БИЗНЕС-ШКОЛА
институт (факультет) ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |
Кафедра |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ |
Наименование дисциплины (модуля): |
«Маркетинг» |
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом) |
Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль): |
Высшее образование - бакалавриат |
(высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре) |
Направление подготовки (специальности): |
15.03.02 технологические машины и оборудование профиль: металлургические машины и оборудование |
Череповец 2019
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 21.05.2019 г., протокол № 10 | |
Составитель: | Левашов Е.Н., старший преподаватель кафедры экономики и управления |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ раздела (модуля) | Тема практического занятия |
1 | Сущность маркетинга. Маркетинг взаимоотношений |
2 | Виды служб маркетинга на предприятии |
3 | Маркетинговый микс, SWOT анализ деятельности предприятия |
4 | Разработка маркетинговых исследований на предприятии |
5 | Сущность трехуровневой модели продукта, характеристика услуги, товара компании |
6 | Теория заинтересованных сторон |
7 | Разработка бизнес-плана |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
Сущность маркетинга. Маркетинг взаимоотношений
Групповая дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем причина возникновения маркетинга как науки?
2. Какие этапы развития маркетинга вам известны?
3. В чем отличие маркетинга взаимоотношений от трансакционного маркетинга?
4. Привести примеры маркетинга взаимоотношений
5. Известные практики и теоретики маркетинга
Индивидуальные / групповые выступления студентов с докладами, сопровождающиеся презентациями.
Темы для подготовки докладов (презентаций):
1.Лучшие практики мировых компаний в реализации маркетинга взаимоотношений
2.Практики в области современного маркетинга взаимоотношений
Выполнение теста
Тест Маркетинг как философия современного предпринимательства
Вопрос 1. Основной принцип маркетинга…:
1. продавать то, что можно произвести
2. производить только новую продукцию
3. производить то, что можно продать
Вопрос 2. Сущность маркетинга…:
1. стремиться к максимальной прибыли за счет наилучшего удовлетворения спроса потребителей на товары
2. попытаться продать то, что предприятие смогло произвести
|
|
3. интенсифицировать усилия по сбыту и таким образом получить прибыль
Вопрос 3. «Комплекс маркетинга» не включает…:
1. ценовую и товарную политику
2. позиционирование товара
3. коммуникацию и распределение товара
Вопрос 4. Маркетинг подразумевает:
1. управление рынком, ориентированным на возможности предприятия
2. продление жизненного цикла товара
3. управление предприятием, ориентированным на потребительский спрос
Вопрос 5. Анализ внутренней среды предприятия осуществляется в рамках функции:
1. сбытовой
2. аналитической
3.управления и контроля
Вопрос 6. Реализуя маркетинг, фирма:
1. изучает рынок;
2. проводит рекламу;
3. направляет деятельность на удовлетворение нужд и потребностей покупателей.
Вопрос 7. Несмотря на наличие значительного числа определений маркетинга, в каждом из них есть нечто общее, а именно:
1. приоритет производителя;
2. приоритет конкурента;
3. удовлетворения нужд и потребностей потребителя.
Вопрос 8. Свои интересы в получении определенной прибыли коммерческая организация, реализуя маркетинг, обеспечивает за счет:
1. правильной ценовой политики;
2. рекламы;
3. удовлетворения нужд и потребностей потребителя.
Вопрос 9.Существенным отличием коммерческого маркетинга от некоммерческого является:
1.вид продвигаемых товаров,
2.тип распределения и сбыта,
3.тип покупателей и спроса
Творческое задание
Подготовить аналитический отчет по теме клиентоориентированного маркетинга:
-услуга в салоне красоты
-услуга в автосалоне
-транспортная услуга и пр.
Упражнение
Обсудить в мини группе, представить доклад
Проанализировать особенности проявления маркетинга взаимоотношений на конкретном примере, разрывы в предоставлении услуги, предложения по улучшению.
Объясните значение понятия «Маркетинг отношений» и как его использовать в следующих ситуациях: продажа компьютера потребителю, продажа новой автомашины, предоставление студентам университетского образования, продажа абонементов в местный драматический театр, ремонт бытовой техники на дому? 2. Какие факторы следует учитывать при разработке сбытовой политики? Конкретизируйте их применительно к предприятию, производящему: а) легковые автомобили, б) офисную мебель, в) модную обувь, г) игрушки, д) учебную литературу, е) безалкогольные напитки. 3. В чем состоят особенности каналов сбыта услуги? Приведите подтверждающие примеры и прокомментируйте их.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. - 12-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 656 с.: ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02540-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453262
2. Ким, С.А. Маркетинг: учебник / С.А. Ким. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 258 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02014-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454084
3. Нуралиев, С.У. Маркетинг: учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 362 с.: ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02115-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453290
Дополнительная литература
1. Гавриленко, Н.И. Маркетинг: учебное пособие / Н.И. Гавриленко. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 194 с.: ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3635-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273611
2. Иган Джон, Маркетинг взаимоотношений: анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник / Иган Джон; пер. Е.Э. Лалаян. - 2-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 375 с.: табл., граф., схемы - (Зарубежный учебник). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01321-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114710.
|
|
3. Минько, Э.В. Маркетинг: учебное пособие / Э.В. Минько, Н.В. Карпова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с.: табл., граф., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01223-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114714.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
Виды служб маркетинга на предприятии
Групповая дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
1.В чем заключается необходимость возникновения маркетинговой службы в компании
2.Кто является руководителем службы маркетинга
3.В чем заключается деятельность службы маркетинга, ее функции
- Индивидуальные / групповые выступления студентов с докладами, сопровождающиеся презентациями.
Темы для подготовки докладов (презентаций):
1.Организация службы маркетинга в РФ и за рубежом
2.Служба маркетинга на примере компании (конкретный пример компании на выбор)
Тест
Вопрос 1. Микросреда маркетинга обусловлена:
1. деятельностью высшего руководства фирмы и службы управления маркетингом;
2. состоянием контролируемых факторов и деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий;
3. состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и техники, окружающей среды.
Вопрос 2. Комплекс маркетинга, называемый «4Р», не включает в себя:
1. товар;
2. конкуренцию;
3. продвижение товара.