ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Техника волейбола включает стойки и перемещения, подачи и прием мяча, передачи, нападающие удары и блокирование. Хотя структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, эффективное применение их в игре связано с определенными трудностями:
— кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;
—малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;
—три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности.
Поэтому овладение рациональной техникой игры — главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:
а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);
б) целенаправленная физическая подготовка, как основа для образования двигательных навыков;
г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправление этих ошибок;
д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности.
Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация.
Процесс овладения техникой игры в волейбол подчинятся закономерностям формирования двигательных навыков.
3
При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.
1 -я фаза — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и приблизительно похожее на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.
Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия не целесообразны, поскольку образование новых координации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приемы (например: нападающего удара) по частям, а более простых — в целом.
Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.
2-я фаза — формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.
Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности в обучении.
4
Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный),
3-я фаза — стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.
Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного) не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др.). Совершенствование мастерства должно идти в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена. Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий.
Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):
1. Назвать терминологически правильно приемы.
2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.
3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).
4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.
5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.
6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.
5
7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются(увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т. д.).
8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях приближенных к игре.На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются:
а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;
в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;
г) нет анатомических предпосылок для изучения тогоили иного приема;
д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
е) спортсмен мало соревнуется и поэтому нет стабилизации техники приемов.
Зная типичные ошибки и причины их возникновения можно сформулировать основные методические приемы их исправления:
—ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;
—создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
—направленное прочувствование движений с внешней помощью;
—избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;
—сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.)
б
Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будет проходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.
Следует отметить, что ошибки, допускаемые волейболистами, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка значения подготовки спортсменов к активному восприятию показа и объяснения; некачественный показ, затянутые объяснения; недоведение до сознания волейболиста ошибок при выполнении им упражнения; отсутствие индивидуального подхода и др.)
ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
По целевому (признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.
Техника нападения
Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).
Стойки — приобретение готовности к перемещению и выхода в исходное положение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая. В зависимости от предстоящих игровых действий игрок выполняет стойку, рациональную для определенного вида деятельности. Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди, вторая чуть сзади, туловище слегка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевых суставах, ладони на уровне пояса, ноги переступают.
Перемещения — выбор места для выполнения технического приема. Виды перемещений: шаг обычный (вперед, назад, в стороны); бег обычный (вперед, назад, в стороны); скачок, выпад; прыжок (толчком одной-двумя ногами, с разбега, с места, с поворотом — без поворота туловища). Все виды перемещений объединяет плавность и мягкость их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствию маховых движений руками.
Примерные упражнения для обучения:
1. В стойке, приставные шаги вправо, влево (шагом вперед, на зад).
2. В стойке, скрестные шаги вправо, влево.
3. В стойке, двойной шаг вперед, назад.
8
4. Скачок вперед, назад в стойку.
5. От линии нападения двойным шагом (скачком) остановиться у сетки и поворот в стойку.
6. По лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку.
7. В стойке перемещения по периметру площадки лицом к сетке.
8. Перемещения по зонам площадки с остановками в стойке.
9. То же, но из стойки прыжок вверх.
10. Челночный бег от линии нападения лицом вперед до сетки, остановка в стойке, прыжок вверх — перемещение назад спиной вперед до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх и т. д.
11. Бег лицом вперед к сетке до линии нападения, боком — до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки и спиной вперед до лицевой линии (на рубежах — остановка и стойка).
12. В стойке перемещения по сигналу тренера в стороны, вперед, назад, прыжок.
13. Ловля мяча руками (мяч набрасывает партнер не точно) после перемещения разными способами.
14. Сочетание различных способов перемещений с остановками и принятием стойки.
Верхняя прямая подача — средство введения мяча в игру и средство нападения. Волейболист поддерживает мяч левой (правой) рукой на уровне чуть выше пояса, а правая (левая) рука лежит на мяче, разноименная бьющей руке нога впереди. Подброс мяча на высоту чуть выше вытянутой руки вверх, оптимальная амплитуда замаха, незначительное отклонение туловища назад, перенос веса тела на впереди стоящую ногу. Бьющая рука движется к мячу с нарастающей скоростью. Удар по мячу плоской напряженной кистью, кулаком, полукулаком по центру мяча.
Подача с разбега в прыжке — и. п. игрока в 3-5 м от лицевой линии. Подброс мяча одной или двумя руками вверх-вперед. Далее действия игрока как при прямом нападающем ударе.
9
Верхняя боковая подача — исходное положение игрока боком к сетке или в полоборота к ней. Одна нога чуть впереди другой или обе стоят параллельно. Подброс мяча чуть выше вытянутой руки. В момент подброса правое (левое) плечо опускается с одновременным замахом руки (отведение ее вниз в сторону), ноги слегка сгибаются в коленных суставах. Движение руки к мячу с нарастающей скоростью. Удар по центру мяча плоской напряженной кистью или основанием ладони. В момент удара по мячу бьющая рука почти выпрямлена.
Планирующая подача (прямая и боковая) — высота подброса незначительна, чуть выше головы нефиксирующим дистальные звенья руки в положении удара. Удар по мячу плоской напряженной кистью по центру мяча.
Примерные упражнения для обучения:
1. Имитация — на счет раз — из стойки вскинуть руку в положении замаха; на счет два — подброс мяча; на счет три — ударное движение.
2. Из положения руки с мячом внизу вскинуть вверх (но не заносить мяч за голову) и бросок мяча вперед (для прямых подач).
3. То же, но бросок одной рукой с переводом мяча в одну руку.
4. Бросок мяча одной рукой (руки держат мяч правой (левой) сверху левой (правой) снизу чуть выше пояса; вскинуть мяч вперед-вверх и в конце вскидывания левую (правую) руку отводят от мяча.
5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча не бьющей рукой (для прямых и боковых подач).
6. В стойке — удар по подвешенному мячу (для прямых и боковых подач).
7. Подача в стену, в партнера, через сетку с 3, 6, 9 м.
Ошибки при обучении подачам:
— подброс мяча не оптимальный по высоте;
— подброс мяча не в сагитальной плоскости;
10
—удар по мячу не точный (сверху, сбоку);
—скорость бьющей руки незначительна;
—встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной высоте.
Передача вперед с опоры —
и. п. (исходное положение) — туловище вертикально, ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах в зависимости от высоты траектории полета мяча; кисти рук перед лицом образуют «ковш», локти слегка разведены, большие и указательные пальцы почти соединены в треугольнике. Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго и эластично выпрямляются вместе с разгибанием рук в локтевом суставе.
Передача назад с опоры —
руки подняты выше, чем в передаче вперед, тыльная сторона ладоней над головой, голова отклоняется назад. Передача осуществляется за счет вращения рук в плечевом суставе и движения туловища назад в верх с помощью незначительного прогибания в поясничной части позвоночника.
Передача вперед в прыжке —
осуществляется с места и после перемещения. Руки выносят во время взлета перед лицом несколько выше, чем в опоре. Встречное ударное движение характерно активной работой рук. Руки должны касаться мяча в высшей точке прыжка или в момент набора высоты. Передача мяча ближнему партнеру осуществляется за счет короткого движения кистей и пальцев рук.
Передача назад в прыжке —
техника движения рук и туловища та же, что и при передачах назад с опоры.
Примерные упражнения для обучения:
1. В стойке, имитация передачи.
2. В стойке, выталкивание мяча вперед — вверх, назад — вверх.
3. Подбросить мяч вверх и поймать его в и. п. для выполнения передачи.
11
4. В парах — один набрасывает мяч, другой ловит его в и. п. для выполнения передачи.
5. То же, но наброс мяча в сторону от игрока.
6. Выталкивание мяча в баскетбольное кольцо или в мишень на стене.
7. Подброс мяча над собой и передача партнеру (партнер ловит мяч в и. п. для передачи).
8. В паре — один набрасывает мяч точно партнеру, тот выполняет передачу.
9. То же, но наброс не точно.
10. То же, но передача в баскетбольное кольцо.
11. Удар мячом об пол, после отскока переместиться под мяч и выполнить передачу.
12. Передача в стену, в парах, в тройках и др.