Что изучает педагогика?
Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. То есть, педагогика – это деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт.
Каковы задачи педагогики?
Задачи педагогики делятся на несколько основных групп:
задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса.
Он формулируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон — социальная сущность образования, проявляющаяся в его обусловленности социально экономическим состоянием общества. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
обоснование современных педагогических систем.
Создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности педагогических явлений в ходе теоретических исследований.
|
|
разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.
Сначала создаются концепции содержания образования и методов обучения и воспитания, а затем и средства осуществления концептуальных установок на практике.
В настоящее время система образования в нашей стране вступила в период обновления, требующего системообразующих представлений о путях ее модернизации. Задачей педагогической науки является также саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о педагогической действительности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), структуре науки, ее связи с практикой, собственном понятийном составе и т. п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области методологии педагогики.
задача внедрения результатов научно-педагогических исследований в практику.
Педагогика неразрывно связана с практикой и непосредственно служит ей. Пустое теоретизирование, не ориентированное на решение практических задач воспитания, образования и обучения, чуждо подлинно научному педагогическому исследованию. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения.
Можно ли педагогику назвать искусством?
На мой взгляд педагогику можно отнести к искусству, говоря о педагогическом искусстве, педагогике как области искусства, должны вести речь об умении, мастерстве педагога, воспитателя. Педагогическое искусство рассматривается как совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением, творчеством и интуицией. Главное, что педагогическое искусство - это искусство педагогического действия.
|
|
Каковы главные категории педагогики и связь между ними?
Главные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.
Воспитание подразумевает постепенное и целенаправленное формирование личности человека через формирование его мировоззрения и поведения и усвоение общественно-исторического опыта, которое подготовит человека к культурной и общественной жизни.
Развитие являет собой процесс количественных и качественных изменений психических, духовных, физических и социальных начал человека, подразумевающий непрерывные переходы из одного состояния в другое. Формирование – это происходящий под действием различных факторов процесс социального становления человека. Отличие формирования от развития заключается в том, что формирование подразумевает законченность личности и достижение некоего уровня.
Главной функцией воспитания является передача накопленного опыта из поколения в поколение. Эта функция осуществляется через другую категорию педагогики – образование. Образование в широком смысле представляет собой систему культурных и научных ценностей, передаваемых в специально созданных образовательных учреждениях. Знания, умения и навыки (ЗУН), усвоенные человеком, и возможность с помощью цепочки логических рассуждений восстанавливать пробелы в системе знаний составляют его образование. Исходя из объемов знаний и заданного уровня самостоятельности мышления, образование делится на начальное, среднее и высшее, а направленность и характер определяют общее, профессиональное и политехническое образование. Процесс, обозначающий непосредственно передачу и усвоение опыта, называют обучением. Ведущую роль в процессе обучения имеет педагог, именно он придает направленность знаниям и формирует социальные, нравственные, мировоззренческие и идеологические установки. Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией. Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни.
По вашему мнению, что такое воспитание? Почему трудно и даже невозможно раскрыть его смысл одним определением?
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Воспитание как педагогическое явление имеет много дефиниций, в которых оно определяется: 1) как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) как целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; 3)как целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности и др.
|
|