Фразеология и стиль научной речи
Особенностью языка научной речи является подчёркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой.
В качестве средства связи между ними используются:
1) вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т. д.);
2) местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и другие);
3) специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдём к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).
Научный текст характеризуется точностью и однозначностью выражений, которые обусловлены спецификой языка данной науки.
Такой язык отличается краткостью, логичностью, точностью и стремлением к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Под термином здесь понимается имеющее научное значение слово или словосочетание, выражающее сущность социального явления.
Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает своё мнение как точку зрения группы учёных, относящихся к определённой научной школе или научному направлению, поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придаёт изложению некоторую объективность.
Однако использование автором в тексте местоимения «мы» может произвести неблагоприятное впечатление на читателя. В связи с этим в последние года авторы стали излагать своё мнение от первого лица единственного числа (я полагаю, по моему мнению) или от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы и вовсе избежать употребление местоимения, можно писать неопределённо-личными предложениями либо предложениями со страдательным залогом.
Ради объективности в тексте научного произведения личные пристрастия, эмоциональные моменты не отражаются.
В рукописи следует избегать канцеляризмов, штампов, избыточных словосочетаний. Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукообразности и по возможности кратко. Краткости можно добиться, прибегая к общепринятым сокращениям слов и словосочетаний, замене часто употребляемых понятий аббревиатурами.
Сокращение слов
Сокращения слов научного текста применяют с целью уменьшения его объёма. В настоящее время используются следующие виды сокращений:
1) буквенные аббревиатуры;
2) сложносокращённые слова;
3) условные графические сокращения по начальным буквам и частям слова.
Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв каждого слова, входящего в название. Такое сокращение записывается прописными буквами (СПО).
Сложносокращённые слова составляются из усечённых слов, например: обком – областной комитет, райвоенкомат – районный военный комиссариат, профсоюз – профессиональный союз, минобрнауки – министерство образования и науки.
В научных текстах обычно используются условные графические сокращения по начальным буквам и частям слов, в том числе при оформлении ссылок и списка использованной литературы. Правила сокращения установлены ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» (М., 1995). ГОСТ предусмотрел следующие правила сокращения слов.
Сокращению подлежат различные части речи.
При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приёмов. При отсечении конечной части слова оставшаяся часть должна: позволять безошибочно восстанавливать полное слово; заканчиваться на согласный; при стечении в конце нескольких разных согласных заканчиваться на последнем из них; при стечении в конце двух одинаковых согласных заканчиваться на одном из них.
Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. – статья, см. – смотри.
Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5 ГОСТ, например: г. – год (при цифрах), к. – копейка (при цифрах), р. – рубль (при цифрах), с. – страница (при цифрах и в примечании), т. – том (при цифрах и в примечании), ч. – часть.
Следующий способ сокращения – пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис, например: ин-т – институт, д-р – доктор, з-д – завод, изд-во – издательство, м-во – министерство, р-н – район, ун-т – университет.
В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов:
- после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное);
- при географических названиях, например: г. Челябинск, д. Сосновка, Челябинская обл., с. Долгодеревенское;
- при цифрах, например: ХХ в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;
- при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1), подп. 2 (подпункт 2), рис. 3 (рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таблица 4), ч. 1 (часть 1), т. 5 (том 5);
- при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (товарищ).
Не допускается сокращение слов «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложения. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например».
В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают первую либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например: микрофиша – мфиша, диафильм – дф. В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, например: профессионально-технический – проф.-техн.
Сокращение обозначается точкой. Точка не ставится:
- если сокращение образовано выбрасыванием средней части слова и заменой её дефисом, например: изд-во (издательство), р-н (район), хоз-во (хозяйство);
- в конце сокращений, образованных путём удаления гласных, например: млн, млрд;
- после сокращённых обозначений единиц физических величин, например: 5 г, 10 кг, 1 т, 20 мм, 50 см;
- в буквенных аббревиатурах.
ГОСТ разрешает применять сокращения, им не предусмотренные, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного аппарата, обеспечивающего их расшифровку. Это означает, что при первом использовании таких сокращений необходимо в круглых скобках или ссылке объяснить их значение. Можно в начале работы дать список принятых сокращений.
Фразеология научной речи
Для правильного оформления исследовательской работы необходимо освоить фразеологию научного языка. С этой целью начинающему исследователю рекомендуется обращаться к стандартным словосочетаниям и выражениям, которые наиболее часто встречаются в научных текстах.
1. Для раскрытия актуальности проблемы:
1.1. Особенность, важность проблемы:
– Одной из наиболее актуальных проблем является...
– В настоящее время особую значимость приобретает...
– Приоритетным направлением является...
1.2. Сложность, трудность решения проблемы:
– Большим препятствием является... поэтому... – насущная проблема...
– При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование... – сложная проблема...
1.3. Необходимость какого-то действия:
– Необходимость применения... можно обосновать следующим образом...
– Необходимость обусловлена...
– Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является...
– Одна из... заключается в...
– Особую актуальность (особую значимость, всё большее значение) приобретает...
– Особое место занимает...
– Огромную роль играет...
– Всё большее внимание уделяется...
– При... возникает сложная проблема (разнообразие задачи)...
2. Для оформления главы I («Обзор литературы по теме») рекомендуется использовать стандартные словосочетания и выражения, которые разъясняют внутреннюю последовательность изложения текста.
Приведённые ниже словосочетания обозначают переходы авторской мысли и способствуют структурированию текста:
– Авторы по-разному (одинаково) определяют (что), подходят (к чему)...
– Рассмотрим один из возможных вариантов...
– Эти вопросы (проблемы) рассматриваются одинаково (по-разному).
– В работе (работах) показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась)...
– (Кто-либо) использует разные подходы (методики, методы) решения задачи...
– Основной недостаток такого решения состоит в том, что...
– Недостатком является то, что...
– Что касается... то эта проблема (задача) не решена...
– (Кто-либо) игнорирует условия эксперимента, при которых...
– В большинстве работ... рассматриваются общие условия...
– Однако, несмотря на явные достоинства, этот подход имеет свои недостатки.
– Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос о...
– Оба автора обращают внимание на то, что…
– В работе (кого-либо) этой проблеме уделяется большое (незначительное) внимание.
– Эти мысли (кого-либо) перекликаются с идеей (гипотезой)...
– По мнению (кого-либо, всех авторов, исследователей)...
– Эта проблема затрагивается также...
– Н., так же как и М., обращает внимание на то, что…
– Подобно Н., М. анализирует...
– В отличие от Н., М. указывает, что...
– Если Н. считает, что... то М. придерживается другой точки зрения.
– Что касается М., то он считает, что...
– М. анализирует современный материал, а Н. основывается на исторических фактах...
– М. опирается на богатый фактический материал, тогда как Н. частично оперирует гипотезами...
– Н. утверждает, что... тогда как М. опровергает это...
– Н. убеждён, что... между тем как М. сомневается в этом...
– Можно отметить, что... могут быть использованы не только в... а и в...
– В то время как Н. – сторонник... М. придерживается...
– Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются...
– Остановимся, прежде всего, на анализе последнего предложения, вывода...
– С другой стороны, следует подчеркнуть, что...
– Это утверждение одновременно предполагает и то, что...
– Рассматриваемая нами форма кривой...
– Ясно, что...
– Логика рассуждений приводит к следующему...
– Как известно из...
– Проанализируем этот факт с точки зрения...
– Следует отметить...
– Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что...
– Следовательно, можно доказать...
Следующий список стандартных словосочетаний поможет придать логичность обсуждению результатов с привлечением литературных источников:
– Автор убедительно доказывает (утверждает, приходит к выводу, подтверждает и т. д.), что...
– Рассматриваемая научная работа ценна тем, что в ней имеются новые подходы к раскрытию теории вопроса (даётся интересный анализ современного этапа...)...
– Исследователь предлагает нестандартный вариант решения актуальной задачи (проблемы)...
– К достоинствам работы можно отнести наличие большого объёма опытных данных (результатов эксперимента в реальных условиях)...
– Идея автора является обоснованной (убедительной, соответствующей ранее установленным фактам)...
– Автор прав, утверждая, что...
– Мысль автора (гипотеза, идея) сформулирована чётко (ясно, доказательно)...
– Приводя аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов...
– Такая постановка вопроса представляется малоубедительной (необоснованной, недостаточной)...
– Выводы противоречат основам теории...
– Автор приходит к выводам, которые не всегда подтверждаются фактическим материалом...
– Отдельные выводы имеют недостаточно подтверждающего их материала исследований...
– Автору не удалось раскрыть сущность закономерностей (связей, явлений, процессов)...
– Вместе с тем вызывает сомнение тезис (гипотеза, вывод)...
– Автор упускает при рассмотрении такие важные детали...
– В этом выводе излишне категорично ставится вопрос (проблема)...
– Автор формулирует исходные предпосылки (задачи, проблемы)...
– Автор детально (в полном объёме) проанализировал все возможные свойства (критерии, данные)...
– Рассматривая такие сложные вопросы (проблемы), автор допускает неточности (противоречие)... и т. д.
3. Для раскрытия авторского подхода:
3.1. Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий:
– В данной работе (разделе, главе)... задача... будет рассмотрена как...
– При этом под... будем понимать...
– Под... здесь понимается...
3.2. Сознательное сужение границ предпринятого исследования:
– В данной работе рассматривается только...
– В описываемом исследовании нас интересовали в основном...
– Такой подход обусловлен...
– В рамках данного исследования...
3.3. Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода:
– Именно поэтому... должно состоять не только из... но и содержать...
– Исходя из этих соображений, следует... строить не на... а на...
4. Для отражения целевой установки:
– Целью (цель) настоящей (данной) работы (главы) является (была, заключается в...)...
– В настоящей (данной) работе (главе, параграфе) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются, рассмотрены, приведены...)...
– Настоящая (данная) работа посвящена...
5. Для описания известного варианта решения:
– Известно, что...
– Известные подходы к... основаны на...
5.1. Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей:
– В работе (работах) Л. С. Выготского, А. Р. Лурия показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась...)...
5.2. Указания на то, что какое-либо решение уже известно в науке:
– Всё большее распространение получают...
– В настоящее время разработаны основные подходы к...
5.3. Перечисление известных решений:
– Для анализа... используются различные способы... например...
– Для сбора фактов... известны способы...
– В... используются различные подходы, например...
6. Для описания недостатков известного варианта решения:
– Основной недостаток... заключается в том, что...
– Недостатком является то, что...
– Что касается... то эта проблема ещё не решена.
– Однако данный вопрос является недостаточно изученным (разработанным), нуждается в уточнении, конкретизации...
6.1. Характеристика отношений противопоставления, несоответствия:
– Однако... имеет ряд существенных недостатков...
– Однако... не позволяет...
6.2. Характеристика какого-либо дискуссионного вопроса:
– В... игнорируется...
– В большинстве работ... рассматривается без учёта...
6.3. Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения:
– Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется рядом недостатков...
– Трудоёмкость существующих методов... существенно снижает...
7. Для описания предлагаемого варианта решения:
– В настоящей работе предлагается...
– Предлагаемый подход... основан на...
– Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы...
– Перейдём непосредственно к описанию...
– В данной работе излагается один из подходов к...
8. Для представления места исследования:
– В (на)... действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, проводилась, проведён, ведутся...)...
– Назначение предмета рассмотрения:
– Методика... предназначена для...
– Анамнестические данные используются для...
9. Для представления примеров:
– Рассмотрим... на примере...
– Приведём пример...
– Поясним на примере...
10. Для наглядного представления информации:
– На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены...)...
– Как показано на рисунке...
– Что и отражено на рисунке.
11. Для описания математического аппарата:
– Для выявления статистически значимых (достоверных) различий использовался критерий (компьютерная программа)...
12. Для описания экспериментальной проверки:
– Эксперимент... проводился на выборке...
– Для подтверждения... был проведён эксперимент...
– Для проверки эффективности методики был проведён контрольный эксперимент.
13. Для описания преимуществ предлагаемого варианта решения:
– Преимущество этого способа состоит в том, что...
– Следовательно, преимущества... состоят не только в... но и в...
– Достоинством такой... является...
– Данный метод позволяет....
– Применение... сократило время, исключило субъективность...
– Метод даёт возможность обеспечить...
– Применение... повысит эффективность и позволит...
14. Для описания особенностей предлагаемого варианта решения:
– Существенной особенностью... является...
– Особенность... состоит в том, что...
15. Для представления результатов:
– Результаты показали следующее:...
– Анализ результатов позволил сделать вывод...
– Количественно-качественный анализ данных эксперимента позволяет…
16. Для представления выводов:
– Таким образом, можно сделать вывод, что...
– Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы...
– Следовательно, подводя итоги, можно сказать, что...
– Резюмируя вышеизложенное...
– В заключение подчеркнём следующее...
– Анализ... позволяет утверждать...
17. Для представления рекомендаций:
– Как... так и... может быть рекомендовано в качестве...
– Методика может быть рекомендована для...
– Подход (приём) может быть использован для...
– Разработанные рекомендации могут применяться в... для...
18. Для представления назначения предмета рассмотрения:
– Как..., так и может быть использовано в качестве...
– В заключение можно отметить, что... могут использоваться не только в... но и в...