Эдмунд Кин (1787 - 1833)

В творчестве Эдмунда Кина английский романтизм получил наиболее совершенное воплощение в актерском искусстве. Актер, проживший короткую и трагическую жизнь, но успевший снискать поистине легендарную славу, Кин с необычайной силой выразил протест лучших людей своего времени против социальной и политической ситуации порожденной европейской реакцией. Именно страстность этого протеста, выраженного средствами великого искусства, идейная и нравственная бескомпромиссность гениального актера, мучительно искавшего положительный идеал, делали искусство Кина близким Байрону. Байрон и Кин были единомышленниками и соратниками в идейной и художественной борьбе в английском искусстве первых десятилетий XIX века.

Кин не только типичный романтический актер, искусству которого присущи все особенности этого направления. Он - типичный романтик и по своему душевному складу. Весь его внутренний мир как бы определяется романтическими контрастами. Страстность его ненависти к власти имущим, с их самодовольством и духовным убожеством, вызывает неистовый возглас: "Ненавижу всех лордов, кроме лорда Байрона". И такая же страстность была присуща проявлениям его любви к простому народу, ко всем гонимым.

Привилегированная Англия преследовала и травила Кина, презрительно называла его актером толпы, а демократическая публика восторженно признавала его своим, отстаивала и защищала всеми доступными ей способами. Соединение гражданской смелости Кина с предельной душевной уязвимостью, незащищенностью превращало его жизнь в непрерывный поединок, вечный бой, требующий максимального напряжения всех нравственных и физических сил, закончившийся трагическим уходом великого художника из жизни в возрасте сорока шести лет.

Кин родился в актерской семье, рано осиротел, еще ребенком был вынужден зарабатывать на жизнь, рано стал актером и к двадцати годам исколесил всю провинциальную Англию. "Что нужно, чтобы стать знаменитым актером?" - спросили как-то Кина. "Уметь голодать!" - ответил он. В провинциальных скитаниях он узнал самые страшные стороны жизни, а как актер прошел хорошую школу - в условиях провинциального театра он выступал во всех жанрах и во всех амплуа. Для спасения прогорающего лондонского театра "Друри-Лейн" в 1814 году. Кина, уже прославившегося в провинции, приглашают в столицу. Он дебютирует в роли Шейлока в "Венецианском купце" Шекспира и сразу же завоевывает Лондон. Шекспир был для Кина самым близким драматургом. Его влечет к произведениям великого драматурга возможность раскрыть в его пьесах свое трагическое мировосприятие, острое осознание неблагополучия современной жизни, в которой нет ни справедливости, ни свободы, ни счастья. Именно в шекспировских ролях Кин стал великим актером. Он сыграл Шейлока, Ричарда III, Гамлета, Макбета, Отелло, Яго, Лира, Ромео.


Э. Кин в роли Шейлока. «Венецианский купец» В. Шекспира

Кин раскрыл новые грани в шекспировских характерах, смело ломал все традиции. Не случайно английская критика того времени считала игру Кина лучшим комментарием к Шекспиру.Новаторство толкования Шекспира проявилось уже в первом лондонском спектакле Кина - "Венецианском купце". Кин порывает с английской традицией трактовки Шейлока как злодея. Не скрывая жестокого эгоизма Шейлока, он показывает его человечность, попранную и изуродованную веками травли и преследования его народа.


Э. Кин в роли Отелло. "Отелло" В. Шекспира

Романтическая тема оправдания зла была великолепно выражена в тонкой и точной передаче сложного внутреннего мира Шейлока - в сочетании беспощадного сарказма по отношению к окружающим и мучительного создания своего одиночества, ненависти и уязвимости, внешнего смирения и внутренней злобы. Жуткий смех внезапно обрывался рыданием; зловеще сочетались черно-красные тона костюма; вьющиеся черные пряди волос заменили традиционный рыжий парик - все это оказалось неожиданным для англичан, пришедших посмотреть провинциальную знаменитость. Эмоциональная сила исполнения Кина была такова, что после первого же спектакля его признали величайшим актером Англии.

Любимыми ролями Кина были Гамлет и Отелло. В Гамлете для Кина главным был процесс сосредоточенного и печального осмысления мира как мира торжествующего зла, против которого не восстать невозможно, но победить его нельзя. Отсюда тихая грусть вместо яростного крика в сцене с матерью, глубокая любовь к Офелии, заставляющая Гамлета после слов: "Ступай в монастырь!" - стремительно вернуться и с бережной нежностью поцеловать ей руку. Всюду в этой роли Кин выделяет всплески любви посреди этого "моря бедствий". В образе Отелло основным для Кина становилось раскрытие всепоглощающей любви к Дездемоне. В ней выражались лучшие черты характера Отелло - его цельность, чистота, вера в людей. Крах любви означал наступление мрака и хаоса. Таким образом, трактовка трагедии Кином перекликалась с пушкинским пониманием: "Отелло не ревнив, напротив, от природы он доверчив".

Играя Макбета, Кин отказался от традиционной трактовки его как злодея и все внимание сосредоточил на раскрытии внутренней борьбы сложных и противоречивых чувств героя. В Ричарде III Кин давал "мягкое и улыбающееся злодейство", показывая Ричарда умным, смелым, неотразимо обаятельным, особенно в сцене с леди Анной. Вспоминая эти великие создания Кина в шекспировской трагедии, немецкий поэт-романтик Г. Гейне писал: "Я как сейчас вижу его в роли Шейлока, Оттело, Ричарда, Макбета, и его игра помогла мне полностью уразуметь некоторые темные места в этих шекспировских пьесах. В голосе его были модуляции, в которых открывалась целая жизнь, полная ужаса; в глазах его - огни, освещающие весь мрак души титана; в движениях рук, ног, головы были неожиданности, говорившие больше, чем четырехтомный комментарий...".

Кроме шекспировских ролей, Кин прославился в пьесе Ф. Мессинджера "Новый способ платить старые долги" в роли жестокого ростовщика Оверрича. Эмоциональное воздействие игры актера на публику в финале, когда разорившийся Оверрич сходит с ума, доходило до такой мощи, что в зрительном зале раздавались рыдания, а однажды присутствовавший на спектакле Байрон был так потрясен игрой Кина, что лишился чувств.

Страстная взволнованность, романтическая патетика определяли исполнительскую манеру Кина. Кин обладал даром раскрывать тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил титанической личности. Замечательная характеристика личности и искусства Кина принадлежит восторженному свидетелю его выступлений Г. Гейне, считавшему, что "Кин был одной из тех исключительных натур, которые неожиданным движением тела, непостижимым звуком голоса и еще более непостижимым взглядом выражают... все то необычайное, причудливое, выходящее из ряда вон, что может заключать в себе человеческая жизнь..." Гейне называет Кина носителем "дьявольски божественной силы, которую мы называем демоническим началом". Именно это придавало его созданиям масштабность и титанизм, присущие героям Байрона. Их герои - страдающие, одинокие, мятущиеся, мучительно ищут счастья, справедливости и. погибают в неравной борьбе против мирового зла.

Для романтического искусства Кина была характерна неровность исполнения. Он всегда определял кульминационные куски в роли, которые как бы высвечивали, давали крупным планом основные черты характера героя. Эта особенность игры Кина дала возможность английскому поэту Кольриджу сказать: "Смотреть игру Кина все равно что читать Шекспира при блеске молнии".


Э. Кин в роли Ричарда III. «Ричард III» В. Шекспира

Однако при всей эмоциональности и богатстве творческой фантазии Кин никогда не полагался только на интуицию, на вдохновение. Он много работал - читал, пополняя недостатки образования, занимался спортом, был одним из лучших фехтовальщиков Англии, усиленно работал над голосом, перед зеркалом отрабатывал движения, сотни раз пробуя, выверяя, уточняя особенно сложные куски роли. При этом романтическая субъективность искусства Кина ставила его вне партнеров, вне ансамбля: все спектакли с его участием были спектаклями одного актера - Кина.

Типичная для романтического актера гиперболизация страсти, резкая смена эмоциональных контрастов выражались в щедром разнообразии пластического рисунка роли, в порывистой, резкой динамике жеста, в беспокойном метании по сцене, в стремительных переходах от крика к шепоту, от лихорадочно убыстренных ритмов к замедленному растягиванию слов, в смелом использовании паузы. Например, в "Отелло" еле заметная пауза перед каждым произнесением имени Дездемоны говорили о любви Отелло красноречивее всяких слов.

25 марта 1833 года Кин в последний раз выступил на сцене. Он играл своего любимого Отелло. При словах: "Окончен труд Отелло" - актер потерял сознание и через три недели умер. Так завершилась блестящая и недолгая, исполненная внутреннего драматизма и оставившая глубокий след в мировом сценическом искусстве жизнь Эдмунда Кина - величайшего актера-романтика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: