Старшего школьного возраста

         Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его проте­кании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях орга­низма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличе­ние его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5- 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длин­нее, чем у девушек. У старших школьников почти заканчивается процесс окосте­нения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживая значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровожда­ется формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы разви­ваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мы­шечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асиммет­рия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела: предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц

 

                                                    16

    У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно мень­ший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плече­вой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиля­ция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кро­вообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у деву­шек; пульс реже на 6-8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юно­ши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыс­лительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, времен­ные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую воле­вую активность, например настойчивость в достижении постав­ленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утом­ления. Однако у девушек снижается смелость, что создает опреде­ленные трудности в физическом воспитании. В старшем школь­ном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушка­ми проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психиче­ские особенности юношей и девушек требуют различного подхо­да к организации занятий, подбору средств и методов обучений двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Функциональные возможности для осуществления интенсив­ной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек

                                                   17

    Физи­ческие нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Пери­од восстановления этих показателей до исходного уровня у юно­шей короче, чем у девушек. При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уде­лить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возмож­ностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, ста­тической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестро­ения и согласование двигательных действий, способности произ­вольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости. На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упраж­нений сопряженного воздействия на кондиционные и координа­ционные способности, а также упражнений, при которых одно­временно закрепляются и совершенствуются двигательные навы­ки (техника) и физические качества. Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути уси­ления тренировочной направленности уроков. Доля игрового ме­тода сокращается, а соревновательного - увеличивается. В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных зада­ний, дополнительных упражнений, заданий по овладению двига­тельными действиями, развитию физических способностей с уче­том типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности. Прохождение и освоение учебного материала должно осуще­ствляться в логической последовательности, в системе взаимо­связанных уроков

 

                                                       18

    Заключение

    Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры, по нашему мнению, являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию. Важно уметь разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности. Пусть это звучит банально, основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Но, одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало

 

 

                                                  19

    Список использованных источников

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Андреева И.В. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания/ Ашмарин Б.А.- М.: Просвещение, 1990. - 287с.

4. Бодалев А.А.. Общая психодиагностика. М., 1987.

5. Волков Л.В. Физические возможности детей и подростков/ Волков Л.В. - К.: Здоровье, 1981. - 120с.

6. Выдрин В.М. Теория физической культуры/ Выдрин В.М. - Санкт Петербург: Учебное пособие/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 75с.

7. Крутецкнй В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.

8. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта/ Кокоулина О.П. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. - 88с.

9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка/ Степаненкова Э.Я. - М.: Академия, 2006. - 264с.

 

 

                                                  20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: