Глава 2. Методика и реализация молодежного досуга в современном социокультурном пространстве

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МУ «ДОМ МОЛОДЕЖИ» МОГО «УХТА».

В целях активного проведения молодежной политики и организации досуга молодежи в г. Ухта, кинотеатр «Дружба», находящийся на балансе Управления культуры, был создан «Дом Молодежи» - 1 сентября 1995 года.

Имеются сведения в годовом отчете за 1995 г., что на базе Дома молодежи начали свою работу 9 клубных формирований: Клуб Веселых и Находчивых (КВН), студенческая биржа труда, школа искусств, клуб «Цитадель» и другие. Так и начал работу наш культурный объект.
В 1996 году в Доме молодежи уже работали 20 клубных формирования различной направленности, такие как: Коми союз молодежи; Студенческий совет города; Творческая телевизионная студия; Ассоциация детский объединений города. Не забывали конечно же и про показ фильмов для населения города, поэтому были созданы киноклубы по интересам. В 1996 году, клубными формированиями, была проделана огромнейшая работа, было проведено 145 мероприятий. Дом молодежи начал расти и развиваться.
И вот уже в 1997 году, на базе Дома молодежи, было проведено 207 мероприятий, не плохой результат. В 1998 году 13 творческих коллективов прекратили свою деятельность, вместо этого открылись 9 новых клубов по интересам.
В период с 1998 по 2002 год, учреждение ежегодно проводило 200 мероприятий. Участников в клубных формированиях становилось все больше и больше, по подсчетам, с 1998 по 2002 год, число участников самодеятельности составило 456 человек, занимающихся в различных студиях, коллективах, клубах. В период 2003-2005 гг. силами учреждения было проведено 250 мероприятий ежегодно, из них около ста для детей до 14-ти лет.
Приказом начальника МУ «Управления культуры администрации» МОГО «Ухта» от 17 февраля 2006 г. №46 - об «О создании МУ «Дом Молодежи» МОГО «Ухта» в структуру учреждения вошли клуб - филиал: Дом творческих работников. Учреждения не являлось юридическим лицом, действовало на основании Положения, утвержденного директором, возглавил клуб - филиал заведующий Кравчута С.Ф.
По состоянию на 01.01.2013 г. и по настоящее время в МУ «Дом Молодежи» МОГО «Ухта» работает 24 клубных формирований, всего участников 560 человек.

На базе Дома Молодежи функционируют различные клубные формирования и клубы по интересам: вокальные группы, рэп - студии, театральные, клубы эстрадных танцев, детский театр, студии бального танца, рок - группы, клуб ролевых игр «Цитадель» и т.д.
Коллективы МУ «Дом Молодежи» МОГО «Ухта» принимают участие в смотрах конкурсах, фестивалях, не только Республики Коми, но и на Российском уровне (г. Киров, г. Вологда, г. Москва)
Ежегодно в МУ «Дом Молодежи» МОГО «Ухта» проходят более 200 культурно-массовых мероприятий различного жанра и направления.

Деятельность МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта» являются:

- деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;

- деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и групп музыкантов;

- любую другую, не запрещенную законодательством деятельность, соответствующую целям и задачам Учреждения.

Дополнительными видами культурной деятельности учреждения является:

- предоставление на основании договоров права на фото- видео- и киносъемки репродуцирование, ксерокопирование, сканирование;

- проведение различных рекламных мероприятий, в том числе в средствах массовой информации;

- деятельность концертных и театральных залов, деятельность агентств по продаже билетов;

- деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев;

- прочая зрелищно-развлекательная деятельность.

В общей сложности «Дом молодежи» ориентирован на проведение культурно-массовых мероприятий: проведение концертов и спектаклей, фестивалей и конкурсов, презентаций, творческих встреч, выставок, торжественных мероприятий, дворовых праздников и культурных акций.

 

 








СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ МУ «ДОМ МОЛОДЕЖИ» МОГО «УХТА» В Г.УХТЕ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ»

План исследования

1. Анализ документов МУ «Дом молодежи» МОГО Ухта (перспективный план МУ «Дом молодежи» МОГО Ухта на 2019 год, отчёт деятельности за 2018 год).

2. Составить и апробировать  анкету.

3. Провести анкетирование в МУ «Дом молодежи» МОГО Ухта

4. Анализ анкетирования.

5. Выводы социологического исследования.

 

План-график проведения социологического исследования

Этап исследования Сроки Ответственный
1 Организационный Постановка целей задач. Ознакомление с анкетой 17.02.20 Соболева Ю.М.
2 Основной Проведение анкетирования среди членов молодежи в возрасте от 14 до 19 лет 22.02.20-26.02.2020 Соболева Ю.М.
3 Аналитический Обработка данных анкетирования. Составление анализа по результатам анкетирования 29.02.20 Соболева Ю.М.

 

В рамках научного социологического исследования на тему «Формирование досуговой культуры у современной молодежи в МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта» в г.Ухте Республике Коми» с 22.02.20 по 26.02.20 было организовано и проведено социологическое исследование по изучению проблемы формирования досуга у современной молодежи.

Цель исследования заключалась в выявлении роли влияния деятельности современного учреждения культуры по формированию ценностей поведенческой культуры современной молодежи (на примере МУ «Дом Молодежи» МОГО Ухта), а так же в увлечениях молодежи.  

В анкетах молодежи предлагалось ответить на 15 вопросов информационной части анкеты, 10, 14 и 15 из которых являлись открытыми.

Выборка была основана на посетителях МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта» в возрасте от 14 до 19 лет.

В исследовании были использованы следующие методы сбора информации: экспертный опрос, анализ документов, регламентирующий деятельность МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта».

Всего было опрошено 25 человек. В результате проведённого анкетного опроса были получены следующие социологические данные:

В социологическом исследовании приняли участие 25 человек. Из них 9 человек составили мужчины, 16 человек - женщины.

«Укажите Ваш социальный статус?»

Всего – 25 человек. Из них являются школьниками 20 человек, студентами колледжа (училища, техникума)- 3 человека, студентами ВУЗа – 2 человека. Можно сделать вывод, что Муниципальное учреждение «Дом молодежи» Муниципального образования городского округа «Ухта» посещают в большей степени школьники, чем студенты колледжа или ВУЗа.

Одной из задач исследования было выявление количества свободного времени у современной молодежи. Респондентам предлагалось проанализировать и подсчитать - сколько они имеют свободного времени в сутках. Никто не выбрал вариант «нет» в опросе. Самый популярный ответ оказался «меньше 3 часов» за него проголосовало 10 человек(40%), вторым по популярности оказался ответ «меньше 2 часов» за него проголосовало 6 человек(24%) от числа всех опрошенных. Только 5 человек(20%) отметили, что у них меньше 1 часа свободного времени в день, а 4 человека(16%) располагают больше 3 часов в сутках свободного времени.

В этом вопросе выявили, что 100% опрошенных имеют свободное время-это хороший показатель для проведения досуговой деятельности современной молодежи. Следовательно, это время можно направить на развитие личности, ее социализации и коммуникации в обществе.

На вопрос «На какое время суток выпадает свободное время» большинство человек 13(52%) отметили вариант с 13.00-18.00 часов. 8 опрошенных(32%) располагают свободным временем в период с 18.00-22.00 часов. Одинаковое число респондентов 2(8%) выбрали ответы с 8.00-13.00 и после 22.00 часов.

Соответственно по результатам опроса, эффективную досуговую деятельность следует проводить в вечерние часы, когда молодежь находится в свободном от учебы времени.

Далее мы спросили молодежь - с кем они предпочитают проводить свое свободное время. 12 опрошенных (48%) заявили о желании проводить свободное время с друзьями. Второй по популярности ответ - с семьей, за него проголосовали 9 человек (36%). В одиночестве любит проводить досуг лишь 1 человек(4%). Под ответом «другое» 3 респондентов предложили свой вариант: с молодым человеком.

Исходя из результатов опроса, досуговая деятельность в основном должна быть направлена на укрепление семейных ценностей, а так же формированию общения между сверстниками.

Затем был вопрос о частоте посещения МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта». Вариант ответа «посещаю раз в месяц и чаще» выбрали 20 респондентов (80%) от числа всех опрошенных, что является весьма хорошим показателем. «Посещаю раз в год, в полгода» отметили 4 опрошенных (16%), а вариант «посетил(а) в первый раз» зафиксировал 1 человек.

По результатам опроса хорошим показателем является тот факт, что больше половины опрошенных посещают данное учреждение культуры регулярно. Отрицательным фактором служит то, что только 1 человек посетил «Дом молодежи» в первый раз. Нужно принимать меры по привлечению большего количества новых людей в культурные учреждения.

В ходе исследования мы решили выяснить, какие виды досуга молодежь больше всего предпочитает. Выяснилось, что половина опрошенной молодежи (51%) в свободное время предпочитают общение с друзьями и близкими. На втором месте находится вариант «Компьютер, интернет, игры», его указали 40% участников опроса. Занятия спортом, выбрали 30%.Столько же процентов выбрали вариант «Радио, музыка». По 27% молодежи за чтение. Каждый пятый ухтинец (21%) в свободное от дел время занимается хобби. К просмотру телевизора дома прибегают 14% опрошенных. Меньше других молодежь выбирала вариант «Концерты, театры, музеи», всего 8%. И 5% респондентов выбрали вариант «Домашние дела».

Следовательно, культурная деятельность учреждения должна быть направлена на запросы населения. В данном случае делать уклон на основные функции социально-культурной деятельности социализирующую и коммуникативную.

Результаты исследования данного вопроса показали, что посещение концерта предпочитают практически все участники опроса – 23 человека(92%), дискотеки и кинотеатр так же выбрали 20(80%) и 19(76%) опрошенных. Выставки посещают 10 (40%) молодежи. Вариант «все безразлично» не выбрал никто.

Большинству молодежи интересны такие мероприятия, как концерты приезжих коллективов и познавательные мероприятия за них, по результатам исследования, проголосовало большее количество людей – 24(96%). На втором месте оказались спортивно-развлекательные мероприятия – 21 человек (84%). Вариант «дискотеки» так же входят в тройку лидеров – 20(80%) опрошенных. За просмотр кинофильмов проголосовало 18 (72%). Одинаковое число голосов имеют варианты ответа: лекции, концерты местных коллективов и театральный спектакль – 13 (52%) респондентов.

Данный вопрос демонстрирует, какие мероприятия в учреждении культуры вызывают наибольший интерес у молодежи. Так же формат мероприятий, набравший наименьший отклик у молодежи стоит пересмотреть, может быть, внедрить новые способы его проведения.

Данный вопрос предполагает открытый развернутый ответ. 17 (68%) молодежи ответили на него. Каждый пятый респондент считает, что идеальным местом для проведения досуга является чистое, теплое место, где можно расслабиться и получить удовольствие. Респондентами были указаны следующие ответы: заведение должно соответствовать нормам безопасности, досуг должен быть интересным, развлекательным и познавательным, от мероприятий хочется получать положительные эмоции, радостное настроение.

Большинству молодежи (44%) интересны творческие семинары, мастер-классы и тренинги. На развлекательные мероприятия готовы прийти 32% участников опроса. Мотивационная тема интересует 28% опрошенных. По 20% респондентов выбрали варианты «Научно-познавательные» и

«Кулинарные». Семинары и мастер-классы спортивной направленности интересны для 16% молодых ухтинцев. И 1% респондентов предложили свои

варианты ответов: керамические, актерские, рисование, экологические мероприятия.

По данным вопроса в МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта» нужно делать больший уклон на проведении творческих семинаров, тренингов.

Далее нужно было выяснить, что является определяющим моментом в желании посетить данное учреждении культуры, мероприятие. Так половина молодежи отметили, что главным фактором является тематика мероприятия (52%). Для 44% респондентов важна стоимость посещения. Вариант массовость набрал 16%. Для 12% важен наличие WI-FI. 4% затруднились ответить.

Также, следовал вопрос о том, с какой целью молодежь посещает клубное учреждение. 80% респондентов выбрали вариант получить возможность общаться и встретиться с друзьями, найти новых знакомых. Потанцевать выбрали 68%. Заниматься художественным или техническим творчеством и посмотреть концерт спектакль отметили 60% и 56% молодежи. Приходят с целью послушать лекции 48%, а чтобы узнать новости – 40%. Самым непопулярным ответом оказалось участвовать в организации проведения мероприятия, его выбрали 36% опрошенных.

 В связи с полученными данными, учреждение культуры должно сделать упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая о групповых и индивидуальных формах.

«Встречи с какими людьми города Ухты и других городов России Вам были бы интересны?»

На вопрос «Встречи с какими людьми г. Ухты и других городов России Вам бы были интересны?» большинство молодежи (36%) ответили, что хотели бы встретиться с ухтинскими спортсменами, такими как А.С. Сухоруковым (российский пловец, член национальной сборной России с 2004 года. Серебряный призёр Олимпийских игр 2008 года в Пекине) и с Д.С. Алиевым (российский фигурист, выступающий в мужском одиночном катании, чемпион Европы 2020, серебряный призер чемпионата Европы 2018 в Москве).

Также, молодежи интересны блогеры (28%) и фотографы (24%). Для каждого пятого опрошенного (20%) интересна информация, которой могут поделиться предприниматели и бизнесмены. На встречу с бьюти-мастерами пришли бы 16% молодежи. Ученые и научные сотрудники интересуют 12% участников опроса. Варианты «Видеографы» и «Ведущие мероприятий» выбрали 8%.

 В последнем вопросе анкеты участникам нужно было оценить работу МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта». Вариант 0 и 1 не выбрал никто. Два поставили 8% опрошенных, три – 32%. Самым популярным оказался ответ четыре, его написали 40%. Оценку 5 дали только 20% молодежи.

Таким образом, МУ «Дому молодежи» есть куда стремиться. Организации досуга населения нужно уделять должное внимание, и прилагать все усилия для обеспечения полноценного отдыха и создания условий занятия творчеством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрев основные принципы исследования досуговых предпочтений молодого поколения, можно сделать вывод, что досуг доля внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязательств. Свободное время способно объединить и отдых, и труд. Значительная часть досуга в современном обществе занята различными типами развлечений, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Анализируя перспективный план работы МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта» на 2020 год и отчёт о работе за 2019 год, следует отметить, что в МУ «Дои молодежи» МОГО «Ухта» не в полной мере осуществляется работа, направленная на формирование досуговой культуры современной молодежи.

В настоящее время учреждения культуры переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др.

Проведенный опрос позволил сделать выводы о том, что формирования досуговой культуры современной молодежи в воспитании молодого поколения, бесспорна.

В качестве рекомендаций для формирования досуговой культуры современной молодежи предлагается:

-Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;

-Сформировать комфортную культурно-досуговую среду, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;

- Нужно больше выезжать в другие регионы, обмениваться опытом и налаживать живое общение;

-Создать банк идей и центр молодых инициатив.

Одним из путей решения данного вопроса предлагает И.В. Бестужев-Лада, считающий, что спасти от полной деградации находящиеся в состоянии тяжкого кризиса все основные типы современных учреждений культуры, начиная с прессы, радио, телевидения, кинематографа, театра, клуба, музея и кончая всей совокупностью спортивных учреждений, может только опора на соответствующие клубы по интересам. Именно такие клубы, по мнению исследователя, являются высшей формой организации досуга, поскольку они обнаруживают колоссальный творческий потенциал, способный содействовать радикальному преобразованию культуры, поднимая ее организацию на качественно более высокий уровень. Чтобы такая социальная организация культурной деятельности общества получила свое полномасштабное воплощение, охватило общество в целом, нужно здоровое общество, необходима расцветающая цивилизация - альтернативная, - которая объединит творца и потребителя культуры на качественно ином уровне.

Похожие рекомендации И.В. Бестужев-Лада формулирует и относительно молодежного досуга. Ученый подчеркивает, что невозможно целиком заполнить досуг театром, кинотеатром, дискотекой, играть все время роль посетителя, зрителя, потребителя, но важно стимулировать самодеятельность, самоорганизованный досуг - клубы по интересам, деятельность которых необходимо развертывать в широком масштабе и системности.

Потребность организации досуговых центров подтверждают данные социологических исследований, выявляющих готовность молодежи самостоятельно объединяться для удовлетворения конкретных интересов, для проведения досуга.

В настоящее время проводится учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста. Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. По этой причине ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого откажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.

Таким образом, задачей досуговых учреждений является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Усовершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на крупные группы юного поколения.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 1998. - С.137.

2. Ариарский, М.А. Культура досуга как предмет педагогики иприкладной культурологии / М.А. Ариарский. – СПб.: Питер, –2009. 250 с.

3. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - С.508.

4.  Бестужев-Лада, И.В. Какая ты молодежь? / И.В. Бестужев-Лада. – М., 1988. – 109 с.

5. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Политиздат, 1984.

6. Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных /И.А. Бутенко // Социологические исследования. 2000. № 7. – С. 3 -5

7.  Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008. – 194 с.

8.  Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы [Текст]: учеб. пособ. / А.Д. Жарков. - М.: Просвещение, 1989. - С.217-233.

9. Запесоцкий, А.С. Из истории молодежной культуры: возникновение и развитие дискотек [Текст] / А.С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 2004.

10. Иконникова, С.Н. Молодежь: Социальный и социально-психологический анализ / С.Н. Иконникова. – 1974

11. Калинин, И. Клубные парадоксы [текст] // Встреча / И. Калинин. - М., 1996. - №5. - С. 19-21.

12.  Каплан, М. Основные модели досуга / М. Каплан. М.:Приор, – 2008. – 244 с.

13. Киселева, Т.Г., Красильникова, Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика [Текст] / Т.Г. Киселева: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР. - М., 1991-с.3.

14. Киселева, Т.Г., Красильникова, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст]: учебное пособие / Т.Г. Киселева. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136с.

15. Крестьянова А.А. Особенности досуговых предпочтений современной молодежи // Культура. Духовность. Общество. 2012. №2. С. 120

16. Морозов, А.А. Досуг и статус / А.А. Морозов /Молодежь. 2002. № 10. С. 24 -25

17.  МУ «Дом молодежи» МОГО «Ухта» [Электронный ресурс] / http://www.доммолодежи.com/

18.  Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно - досуговой деятельности: учеб. пособие / З.А. Петрова. –М.: МГИК, – 2000. 228 с

19.  Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. - 1984. -№4. - С.15-30

20.  Погорелова, А.Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества. Культурной деятельности [Электронный ресурс]

21.  Погрешаева, Т.А. Свободное время человека в условияхтрансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд - во СГУ, – 2000. – 255 с. 25

22.  Понукалина, О.В. Социокультурное значение досуга / О.В.Понукалина. Саратов: Юл, – 2001. – 150 с.

23.  Современная молодежь [Электронный ресурс] / www.wan-press.com. - 14.07.05г.

24. Суртаев, В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. СПб.: Издание Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2006. – 272

25.  Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга / В.Я.Суртаев. – СПб,– Ростов - на - Дону: Изд - во «Гефест», 1998. – С.28

26. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб., 1996. - 200 с.

27.  Титов Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей. / Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. - СПб, 1998. - 196 с.

28.  Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А.Трегубов. СПб.: Питер, 1991. – 98 с

29.  Тюттерин, Д.И. Территория детства / Д. И. Тюттерин / Дошкольное образование – Самара: - 2018. 34 – 35 с.

30.  Шехтер, Т.Е. Современное искусство и арт-рынок // Художественный рынок как объект гуманитарного знания / Т.Е. Шехтер: Матер. ежегодной межвуз. науч.-практич. конф.21-23 января 2004 года. - СПб.: СПбГУП, 2004. - С.8.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкетирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: