Где котенок, где щенок?

Оборудование: 4 магнитофона, аудиозаписи голосов жи­вотных.

Два-четыре магнитофона устанавливают в разных точках помещения. Ребенок с закрытыми глазами последовательно прослушивает в аудиозаписи голоса животных (кошки и со­баки), показывает направления звучаний. После этого вклю­чают сразу два магнитофона, и ребенок обеими руками пока­зывает, где слышатся голоса. Далее он определяет принад­лежность услышанных голосов и показывает (по памяти), где «сидел» щенок, а где котенок.

Гусь и гусята

Оборудование: игрушки: гусь и гусята.' Логопед (показывает игрушечного гуся). Вспомните, как он кричит. Дети. Га-га-га.

Затем логопед рассказывает и показывает, действуя с игрушками.

Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: «Га-га-га, идите ко мне!»

Звукосочетание «га-га-га» он произносит громко и предлагает детям также громко повторить его — позвать гусят. Дети повторяют. Группо­вые ответы чередуются с индивидуальными.

Гусята маленькие, они не могут так громко кричать, послу­шайте, как они отвечают. «Га-га-га» (Произносит тихо.)

Дети повторяют также тихо. После того как ответят 4—5 детей, ло­гопед предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит «га-га-га» то громко, то тихо. Дети отвечают и по­казывают соответствующие игрушки.

Угадай, чей голос?

Логопед, имитируя голоса животных, т.е. произнося раз­личные звуковые комплексы, предлагает детям угадать, кто как кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут жи­вотное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, логопед громко произносит «ква-ква-ква» и спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Ля-


10_______________ Речевые игры и упражнения ________________ \J\

гушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто же?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушо­нок». — «Как вы узнали, что это лягушонок?» — «Лягушо­нок квакает тихо, а лягушка громко».


Кто как кричит?

Предварительная работа: дети учились изменять силу го­лоса.

Оборудование: на фланелеграфе картинки: дерево, забор, птичка, кошка, котенок; игрушки: кошка, котенок, птица, птенчик.

Логопед (рассказывает, сопровождая речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок). Рано утром на даче вышли мы гулять. Услышали, что кто-то тоненько пи­щит: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птен­чик пищит? («Пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червячка и запищала: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание более низким голосом.) Как мама-птичка пшцала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, а мы дальше пошли. Слышим, у забо­ра кто-то тоненько кричит: «Мяу-мяу-мяу». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал?(«Мяу-мяу».) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «Мяу-мяу-мяу». (Говорит «мяу-мяу» более низким голосом.) Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я покажу, кто к нам в гости пришел.

Логопед достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится.

Как кошка мяукает?

Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу». Затем логопед достает котенка, птицу, птенчиков и дети подражают их голосам.

Эхо

Предварительная работа: дети учились произносить тихо и громко различные звукоподражания.

Оборудование: картинка «Дети заблудились в лесу».


л




Библиотека Логопеда


1 11 I.


Дети делятся на две группы. Одна изображает детей, ко­торые заблудились в лесу, другая — эхо. Каждая группа рас­полагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблуди­лись в лесу, громко зовут по имени детей другой группы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические рекомендации. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторит их слова.



Вьюга

Предварительная работа: дети учились изменять силу го­лоса от громкого голоса к тихому.

Оборудование: картинка с изображением вьюги.

Логопед показывает картинку, на которой нарисована вью­га. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую зимним вечером. По сигналу логопеда «Вьюга начинается!» дети тихо говорят: «Ууу...»; по сигналу «Сильная вьюга!» громко гово­рят (но не кричат): «Ууу...»; по сигналу «Вьюга кончается!» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась!» — замолкают.

Методические рекомендации. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук [у] тихо, затем громко и снова тихо, поэтому логопед быстро сменяет один сигнал другим.

Воли и семеро козлят

Оборудование: маски животных.

Дети предварительно знакомятся со сказкой и хорошо зна­ют слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми логопед распределяет роли сказочных персонажей и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Логопед обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк сначала грубым, низ­ким голосом, а потом более высоким.

Иди с нами играть

Предварительная работа: проводились игры и занятия на вызывание звукоподражаний, развитие речевого дыхания. Оборудование: игрушки: мишка, зайка, лиса.

Дети сидят полукругом. Логопед на расстоянии 2—3 м от них расстав­ляет игрушки.


12


Речевые игры и упражнения ___________________ /|


Логопед. Мишке, зайке, лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!»

Дети вместе с логопедом зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.




Гудок

Оборудование: картинка с изображением паровоза.

Дети становятся в один ряд лицом к логопеду и поднима­ют руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно их опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят «у» сначала громко, а за­тем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Кот и мыши

Предварительная работа: логопед обращает внимание де­тей на то, что мы пользуемся в речи громким и тихим голо­сом; разучивает с детьми содержание стихотворения.

Оборудование: шапочка с изображением кота.

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота.

Дети (тихим голосом)

Тише, мыши,

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные мыши становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усилива­ли голос, но и не говорили шепотом.

Дует ветер

Подготовительная работа: дети учились говорить тихо и громко.





Библиотека Логопеда


13


Оборудование: картинки: легкий ветерок, качающий травку, цветы; сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Дети сидят полукругом на стульях.

Логопед. Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем по­лем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет трав­ку, цветочки. (Показывает картинку.) Он дует тихо, вот так: «Ууу». (Тихо и длительно произносит звук.) Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер. (Показывает картинку.) Он громко загудел: «Ууу...». (Громко и длительно произносит этот звук.)

Дети повторяют за логопедом, как дует легкий ветерок и как дует сильный ветер.

Затем логопед показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Логопед следит, чтобы дети, по­вторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.



Не разбуди Катю

Подготовительная работа: дети учились говорить громко.

Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроват­ка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки: ку­бик, машинка, башенка и др.; коробка для игрушек.

Логопед (ставит себе на стол кроватку со спящей куклой). Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбу­дить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку.

Так логопед вызывает всех детей по двое, а они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Эхо

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна груп­па то тихо, то громко произносит: «А», а другая — тихо от­зывается: «А».

Методические указания. Можно играть, употребляя глас­ные звуки, а также сочетания: АУ, УА, ИА, ИО и т.д.


14





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: