Что звучит тихо, звонко, гроико?

Логопед называет слова, дети определяют их звучание. Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка. Звонко: зонт, козы, звезда, знамя. Громко: барабан, тигр, рыба, трамвай.

Три медведя

Оборудование: иллюстрации к сказке «Три медведя».

Вариант 1

Логопед рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая речь пока­зом иллюстраций.

Логопед. Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что стул его сдвинут?

Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Логопед следит, чтобы дети, подражая Мишутке, Настасье Петровне и Михаиле Потапычу, не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

Вариант 2

Логопед рассказывает сказку «Три медведя». Затем предла­гает детям инсценировать ее. Выбирает трех медведей: Михай-


и


л





Библиотека Логопеда


7


ла Потапыча, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляет мебель и посуду. Логопед предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голоса­ми они говорили.

Поощряет детей, удачно подражавших голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям сказками: «Ко­лобок», «Теремок» и др.



Найди мишку

Оборудование: игрушка мишка, бубен.

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала — бубна. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.

Близко - далеко

Оборудование: запись голосов животных.

Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, дале­ко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки).

Тишина

Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1—2 мин ему предлагается открыть глаза, рассказать и нарисовать то, что он услышал.

Покажи звук

Оборудование: 2 карточки.

Ребенку дают две карточки: на одной изображена ко­роткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном из­дает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Долгий звук - короткий звук

Оборудование: разные музыкальные инструменты.

Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инстру­ментах, но, прежде чем играть, предупреждает, коротко или долго будет длиться звучание.


8




Речевые игры и упражнения


Л




Высоко - низко

Оборудование: разные музыкальные инструменты.

Ребенок идет по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино). Услы­шав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки, услы­шав низкие — приседает.

Угадай, что звучит?

Оборудование: барабан и игрушка, издающая писк; погре­мушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.

Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко. По словесной команде логопеда («Вы­сокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходя­щую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание.

Похожие звуки

Оборудование: картинки с животными и предметами, аудио­запись разных звуков.

Перед ребенком выставляется ряд картинок, на кото­рых изображены различные животные и предметы (карти­нок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагается внимательно про­слушать звучания (звуки высокой и низкой частот), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

Сколько предметов?

Оборудование: предметы, имеющие контрастные звучания.

Логопед одновременно «звучит» 2—3 предметами, имею­щими контрастные звучания (например, свистком и погре­мушкой; бубном, пищалкой и свистком). Зрительное воспри­ятие ребенком звучащих предметов исключается. Он на слух определяет их количество.

Покажи, где звук?

Оборудование:

Ребенок с завязанными глазами находится в центре ком­наты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди манипулируют с музыкальны­ми игрушками. Ребенок с завязанными глазами движени­ем руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление (локализацию) источника звука.


LQ




Библиотека Логопеда


9





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: