1 Кроме слоговых названий звуков в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.
В период раннего средневековья, в первоначально установившемся варианте этой системы диатонический звукоряд состоял из двух певческих октав: от ля большой октавы до ля первой октавы. Звукоряд этой системы выглядел так:
A B C D E F G A
ля си до ре ми фа соль ля
бемоль
Позднее звук си стал обозначаться буквой H. Семь основных ступеней обозначаются следующим образом: C D E F G A H
До ре ми фа соль ля си
Для обозначения знаков к буквам прибавляются слоги: диез – is, бемоль – es
дубль-диез – isis, дубль-бемоль – eses. Исключения составляют си-бемоль — b,
ми-бемоль –es и ля-бемоль – as.
Мажор обозначается – dur, минор – moll; например-D—dur, e—moll.
2 Метром называется равномерное чередование сильныхи слабых долей.
Цифровое выражение метра называется размером. Размер записывается в виде дроби, в которой числитель указывает на количество долей, а знаменатель – на длительность этих долей.
Метры и размеры бывают: — простые – с одной сильной долей в такте
— сложные – состоят из двух и более простых однородных размеров
-переменные – метр изменяется на протяжении всего произведения
Ритмом в музыке называется чередование звуков различной продолжительности. Для записи ритма существуют длительности.
Для увеличения длительности нот используются следующие знаки:
— лига, соединяющая две одинаковые по высоте ноты – в этом случае длительность равна сумме этих двух нот;
— точка, справа от ноты – удлинняет длительность ноты на ее половину, образует пунктирные ритмы
— фермата — знак, обозначающий произвольное увеличение длительности
Деление длительностей может быть основным (на два) и особым.
Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на 3, 4, 5 и
более частей – триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и т.д.
Группировкой называется объединение длительностей в группы, что выражается в нотной записи в виде общего ребра. В простых размерах каждая доля должна представлять отдельную группу. В сложных и смешанных размерах в такте имеется столько групп, сколько в нем простых размеров. Особым правилам подчиняется группировка длительностей в вокальной музыке:
1) если один слог текста приходится на один звук, то каждая нота записывается отдельной длительностью
2) если на один слог приходится несколько звуков, то группировка внутри этого слога подчиняется общим правилам, а все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются общей лигой.