Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Описывая методические приемы формирования представлений о величине у детей, рассмотрите:
- обучение детей различению признаков величины; способам обследования и сравнению предметов по протяженности;
- установление размерных отношений и упорядочивание по величине;
- сравнение предметов опосредованным способом;
- установление размерных отношений и упорядочивание по величине;
- формирование представлений об относительности и транзитивности величины на основе изучения отношений в упорядоченной по величине группе;
- развитие глазомера и обучение способам уравнивания предметов разной величины;
- развитие способности видеть в предмете три измерения независимо от расположения в пространстве.
При выполнении практического задания дайте аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Литература:
1. Белошистая А.В.. Обучение математике в ДОУ: методическое пособие / А.В. Белошистая. – Москва: Айрис-Пресс, 2005 – 319 с.
2. Белошистая А. 3. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студентов дошк. ф-тов высш. пед. уч. зав. / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 399 с.
3.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1998.- 158 c.
4.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1992.
5.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Новикова Н. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
6.Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / под.ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
7.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. /Е.И. Щербакова.- М.: Академия, 2000. – 272 с.
8.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. /Михайлова З.А. и др. – СПб.: Детство-пресс,2008. – 377 с.
9.Фрейлах Н.И. Методика математического развития \Н.И. Фрейлах. - Москва: Форум, 2006. – 303 с.
Вариант 6
Тема: Формирование представлений об измерении объёма жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
Основная часть
Понятие об измерении.
Значение развития у дошкольников представлений об измерении.
3. Особенности развития представлений об измерении у детей.
4. Анализ программных задач.
Методика обучения измерению объёма жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Разработка фрагмента занятия на измерение объёма жидких или сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Методические указания
Изучив рекомендованную литературу, раскройте сущность понятия "измерение", покажите значение измерительных умений у дошкольников, необходимость освоения дошкольниками общепринятых мер и способов измерения для более полного понимания сущности измерения, осознания его как одного из важнейших видов человеческой деятельности, выработки трудовых навыков, подготовки к решению задач.
На основе анализа программы проанализируйте программные требования в разных возрастных группах и представьте материал в таблице.
Программные требования
Старшая группа | Подготовительная группа |
Описывая методические приемы формирования у детей измерительных умений, выделите правила измерения о бъёма жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки, рассмотрите подробно введение детей в измерение, последовательность и содержание работы, укажите возможные ошибки детей.
Освоение измерения детьми дошкольного возраста
Возрастная группа | этап развития измерения | содержание | средства и эталоны измерения |
Освоение дошкольниками правил измерения
Виды измерения | Правила измерения | Трудности в освоении измерения | Педагогические рекомендации |
Измерение протяженности | |||
Измерение объёма |
При выполнении практического задания представьте фрагмент занятия на развитие измерительных умений объёма жидких или сыпучих веществ с помощью условной мерки с определением темы, программного содержания, фиксацией организации обстановки и раскрытием приемов процесса измерения.
Литература:
1. Белошистая А. 3. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студентов дошк. ф-тов высш. пед. уч. зав. / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 399 с.
3. Березина Л. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах и мерах измерения протяженностей, массы, объема. Уч. зап. ЛГПИ Т.74 Пермь. 1971
4. Данилова В.В.,Рихтерман Т.Д.,. Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1998.- 158 c.
5. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1992.
6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Новикова Н. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
7. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / под.ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988 – 303с.
8. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. /Е.И. Щербакова.- М.: Академия, 2000. – 272 с.
9. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просв., 1980.
10.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / Михайлова З.А. и др. – СПб.: Детство-пресс,2008. – 377 с.
11. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. - Москва: Форум, 2006. – 303 с.
Вариант 7
Тема: Обучение детей дошкольного возраста составлению и решению арифметических задач
Содержание
Введение
Основная часть
Арифметическая задача – математическое понятие.
Значение арифметических задач в обучении дошкольников элементам математики.
Сравнительный анализ программных задач на основе альтернативных программ.
Этапы работы над задачей.
Методика обучения детей решению задач.
Составьте план занятия с включением задачи на обучение составлению и решению арифметических задач.
Заключение
Литература