Понятие о работоспособности, ее динамика в процессе труда и после работы

Работоспособность – способность человека к длительному выполнению труда без снижения качественных и количественных показателей (с высокой производительностью труда). Работоспособность зависит от множества причин: состояния здоровья, гигиенических условий труда, организации трудового процесса, психо-физиологических факторов и др.

Преждевременное снижение работоспособности – показатель влияния этих факторов, поэтому изучение ее динамики важно для оценки здоровья работающих, а также с точки зрения гигиены труда.

Динамика работоспособности во время трудового процесса.

В процессе труда выделяют 4 стадии работоспособности:

1) Врабатываемости – постепенного повышения работоспособности

2) Рабочего возбуждения – максимальный уровень работоспособности

3) Начинающегося утомления – постепенное снижение работоспособности

4) Вторичного повышения работоспособности, связанного с ожиданием отдыха

Динамика работоспособности после работы:

1) После рабочего возбуждения – после очень тяжелой или напряженной работы

2) После рабочего торможения – резкое снижение работоспособности

3) Восстановления работоспособности. При достаточной длительности этой стадии уровень работоспособности возвращается к исходному и переутомления не отмечается.

Методики изучения работоспособности.

Методик исследования работоспособности или фиксации утомления очень много, они являются психофизиологическими или чисто физиологическими тестами. Подробно эти методики разбираются на практических занятиях, здесь мы указываем важнейшие из них.

1. Для умственного труда:

- корректурная проба – вычеркивание букв или цифр в стандартном тексте за 1 мин, оценка результатов проводится по формуле Хартриджа – по количеству перерабатываемой информации в бит/сек

- словесно-ассоциативный эксперимент

- определение устойчивости внимания (для школьников)

- определение времени слухо- и зрительно-моторной реакции с помощью хронорефлексометра (для операторского труда)

2. Для любого труда – хронометражные исследования:

- выборочный хронометраж по элементам

- фиксация отвлечений (в школе)

- фотохронометраж

3. Для физического труда:

- определение физической выносливости с помощью динамометра

- изучение тремора (дрожания) рук (тремометр).

УТОМЛЕНИЕ, теории механизма его развития.

Среди множества теорий развития утомления до сих пор нет универсальной. Наиболее признана сейчас центрально-нервная теория Сеченова, Ухтомского, Введенского. Основную роль в утомлении играет снижение работоспособности клеток коры головного мозга, при этом нарушаются процессы возбуждения и торможения в ЦНС. При этом в ЦНС возникают стойкие очаги возбуждения или торможения – теория рассогласования. Эта теория в последние годы дополнения теорией ретикулярной формации – расстройство связей между высшими и низшими отделами ЦНС.

Ранее существовали гуморально-локалистические теории развития утомления при физическом труде:

- теория истощения – истощение в мышцах энергетических запасов (АТФ и др.) при работе,

- теория отравления – накопление в мышцах недоокисленных продуктов (молочной, пировиноградной кислот и даже яда – «кенотоксина»).

Ошибочность этих теорий доказана экспериментально, кроме того, они не объясняют развитие утомления при умственном труде. Однако эти процессы играют некоторую роль в развитии утомления.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ

              И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

У здорового человека основные причины развития утомления можно объединить в 3 основные группы:

1) Нарушение гигиенических условий на производстве (неоптимальный микроклимат, освещение, наличие вредных факторов)

2) Неправильная организация трудового процесса – очень длительный, тяжелый труд, монотонность труда и др.

3) Неоптимально психо- физиологическое состояние работающего – негативное отношение к труду, плохой моральный климат на производстве и др.

Исходя из этих причин – 3 основных направления профилактики утомления:

Научное обоснование и соблюдение гигиенических требований к условиям труда

2) Научная организация трудового процесса с учетом динамики работоспособности, использование эргономики и др.

3) Психо-физиологические меры.

Изменения в организме в процессе труда.

Изменения ЦНС.

Первая система, реагирующая на выполнение какой-либо работы – ЦНС – отмечается повышение ее тонуса. Формирование трудовых навыков происходит за счет условно-рефлекторных реакций, при этом в процессе обучения формируется динамический производственный стереотип. Он состоит из основных элементов и микропауз. При адекватной нагрузке наблюдаются благоприятные сдвиги нервных процессов, снижается скрытое время реакций, при чрезмерно напряженной работе временное улучшение показателей ЦНС сменяется их ухудшением – ослабление рефлексов, преждевременное утомление и др.

Изменения дыхания.

При работе меняется как внешнее, так и тканевое дыхание. Повышенная доставка кислорода к тканям и удаление СО2 достигается учащением и углублением дыхания (в покое частота дыхания 7 – 22 раз в мин, при работе – 50 и более раз в мин, объем легочной вентиляции повышается в 5 – 10 раз).

Максимальное поступление О2 с дыханием – 3-4 л/мин – кислородный потолок. Поступление кислорода в организм нарастает постепенно и вначале работы создается кислородный долг (задолженность), во время которого накапливаются недоокисленные продукты обмена, при тяжелом неадекватном труде кислородный долг очень большой и требуется несколько дней для окисления образовавшихся в тканях метаболитов.

Феномен Лингарда. Немецкий физиолог Лингард установил, что при тяжелом статическом физическом труде у части людей после окончания работы вновь повышается потребность в кислороде за счет выхода недоокисленных продуктов обмена из тканей в кровь, что вызывает стимуляцию газообмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: