Общество и его институты

    Общество - это совокупность индивидов, социальных групп и классов и складывающихся между ними отношений.

  Социальные группы - это такая совокупность индивидов, которая имеет свои собственные интересы и своей деятель­ностью оказывает влияние на поведение других людей. Социальные группы могут быть большими и малыми, вре­менными и постоянными, формальными и неформальными. Неформальные группы характерны личными, неформальны­ми связями (семья, туристическая группа, группа соседей и т. д.).


  Наряду с понятием общества в науке существует понятие гражданского общества. Гражданское общество как явление рассматривается в сопоставлении с государством. Схематич­но, несколько упрощенно гражданское общество можно рассматривать как сферу за рамками самого государства.

 

  Граж­данское общество — это система субъектов и отношений, в определенной мере независимая от государства, сфера, где господствуют частный интерес, частная собственность, экономически независимые, свободные, юридически равноправ­ные субъекты. Гражданское общество складывается из таких институтов, как семья, церковь, независимые от государства средства мас­совой информации, предпринимательские структуры, поли­тические партии, профсоюзы и иные общественные объеди­нения и т. п.

  Гражданское общество — это «царство эконо­мических отношений»                          (К. Маркс). И как раз эти отношения и составля­ют основу гражданского общества, а в свою очередь гражданское общество - социально-экономическую основу государства.      

Государственная власть и ее обоснование

  Понятие и структура власти. В политико-юридической ли­тературе отсутствует единообразное понимание власти. Это обусловлено различными философско-методо­логическими подходами к данному явлению.

  Необходимо указать также на то, что власть — сложное, многостороннее явление, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т. д.

  Сложность, многосторонность этого явления на­ходит отражение в различных характеристиках, приписывае­мых власти, в соответствующих словосочетаниях: власть бур­жуазная, власть трудящихся, власть парламента, власть президентская, правительственная, прокурорская, законодательная, судебная, партийная, еди­ноличная, диктаторская, тоталитарная, демократическая, коллегиальная, сильная, централизованная, законная, узурпированная, формальная и реальная и т. д.

  В нашей литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу, другие — как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов, третьи — как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам, четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной об­щности других людей. Власть понимается так же, как управ­ление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществ­ляющие власть.

  Ни одно из приведенных определений власти не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сто­рону власти. Но очевидно и то, что для анализа власти необходимо выбрать одно из них в качестве стержневого системообразующего, опираясь на ко­торое можно было бы свести в единую структуру (идеальную модель) все моменты, стороны, признаки, методы существо­вания и функционирования власти.

  Коль скоро рождаются и существуют общественные функ­ций, необходим и носитель этих функций — субъект власти. Носителем, субъектом политической власти является, прежде всего, государство, его органы и иные политические институ­ты, формирующиеся из людей.

  Каждая общественная функция проявляется в человече­ской деятельности. Власть проявляется в деятельности субъ­ектов власти, носящей различный характер.

  Субъект власти. В государственно-организованном об­ществе происходит институционализация власти, создаются ее специальные институты (система органов государства), вы­деляется особая группа людей, осуществляющих власть и составляющих людской субстрат этих институтов. Выделение таких людей есть следствие порождения обществом необходимых управленческих и иных функций, т. е. разделения тру­да. С выделением из общества субъектов власти управление начинает осуществляться на функциональной основе.

  Диалектика совпадения властвующего и подвластного в демократическом государстве должна проявляться в лично­стном и институциональном плане. Каждый гражданин госу­дарства — лицо не только подвластное, но он вправе и дол­жен выступать в качестве частичного (как член общества) первоначального носителя и источника власти. То же самое можно сказать и об отдельных институтах влас­ти. Каждый из них в одном отношении выступает как субъ­ект власти, а в другом — как объект власти. Nemo est supra legem (никто не находится выше закона).

  Способы осуществления власти. Любая власть проявляется в деятель­ности соответствующих субъектов, власть государства — в де­ятельности его органов и должностных лиц. Основные на­правления этой деятельности именуются функциями государства.

  Принуждение как атрибут власти. Властвующий субъект при необходимости может поставить подвластного в ситу­ацию принуждения — такое со­стояние, когда подчиненный оказывается перед вы­бором одной из только неблагоприятных последствий своих будущих действий, опираясь на свою шкалу ценностей, т. е. выбирает меньшее зло. Очевидно, что государствен­ная власть опирается на принуждение, осуществляемое упол­номоченными на то агентами государства, т. е. его органами (должностными лицами).

  Государственная власть осуществляется не только путем принятия правовых решений нормативного и индивидуаль­ного характера, опирающихся на принуждение, но и более мягкими способами: с использованием рекомендаций, призывов, не являющимися по своей приро­де правовыми средствами. Например, взятие на себя обязательства вознаграждения за определенную деятельность               (премии, награды, установление различного рода льгот — на­логовых, пенсионных и т. п.).

  Основания власти. Общество порождает необходимые властные функции, поскольку в са­мом обществе имеются для этого основания. К их числу от­носятся экономическая и социальная структуры общества, требующие определенного порядка и согласованности их эле­ментов.

  Вопросы о социальной основе и о социальном источнике легитимации власти тесно связаны. Общество — это не только совокупность нескольких поколений людей, но и сис­тема различных отношений (экономических, политических, нравственных и т. п.). В этом плане оно — первопричина, порождающая власть.

  Демократические доктрины и политические документы сов­ременности в качестве источника власти рассматривают на­род. Эта идея заложена в конституциях многих современных государств, где она обычно выражается в словах «власть при­надлежит народу», «народ является источником власти».

  Легитимация и узурпация власти. Провозглашение сувере­нитета народа, даже и в конституциях, — лишь заявление о необходимости его реализации. Государственная власть (суверенитет) осуществляется системой органов государства. На­родный же суверенитет становится государственным при ус­ловии легитимации государственной власти. Законной и со­циально обоснованной является лишь легитимная власть.

  Государ­ственная власть легитимируется нормами права. Актом легитимации демократической власти яв­ляются выборы коллегиальных представительных органов власти. Легитимная власть — это власть, установленная в со­ответствии с процедурой, предусмотренной нормами права. Если актом легитимации высших органов власти и местного самоуправления являются, как правило, выборы, то легитимация иных звеньев власти происходит также путем конкурса и назначения, осуществляемых выборными или иными органами в соответствии с их компетенцией и в по­рядке, предусмотренном законом.

  Нелегитимная власть является узурпаторской. Она пред­ставляет собой захват власти незаконными ме­тодами с опорой на грубую силу или нарушение процедуры выборов, использование власти в целях, не предусмотренных законом, и методами, противоречащими ему.

  Термин «узурпация власти» употребляют, говоря о ее высших эшелонах. Применительно к отдельным долж­ностным лицам используются такое понятие, как «превышение власти». Эти действия в правовом государстве уголовно на­казуемы.

  Любая, в том числе и государственная, власть должна иметь основание и в системе норм нравственности. В своем функционировании она должна ориентироваться на общече­ловеческие нравственные ценности и способствовать их ут­верждению. Власть, преследующая цели и использующая методы, противореча­щие нравственным ценностям и нормам, безнравственна точ­но так же, как и та, которая образована, учреждена аморально. Нравственно необоснованная власть, как правило, является и властью нелегитимной, ибо законы обязывают носителей власти соблюдать и нормы нравственности.

  Власть экономически, социально, юридически, нравст­венно обоснованная и эффективно действующая, утверждаю­щая ценности, принятые в обществе, становится в его глазах авторитетной. Авторитет власти облегчает ее действие, мини­мизирует необходимость государственного принуждения, ста­билизирует общество, способствует достижению его целей.

       Теперь рассмотрим, какие институты власти существуют в Российской Федерации.

       Начнём с того, органы государственной власти РФ – это организации и учреждения, обладающие государственной властью и реализующие её.

  В соответствии с принципом разделения властей они делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

  Высшим органом законодательной власти в нашей стране является Федеральное собрание РФ, он принимает законы и контролирует органы исполнительной власти.

  Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, оно осуществляет государственное управление и исполняет законы, принятые Федеральным собранием.

  Высшими органами судебной власти РФ являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, они восстанавливают справедливость, наказывая тех, кто нарушает законы.

  Институты государственной власти:

 

· Парламент - высший законодательный и представительный орган власти.

· Правительство - высший исполнительный орган.

· Глава государства и его роль в структуре институтов власти.

· Судебная власть, как вид государственной власти.

 

  Итак, государственную власть в РФ осуществляют Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный и Верховный Суды РФ, а также Президент РФ.

  В осуществлении государственной власти Президенту РФ помогают Администрация Президента РФ, Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, комиссии. Эти органы не входят в систему органов государственной власти. Также в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (МСУ).

  Взаимосвязь и взаимозависимость органов государственной власти обеспечивается системой сдержек и противовесов, которая позволяет органам государственной власти контролировать друг друга. Так, Госдума может отправить Правительство в отставку; Президент ежегодно отчитывается перед Федеральным Собранием, а также может распустить Госдуму или наложить вето на закон.        

  Система сдержек и противовесов имеет важное значение, поскольку защищает граждан от монополии какой-либо одной ветви власти.

  Согласно Конституции РФ, органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ, выступает правительство. Оно управляет государственными делами и задачами, контролирует их реализацию. Однако только правительством исполнительная власть не ограничивается. Она реализуется системой и структурой органов, которые пребывают в иерархической взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: