Перебежки
Оборудование: мел, стульчики.
Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу логопеда один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.
На лесной полянке
(ел. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко)
По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.
Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та. (Зраза) Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ. (3 раза) Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква и т.д. (3 раза)
Карусель
Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу логопеда.
Дети изображают карусель, бегая в разном темпе.
Логопед (знакомит с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца). Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Встанем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом.
л
Библиотека Логопеда
15
Снова пойдем медленно, а потом на слово «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, затем останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.
При повторении игры логопед может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.
Дождик
Логопед. Во время дождя дождинки стучат по крыше. (Произносит «кап-кап-кап» в умеренном темпе, дети повторяют.) Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому.
Произносит «кап... кап...» медленно, немного растягивая, с паузами, дети повторяют. Хоровые ответы детей чередуются с индивидуальными.
Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так. (Произносит «кап-кап-кап» в быстром темпе.)
Когда дети научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в замедленном темпе, логопед предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит «кап-кап-кап» в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3—4 раза.
Методические указания. Логопед следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе.
Топ-топ-топ
Логопед. Послушайте сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке». (Произносит «топ-топ-топ» в уско-
16
Речевые игры и упражнения
Л
репном темпе.) А теперь, как «большие ноги топали по дороге». (Произносит «топ... топ... топ...» медленно.)
После этого логопед произносит данное сочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.
Логопед добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного словосочетания, сами умели произносить его и быстро и медленно.
Угадай, какой поезд?
Оборудование: картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.
Логопед (показывает картинки с изображением разных поездов). Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так. (Произносит «тук... тук... тук...» медленно.) Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так. (Произносит «тук-тук-тук» в умеренном темпе.) Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так. (Произносит «тук-тук-тук» в слегка ускоренном темпе.)
Дети тоже произносят «тук-тук-тук» в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса разных поездов, логопед предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Логопед произносит «тук-тук-тук» то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.
Логопед добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, правильно определяли на слух по скорости произнесения «тук-тук-тук» скорость движения поездов.
Успокой куклу
Дети сидят на стульчиках полукругом, на руках у них куклы.
Логопед. Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать. (Укачивает куклу, негромко напевая на звук [а] мотив знакомой колыбельной песни.) А теперь вы покачайте.
Дети по очереди, а потом вместе укачивают кукол, произнося звук [а].
л
Библиотека Логопеда
17
Медведь и елка
Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).
Логопед выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. Во время встречи между ними происходит диалог.
Волк. Ты куда идешь, медведь? Медведь. В город, елку приглядеть. Волк. Да на что тебе она? Медведь. Новый год встречать пора. Волк. Где поставишь ты ее? Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Произнося эти слова, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
Различение слов, близких по звуковому составу
Цели:
— развивать фонематический слух;
— учить подбирать рифму;
— находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;
— различать слова-паронимы.
Помоги зайчишке назвать картинки (слова-друзья), похожие по звучанию
Оборудование: игрушка зайчик; предметные картинки: 1-й вариант: мяч — грач, розы — козы, машина — корзина, мишка — шишка, бочка — дочка, трава — дрова;
2-й вариант: мак — рак, маски — краски, лук — сук, мышка — шишка.