1. Понятие и виды субъектов международного права.
2. Правосубъектность основных субъектов международного права.
3. Признание в международном праве.
4. Правопреемство государств в международном праве.
Литература:
1. Аваков М. М. Правопреемство освободившихся государств. М., 1983.
2. Вельяминов Г. М. Международная правосубъектность // Сов. ежегодник международного права. 1986. – М., 1987.
3. Власова Л. В. Правопреемство государств в отношении договоров. Минск, 1982.
4. Игнатенко Г. В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. – 1995. № 1.
5. Корецкий В. М. Декларация прав и обязанностей государств. – Киев, 1962 (см. также: Корецкий В. М. Избр. труды. Кн. 1. Киев, 1990).
6. Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. – 1992. № 5.
7. Признание в современном международном праве (Признание новых государств и правительств) / Под ред. Д. И. Фельдмана. – М., 1975.
8. Толстых В. Л. Конституционно-правовые основы международной деятельности субъектов Российской Федерации. – Новосибирск, 1997.
|
|
9. Труженникова Л.Т. Доктрина международного права о правовом положении физического лица // Московский журнал международного права. – 1994. №4.
1. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность основных субъектов международного права
Субъекты международного права делятся на две основные категории – основные (первичные) и производные (вторичные).
Категорию основных (первичных) субъектов составляют государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.
Категория производных (вторичных) субъектов – это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается в том, что они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной). Таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной. С некоторыми оговорками к этой категории принято относить государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.
Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся за создание собственного государства на базе национального суверенитета.
Государство.
Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Статус других участников международных отношений в значительной мере определяется государствами. Являясь создателями международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством – государственным суверенитетом – полной независимостью государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях.
|
|
Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает правило par in parem non habet imperium – равный не имеет власти над равным. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.
Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Правосубъектность государства универсальна и существует независимо от воли других субъектов международного права и сохраняется до тех пор, пока государство существует.
Исторически известны несколько способов образования новых государств как субъектов международного права:
- смена государств одного исторического типа другим;
- возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости;
- территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.
В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.
Государствоподобные образования (квазигосударства) – особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле. К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.
Исторически известны вольные города, включая города Ганзейского союза в эпоху средневековья, затем Краков, который согласно Венскому трактату 1815 г. был провозглашен вольным, независимым и совершенно нейтральным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Версальский мирный договор 1919 г. установил особый статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося «свободным государством» (до 1939 г.).
В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира, обмениваясь соответствующими представительствами.
Народы (нации), борющиеся за самоопределение.
Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение.
Согласно Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
|
|
На всех государствах лежит обязанность уважать право на самоопределение народов и наций в современный период, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости.
Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов.
Необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства - самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства.
Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но борющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение.
Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающимся реализации права на самоопределение.
Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая права на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.
Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.
|
|
Правосубъектность международных организаций.
Международные организации являются субъектами международного права особого рода.
Международная организация не обладает суверенитетом. В качестве источника ее прав и обязанностей выступает международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам.
Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют организацию правами и обязанностями. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей.
Любой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом.
В современный период наиболее известными международными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация африканского единства (ОАЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие.
В ряде случаев осуществляется правопреемство международных организаций, при котором с целью поддержания непрерывности функций передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учрежденной государствами организации. Так, ООН была преемником прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.
Международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключенных ими международных договоров, положений учредительных актов.
Таким образом, из всех субъектов международного права полной правоспособностью обладает только государство, остальные или частичной (нации и народы, борющиеся за независимость), или ограниченной волей государств.