Обучения технике волейбола

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Техника волейбола включает стойки и перемещения, подачи и прием мяча, передачи, нападающие удары и бло­кирование. Хотя структура отдельных технических прие­мов кажется довольно простой, эффективное применение их в игре связано с определенными трудностями:

— кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;

—малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;

—три касания мяча требуют высокой точности испол­нения и целенаправленности.

Поэтому овладение рациональной техникой игры — главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в трени­ровочном процессе используются:

а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не перехо­дить к другому);

б) целенаправленная физическая подготовка, как осно­ва для образования двигательных навыков;

г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправление этих ошибок;

д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений дос­тупной для детей без искажения ее сущности.

Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация.

Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиня­тся закономерностям формирования двигательных навыков.

3

При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологи­ческой и методической точек зрения.

1 -я фаза — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражне­ние выполняется неверно и приблизительно похожее на конечный вариант. Выполнение сопровождается излиш­ними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбу­ждения центральной нервной системы (ЦНС). Недоста­точное совершенство координации в работе мышц приво­дит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных на­пряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его дей­ственность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия не целесообразны, поскольку об­разование новых координации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приемы (на­пример: нападающего удара) по частям, а более про­стых — в целом.

Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.

2-я фаза — формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся бо­лее четкими. Появляется возможность уточнить движе­ния. В коре больших полушарий происходит концентра­ция нервных процессов с развитием внутреннего тормо­жения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выяв­ленных ошибок. Число повторений в одном занятии повы­шено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эф­фективности в обучении.

4

Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопря­женного воздействия, идеомоторный),

3-я фаза — стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования дви­гательного навыка). При выполнении действия не требует­ся сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбива­ющим факторам и не поддается внешнему торможению.

Методическая задача и приемы воздействия — даль­нейшее совершенствование технических деталей двига­тельного действия, доводя его до автоматизма; достиже­ние вариабельного навыка (гибкого, подвижного) не под­дающегося влиянию помех (шум, свет и др.). Совершен­ствование мастерства должно идти в соответствии с ин­дивидуальными особенностями спортсмена. Применяют­ся словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократ­ным повторением упражнений в стандартных и изменяю­щихся условиях при максимальном напряжении мышеч­ных и волевых усилий.

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Назвать терминологически правильно приемы.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстра­цией (положение звеньев тела до выполнения, в мо­мент выполнения, после выполнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения прие­ма — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

                                                                                                                       5

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются(увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные зада­ния и т. д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в усло­виях приближенных к игре.На всех стадиях обучения технике необходимо исправ­лять ошибки сразу же после их возникновения. Чем рань­ше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются:

а)     недостатки в развитии физических качеств (ловко­сти, быстроты, силы);

б)    спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;

в)    волейболист неверно ощущает мышечные воспри­ятия;

г)    нет анатомических предпосылок для изучения тогоили иного приема;

д)    несистематическое посещение тренировок, в резуль­тате чего двигательный навык не стабилизируется;

е)    спортсмен мало соревнуется и поэтому нет стабили­зации техники приемов.

Зная типичные ошибки и причины их возникновения можно сформулировать основные методические приемы их исправления:

—ясное понимание спортсменом принципиальных ос­нов техники движений;

—создание условий, в которых неправильное выпол­нение движения невозможно;

—направленное прочувствование движений с внешней помощью;

—избирательные упражнения в отдельных компонен­тах движения;

—сопоставление ошибочного и правильного выполне­ния приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.)

б

Закрепление техники и ее дальнейшее совершенство­вание будет проходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболиста­ми. Определять причины ошибок следует совместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.

Следует отметить, что ошибки, допускаемые волейбо­листами, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка значения подго­товки спортсменов к активному восприятию показа и объ­яснения; некачественный показ, затянутые объяснения; недоведение до сознания волейболиста ошибок при вы­полнении им упражнения; отсутствие индивидуального подхода и др.)

ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА

По целевому (признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.

Техника нападения

Техника нападения включает в себя технику перемеще­ний (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего уда­ра, нападающие удары и перебивания).

Стойки — приобретение готовности к перемещению и выхода в исходное положение для выполнения техниче­ского приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая. В зависимости от предстоящих игровых действий игрок вы­полняет стойку, рациональную для определенного вида деятельности. Для стоек характерно следующее положе­ние: одна нога впереди, вторая чуть сзади, туловище слег­ка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевых сус­тавах, ладони на уровне пояса, ноги переступают.

Перемещения — выбор места для выполнения техниче­ского приема. Виды перемещений: шаг обычный (вперед, назад, в стороны); бег обычный (вперед, назад, в сторо­ны); скачок, выпад; прыжок (толчком одной-двумя ногами, с разбега, с места, с поворотом — без поворота тулови­ща). Все виды перемещений объединяет плавность и мяг­кость их выполнения, что достигается благодаря неполно­му выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствию маховых движений руками.

Примерные упражнения для обучения:

1. В стойке, приставные шаги вправо, влево (шагом вперед, на зад).

2. В стойке, скрестные шаги вправо, влево.

3. В стойке, двойной шаг вперед, назад.

8

4. Скачок вперед, назад в стойку.

5. От линии нападения двойным шагом (скачком) оста­новиться у сетки и поворот в стойку.

6. По лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку.

7. В стойке перемещения по периметру площадки ли­цом к сетке.

8. Перемещения по зонам площадки с остановками в стойке.

9. То же, но из стойки прыжок вверх.

 

10. Челночный бег от линии нападения лицом вперед до сетки, остановка в стойке, прыжок вверх — переме­щение назад спиной вперед до линии нападения, ос­тановка в стойке, прыжок вверх и т. д.

11. Бег лицом вперед к сетке до линии нападения, бо­ком — до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки и спиной вперед до лице­вой линии (на рубежах — остановка и стойка).

12. В стойке перемещения по сигналу тренера в сторо­ны, вперед, назад, прыжок.

13. Ловля мяча руками (мяч набрасывает партнер не точ­но) после перемещения разными способами.

14. Сочетание различных способов перемещений с ос­тановками и принятием стойки.

 

Верхняя прямая подача — средство введения мяча в игру и средство нападения. Волейболист поддерживает мяч левой (правой) рукой на уровне чуть выше пояса, а правая (левая) рука лежит на мяче, разноименная бью­щей руке нога впереди. Подброс мяча на высоту чуть вы­ше вытянутой руки вверх, оптимальная амплитуда зама­ха, незначительное отклонение туловища назад, перенос веса тела на впереди стоящую ногу. Бьющая рука движет­ся к мячу с нарастающей скоростью. Удар по мячу пло­ской напряженной кистью, кулаком, полукулаком по цент­ру мяча.

Подача с разбега в прыжке — и. п. игрока в 3-5 м от ли­цевой линии. Подброс мяча одной или двумя руками вверх-вперед. Далее действия игрока как при прямом нападаю­щем ударе.

9

Верхняя боковая подача — исходное положение игрока боком к сетке или в полоборота к ней. Одна нога чуть впе­реди другой или обе стоят параллельно. Подброс мяча чуть выше вытянутой руки. В момент подброса правое (левое) плечо опускается с одновременным замахом руки (отведе­ние ее вниз в сторону), ноги слегка сгибаются в коленных суставах. Движение руки к мячу с нарастающей скоростью. Удар по центру мяча плоской напряженной кистью или ос­нованием ладони. В момент удара по мячу бьющая рука почти выпрямлена.

Планирующая подача (прямая и боковая) — высота подброса незначительна, чуть выше головы нефиксирую­щим дистальные звенья руки в положении удара. Удар по мячу плоской напряженной кистью по центру мяча.

Примерные упражнения для обучения:

1. Имитация — на счет раз — из стойки вскинуть руку в положении замаха; на счет два — подброс мяча; на счет три — ударное движение.

2. Из положения руки с мячом внизу вскинуть вверх (но не заносить мяч за голову) и бросок мяча вперед (для прямых подач).

3. То же, но бросок одной рукой с переводом мяча в одну руку.

4. Бросок мяча одной рукой (руки держат мяч правой (левой) сверху левой (правой) снизу чуть выше поя­са; вскинуть мяч вперед-вверх и в конце вскидыва­ния левую (правую) руку отводят от мяча.

5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вы­тянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча не бьющей ру­кой (для прямых и боковых подач).

6. В стойке — удар по подвешенному мячу (для прямых и боковых подач).

7. Подача в стену, в партнера, через сетку с 3, 6, 9 м.

Ошибки при обучении подачам:

— подброс мяча не оптимальный по высоте;

— подброс мяча не в сагитальной плоскости;

10

—удар по мячу не точный (сверху, сбоку);

—скорость бьющей руки незначительна;

—встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной вы­соте.

Передача вперед с опоры —

и. п. (исходное положение) — туловище вертикально, ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суста­вах в зависимости от высоты траектории полета мяча; кисти рук перед лицом образуют «ковш», локти слегка разведены, большие и указательные пальцы почти со­единены в треугольнике. Кисти и пальцы рук после тыль­ного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго и эла­стично выпрямляются вместе с разгибанием рук в локте­вом суставе.

Передача назад с опоры —

руки подняты выше, чем в передаче вперед, тыльная сторона ладоней над головой, голова отклоняется на­зад. Передача осуществляется за счет вращения рук в плечевом суставе и движения туловища назад в верх с помощью незначительного прогибания в поясничной части позвоночника.

Передача вперед в прыжке —

осуществляется с места и после перемещения. Руки выносят во время взлета перед лицом несколько вы­ше, чем в опоре. Встречное ударное движение харак­терно активной работой рук. Руки должны касаться мя­ча в высшей точке прыжка или в момент набора высо­ты. Передача мяча ближнему партнеру осуществляет­ся за счет короткого движения кистей и пальцев рук.

Передача назад в прыжке —

техника движения рук и туловища та же, что и при пере­дачах назад с опоры.

Примерные упражнения для обучения:

1. В стойке, имитация передачи.

2. В стойке, выталкивание мяча вперед — вверх, на­зад — вверх.

3. Подбросить мяч вверх и поймать его в и. п. для вы­полнения передачи.

11

4. В парах — один набрасывает мяч, другой ловит его в и. п. для выполнения передачи.

5. То же, но наброс мяча в сторону от игрока.

6. Выталкивание мяча в баскетбольное кольцо или в мишень на стене.

7. Подброс мяча над собой и передача партнеру (парт­нер ловит мяч в и. п. для передачи).

8. В паре — один набрасывает мяч точно партнеру, тот выполняет передачу.

9. То же, но наброс не точно.

 

10. То же, но передача в баскетбольное кольцо.

11. Удар мячом об пол, после отскока переместиться под мяч и выполнить передачу.

12. Передача в стену, в парах, в тройках и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: