя ногами, а также в обруч, удерживаемый на той или иной высоте, с призем­лением в пределах заданной площади (начерченный круг, квадрат и т. п.).

У сложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений рука­ми в фазе полета, удаления места приземления и ограни­чения его площади. Прыжки в глубину подбираются в за­висимости от решаемой задачи урока. При всех вариантах их проведения должно обеспечиваться точное и безопасное приземление — на маты или горку матов. Сложность прыж­ка должна соответствовать уровню подготовленности зани­мающихся.

П рыжок согнувшись является способом прыжка в «окно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: