Общая характеристика понятий «досуг», «досуговая деятельность»

 

Понятие «досуг» зачастую сопоставляют с термином «свободное время».

Данная тенденция возникла не так давно, перешагнув к нам из западной социологии. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг».

Изъясняясь об организации досуга, невозможно никак не проанализировать само понятие досуг - это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

С целью установления свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

- на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту учебы и обратно;

- физиологический отдых (ночной сон);

-оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, стирку белья, мытье посуды и др.);

- прием пищи;

-неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.

Социологический анализ досуга требует предварительного уточнения

Строя основных определений. Так как понятие «досуг» является отправной точкой для характеристики рекреационного пространства для жизни молодежи, необходимо разъяснить его в связи с иным пониманием содержания свободного времени и интерпретации досуга в научной литературе согласно данному вопросу.

Французский исследователь, автор ряда работ, раскрывающих, в том

числе и проблемы свободного времени и досуга, директор социологического

центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как

«совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование... будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Немаловажно выделить: несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечением, он говорит и о функции формирования личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не отождествляется исследователем с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием». Вместе с тем учеными не отрицается, что основное предназначение досуга –  рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально- психологических сил определяет потребность в досуге как сфере отдыха.

Г. Бурк рассматривал «общество досуга» не более чем иллюзию или нонсенс. С. Де Гразия, в свою очередь, разводит понятия «свободное время» и «досуг», понимая под последним особое интеллектуальное и моральное состояние, которое свойственно лишь незначительному количеству индивидов. Это больше, чем развлечение, релаксация и т. п., – досуг есть идеал, связанный с формированием умственных или нравственных возможностей, необходимых для служения обществу.

Согласно суждению С. Де Гразия, для современного общества досуг не сввойственен, в большинстве своем речь может идти только о свободном времени.

Из высказанного выше следует, что определения досуга и свободного времени совмещаются, поскольку в структуре свободного времени нет места тем видам деятельности, которые человек выполняет не для «отдыха и смягчения напряжения», а по причине обязанностей: домашний труд и др. Либо в фонд рабочего времени, в таком случае, не включаются различные необходимые затраты времени связанные с работой: время на дорогу до учебы и обратно, для личной гигиены, по дому и т. д

Необходимо отметить, что непосредственно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы вторичной социализации современной молодежи. Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации, образование и семья не выполняют в полном объеме свою функцию воспитания личности.

Досуг молодежи, равно как отмечает Б.А. Титов, ограничится посредством следующих пространственных форм: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу [26, 76].

Досуг обычно считается одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Изменение абсолютно всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в сфере досуга. Молодежь предполагает собой особую общественную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Одна из важнейших задач современного общества – это организация культурной досуговой деятельности молодежи.

По мнению В.Я. Суртаева, формирование культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов:

- 1 этап - стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга;

- 2 этап - непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов;

- 3 этап - материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи.[25,28]

В рамках первого этапа - стимулирования у молодого поколения установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга - раскрываются общая социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая в своих проявлениях формирует конкретную систему ценностных ориентации, образцов поведения, активизирует молодежь к участию в различных видах досуговой деятельности. Это и есть совокупность объективных факторов, влияющих на формирование культуры досуга молодежи.

В рамках второй составляющей развития культуры досуга молодежи - прямо ее вовлечения в разнообразные виды досуговой деятельности - изучаются аргументы, интересы, которые молодежь стремится осуществить в области досуга, в таком случае собственно причины ее участия или неучастия в тех или иных видах досуговой деятельности, исходя из которых возможно непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности.

У каждого человека вырабатывается персональный стиль досуга и развлечений, любовь к этим или иным делам, у каждого собственный принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Безусловно, любой отдыхает по-своему, отталкиваясь из своих возможностей. Но имеется  ряд общих требований, каким обязан отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Данные требования следуют из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В современной общественно-культурной ситуации молодежный досуг выступает как осознанная потребность. Социум непосредственно заинтересовано в результативном использовании свободного времени людей. На сегодняшний день досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает независимый выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой составляющей образа жизни человека. По этой причине проведение досуга всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, общением, оздоровлением и т.п. В этом состоит социальная роль досуга.

Структура досуга заключается из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Наиболее обычный вид досуга - отдых. Он предназначен с целью восстановления затраченных в период работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, прогулка. Отдых такого типа не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен.

И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. К активному отдыху относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение театров, музеев, прослушивание музыки, чтение.

Можно выделить наиболее заманчивые для молодежи формы развлечений: зрелища, музыка, танцы, игры, телепрограммы, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек реагировать на условия и требования социума, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества, и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов. [25,28]

Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т.д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.

Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

-необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

-источник творческого преобразования индивида в личность;

-форму передачи знаний и социального опыта;

-исходный пункт самосознания личности;

-регулятор поведения людей в обществе;

-самостоятельный вид деятельности;

Приметной характерной чертой досуговой деятельности молодежи стало наглядно сформулированное желание к психологическому комфорту в общении. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

-в эмоциональном контакте, сопереживании;

-в информации;

-в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все разнообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

по содержанию (познавательные, развлекательные);

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и
творчески. [15, 120]

Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания - всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: