П рыжковые упражнения — важное средство физического воспитания, оказывающее разностороннее воздействие на личность занимающихся. Они являются хорошим средством воспитания скоростно-силовых качеств, формирования прикладных навыков быстрого и экономного пре
одоления препятствий, воспитания решительности и смелости, развития двигательных способностей, укрепления мышц ног, повышения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
К простым прыжкам относятся прыжки на месте, в глубину, в длину, в высоту, высоко-далекие, в «окно», с подкидного и пружинного мостика, с короткой скакалкой, через длинную скакалку. Каждый из перечисленных видов прыжков может включать разбег, толчок одной или обеими ногами, полет и приземление. Усложнение прыжковых упражнений происходит за счет выполнения прыжков через различные препятствия.
М ногообразие простых прыжков позволяет применять их на занятиях с различными категориями занимающихся. На уроках физической культуры в образовательных учреждениях простые прыжки применяются при изучении упражнений основной гимнастики. Их можно использовать как средство обучения на занятиях гимнастикой в ДЮСШ. Кроме того, различные варианты простых прыжков используются в военно-прикладных целях и в разных видах спорта (легкая атлетика, прыжки на лыжах, прыжки в воду и др.). С их помощью можно приобрести различные двигательные навыки в военно-прикладной и профессиональной деятельности.
П ростые, или неопорные, прыжки — важный этап начальной подготовки гимнастов. Обучение следует начинать с прыжков на месте, выполняемых на двух и одной ногах с различными поворотами и движениями рук. Усложнять выполнение простых прыжков можно увеличением высоты препятствий.
П ростые прыжки могут применяться в сочетании с другими прикладными упражнениями, например метанием или простейшими акробатическими упражнениями. Их можно выполнять индивидушьно и группами, с поворотами, дополнительными движениями рук, ног и туловища. Простые прыжки необходимо выполнять в соответствии с требованиями техники исполнения, соблюдая «гимнастический стиль», т. е. устойчивую позу приземления, соответствующее четкое
положение тела в полете, тонные движения руками, ногами, туловищем и головой.
Прыжки на месте и в глубину
Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Они усложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом, количеством подскоков, например:
• Прыжки на двух ногах.
• Прыжки на одной ноге.
• Чередование прыжков на одной и двух ногах.
• Прыжки с поворотами на 90° и 180°.
• Прыжки с различными движениями рук (хлопки, махи и др.).
Прыжки в глубину (с высоты) способствуют формированию прикладных и гимнастических навыков. Они выполняются с различных гимнастических снарядов, начиная с гимнастической скамейки и далее с бревна, коня, козла, специальной подвесной площадки, укрепленной на гимнастической стенке (рис. 8.1). Кроме того, можно использовать наклонную и горизонтальную лестницы, горку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки в глубину применяются для обучения мягкому и устойчивому приземлению.
Н ачинать обучение лучше с позы приземления, которая отрабатывается сначала на полу. Это подъемы на носки и опускание на всю стопу; то же, но с последующим сгибанием ног во всех суставах до полу приседа. Сначала можно держаться за опору руками, а потом и без нее. Затем упражнения повторяются после выпрыгивания вверх и удержания позы приземления. После выпрыгивания вверх опоры (пола, матов) сначала касаются носки, затем происходит перекат на пятки, т. е. на всю стопу, и сгибание ног во всех суставах до полуприседа (ноги вместе). Туловище при этом наклоняется вперед, руки остаются вверху, вся поза способствует устойчивому приземлению (рис. 8.2).
П о мере освоения позы приземления изучаются прыжки в глубину. Наиболее приемлемая высота спрыгивания — это высота гимнастической скамейки (30 см). Прыжки с нее можно выполнять из стоек продольно и поперек, шагом одной ногой, то же с поворотами (налево, направо), затем толчком двумя ногами. После освоения прыжков с гимнастической скамейки можно перейти на более высокие гимнастические снаряды: бревно, конь, козел, подвесная площадка (рис. 8.3). Выполнять оттуда прыжки можно из упора сидя махом ног вперед, из упора присев и из положений стоя (как с гимнастической скамейки).
Д алее прыжки можно применять с бросками и ловлей мяча во время полета, с различными движениями рук и ног: ноги врозь, согнув ноги вперед или назад, прогнувшись, согнувшись, согнув одну ногу с хлопком под ней, а также с поворотами. Можно выполнять прыжки в глубину с перепрыгиванием через препятствие (гимнастическая палка, веревочка), шагом одной или толчком двумя ногами, а также в обруч, удерживаемый на той или иной высоте, с приземлением в пределах заданной площади (начерченный круг, квадрат и т. п.).
У сложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыжки в глубину подбираются в зависимости от решаемой задачи урока. При всех вариантах их проведения должно обеспечиваться точное и безопасное приземление — на маты или горку матов. Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
П рыжок согнувшись является способом прыжка в «окно».