Инструкторская и судейская практика

Привитие инструкторских и судейских навыков желательно начи­нать с первого года обучения в учебно-тренировочных группах, исполь­зуя для этого практические занятия, семинары, беседы, самостоятель­ное изучение литературы. Такая работа проводится в единстве с теоре­тической подготовкой (см. раздел «Теоретическая подготовка»). На первом году обучения в учебно-тренировочных группах занимающиеся должны уметь построить группу, отдать рапорт преподавателю, знать и уметь выполнять специальные беговые упражнения, знать места распо­ложения в манеже или на стадионе отметок для пробегания отрезков 30, 40,50,60,80,90,100,120, 150 ми т. д., соблюдать порядок движения на дорожках, технику безопасности в секторах для толкания ядра и прыж­ков. На каждое занятие назначается дежурный по группе, в обязанности которого входит подготовка мест занятий, получение и проверка необ­ходимого инвентаря, оборудования и сдача его после окончания заня­тия.
На втором году обучения у занимающихся должно быть сформиро­вано в общих чертах представление о технике низкого старта и бега по дистанции. Тренеру следует постоянно побуждать юных спринтеров к самоанализу движений во время любых беговых нагрузок, оценке тех­ники выполнения упражнений товарищами по группе. В группе посте­пенно необходимо создавать такую обстановку, при которой выявлять и исправлять ошибки в специальных, прыжковых упражнениях, упраж­нениях со штангой, ядром, барьерном и гладком беге будут не только тренер, но и сами занимающиеся. В ходе тренировочных занятий, давая старты и отмашку при беге с хода друг другу, спортсмены приобретают навыки, необходимые стартеру и судье на финише.
На третьем году обучения в учебно-тренировочных группах занима­ющиеся должны периодически привлекаться тренером в качестве по­мощников при проведении разминки и основной части тренировки со спортсменами более младших возрастов. Определенная помощь трене­ру ими может быть оказана и при проведении тестирования новичков во время отбора в группы начальной подготовки. По ходу тренировочных занятий, на семинарах, по итогам участия в соревнованиях спортсмены продолжают изучение правил соревнований по легкой атлетике. Большое значение для формирования инструкторских и судейских навыков в этот период имеет участие в организации и проведении соревнований школьников в качестве судьи, помощника старшего судьи по награжде­нию, помощника стартера и пр.
На четвертом году обучения в учебно-тренировочных группах спорт­смены должны уметь.подбирать комплексы упражнений для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонст­рировать технику бега и некоторых других видов легкой атлетики, за­мечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими за­нимающимися, помогать тренеру в работе с младшими возрастными группами. Они обязаны знать правила соревнований по бегу, функции стартера, судьи на финише и судьи-секундометриста, уметь вести про­токол соревнований, составлять четвертьфинальные, полуфинальные и финальные забеги. В этих функциях учащимся необходимо набираться опыта судейства на соревнованиях школьников района и города ДЮСШ.
Учащиеся групп спортивного совершенствования 1-3-го годов обу­чения являются помощниками тренера в работе с начинающими спорт­сменами. Они должны уметь самостоятельно провести все тренировоч­ное занятие в группах начальной подготовки или в учебно-тренировоч­ных группах, составив при этом программу тренировки, отвечающую поставленной задаче. Наряду с хорошим показом легкоатлетических упражнений учащиеся обязаны знать и уметь охарактеризовать методи­ческие закономерности развития быстроты, силы, выносливости, объяс­нить, при каком уровне ЧСС следует выполнять работу соответствую­щей направленности. Отметим, что наблюдения за проведением занятий учащимися групп спортивного совершенствования позволяют тренеру выделить из них тех, кто обладает склонностями к педагогической ра­боте и может быть рекомендован для учебы в педагогическом или физ­культурном вузе.
Спортсмены групп спортивного совершенствования должны хоро­шо знать правила соревнований по легкой атлетике и, постоянно участ­вуя в судействе городских и областных соревнований, на третьем году обучения выполнять необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: