Тезисный план “Жития Феодосия Печерского”

В продолжение лекции «Житийная литература».

· “Житие Феодосия Печерского” было написано иноком Киево-Печерского монастыря Нестором.

· Шахматов А.А. и Приселков М.Д. относят его к 80-м годам 11 века, а составлено было вскоре после смерти печерского игумена, когда память о нем была свяжа, что объясняет обилие исторических фактов.

· Агиографу известно, что будущий святой родился в городе Васильев недалеко от Киева, и что позднее его семья переехала в Курск.  

· По мнению других Бугославского С.А и И.П Еремина было создано в начале 12 века, когда вокруг личности Феодосия возник ореол легенд.          Феодосий Печерский скончался 3 мая 1074г, следовательно, житие не могло быть написано раньше этого срока. Канонизация произошла в 1108 по инициативе князя Святополка Изяславича. Наличие жития – непременное условие причисления к лику святых. Во всяком случае “Житие Феодосия” после “Чтения” о Борисе и Глебе (упоминается во вступлении).                

· “Житие Феодосия Печерского” показывает насколько свободно древнерусский автор владел искусством агиографического повествования. Следуя жанровому канону, Нестор насытил произведение традиционными для жития образами и мотивами. Во вступлении, используя литературный прием самоуничижения.

· Общению со сверстниками Феодосий предпочитал чтение книг Священного Писания и посещение церкви. Став игуменом, Феодосий творит чудеса: с помощью молитвы одолевает бесов и наполняет пустой сусек в монастырской кладовой мука.ъ

· Как и положено в житии святого, Феодосий предрекает день своей кончины. В день преставления святого над монастырем виден огненный столп, поднимающийся до небес. Тело Феодосия остается нетленным, а люди, обращающиеся к нему с молитвой, получают помощь.

· Нестор смело выходит за рамки дозволенного "списателю" жития, проявляя художественную оригинальность и самостоятельность. Обработка традиционного сюжета привела к тому, что он был прочно вписан в русскую действительность XI в.

· Нестор нарушает одно из главных жанровых правил – изображать святого вне конкретных примет времени и пространства как некий нравственный эталон для всех времен и народов. Автор жития Феодосия стремится передать неповторимый колорит эпохи, что превращает произведение в ценный источник исторических сведений.

· Создание Нестором целой галереи образов сподвижников Феодосия, близких ему по характеру и судьбе, должно было, по словам Г. Подскальски, свидетельствовать о плодотворности процесса формирования "духовной элиты юной русской церкви". Эпизоды, связанные с деятельностью Антония и Никона, Варлаама и Ефрема, Исайи и Стефана, врываются в повествование о Феодосии, придавая      произведению пропатериковый характер.

· Исследователи отмечают, что русский житийный герой в большей степени деятелен, чем герои переводных житий, поскольку монашество для него есть проявление активной жизненной позиции, борьбы за новую государственную идеологию – христианство.

· Феодосий Печерский обладал талантом просветителя и писателя- публициста.  

· Русские агиографы XI–XII вв. сделали немало открытий в области изображения внутреннего мира человека. Автор "Жития Феодосия Печерского" не случайно излишне подробно рассказал о детстве героя, его родителях и ранней любви к Богу. Начало жития на первый взгляд перегружено биографическими деталями. Причиной тому является нс только хорошая осведомленность Нестора, но и стремление агиографа, нарушая канон, показать духовный рост Феодосия.

· Реальный жизненный путь святого был стремителен и короток (он умер, не дожив до 40 лет), однако обилие и многообразие сделанного им, по замечанию В. Н. Топорова, рождает иллюзию продолжительности его жизни и подвижнической деятельности. Нарушался традиционный для жития хронотоп.

· Нестор наделил героя чувствительным сердцем. Главным для Нестора было создание "портрета души" героя. Вместе с тем агиограф отмечал редкую выносливость и физическую силу Феодосия.

· Житийный антигерой часто выступал в образе "злой жены", которая уподоблялась "сосуду дьявола". В сочинении Нестора после традиционной характеристики родителей святого как благочестивых людей изображен конфликт Феодосия с матерью. В краткой портретной зарисовке агиограф подчеркнул мужеподобный облик женщины, крепкой телом, сильной и решительной, обладающей грубым, низким голосом и страшной в гневе.

· Основную часть монашеской биографии Феодосия Нестор строит как цикл новелл, каждая из которых иллюстрирует одну из добродетелей святого: смирение, трудничество, аскетизм, красоту и силу духа. Сюжетную остроту житийному повествованию придает обилие бытовых сцен из жизни печерского игумена. Подробностями бытового характера насыщены чудеса, творимые Феодосием.

· Тесно связаны с монастырским бытом и демонологические мотивы жития, напоминающие народные былички.

· Житие имеет классическую трехчастную композицию, где биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение. Отдельные эпизоды житийного "средника" объединены личностью главного героя и автора-повествователя. Они расположены "по ряду", подчиняясь либо хронологии событий в жизни Феодосия и Печерского монастыря, либо общей тематике рассказов о добродетелях святого и его чудесах. В житии Феодосия чудеса сгруппированы в основном согласно тематическому признаку. Житийное повествование строится на контрастах.

· Создавая преподобническое житие, Нестор использует характерные для этого жанра символические тропы. Традиционна эпитетика жития. Возвышенность стилю жития придает употребление сложных слов. Подчеркивается главная антитеза – противопоставление материального и духовного начала в жизни человека. Автор жития активно обращается к системе сравнений и аллегорических картин, уходящей корнями в книги Священного Писания.

· Агиограф скуп на пейзажные зарисовки, которые в житии Феодосия выступают в своей символической функции. С понятием духовности и святости связана в житии символика числа три.

· Написанное Нестором "Житие Феодосия Печерского" заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития, оказало влияние на поэтику агиографических произведений о Сергии Радонежском и Кирилле Белозерском, Пафнутии Боровском и Иосифе Волоцком, Зосиме и Савватии Соловецких.

· Первые опыты русской литературы в житийном жанре подготовили расцвет агиографии в период зрелого Средневековья, сделали жития святых школой нравственности, сокровищницей духовного опыта, любимым народным чтением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: