V.2.Полномочия международного уголовного суда

1) Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими офици­альными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рас­смотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

2) Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Без­опасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ви­новных в преступных нарушениях прав человека на терри­тории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, напри­мер: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

3) Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международ­ного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообще­ство приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от долж­ностного положения.

VI.юридические санкции:

Перспективы развития механизмов между­народной защиты прав и свобод человека.

3) Очевидно, что в мире, вступившем в XXI в., наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эф­фективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение ко­торой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

4) В основу законодательства всех стран должны лечь об­щепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание еди­ного правового пространства — долгосрочная цель, дости­жение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-­правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу по­добного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права.

5) В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных орга­низаций Европы, Северной и Южной Америки и др. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведе­ния выборов, признания различных форм собственности, свободы передвижения.

6) Особенно важно признание всеми государствами при­оритета международного права над внутригосударствен­ным. (У нас этот принцип закреплён в статье 15 Кон­ституции Российской Федерации.) Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

7) Успешность создания глобального правового простран­ства зависит и от оптимизации деятельности международ­ных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные ре­шения в адрес отдельных государств. Для этого государ­ствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

Тема 30. Мой конспект: Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

I.источники права:

1) II.Правовая база противодействия террориз­му В России. Основополагающим документом в сфере противодействия терроризму является Конституция РФ. В ней говорится о том, что Российская Федерация обеспечи­вает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на подрыв безопасности государ­ства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).

2) Согласно Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы (ст. 15).

3) Российское законодательство о противодействии тер­роризму представлено несколькими видами нормативных правовых актов.

4) Законы Российской Федерации о ратификации различ­ных международных документов.

5) Один из них — Закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с фи­нансированием терроризма» (2002). Конвенция направлена на укрепление международного сотрудничества по недопу­щению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путём преследования и наказания террористов.

6) В 2003 г. был принят Закон «О ратификации Шанхай­ской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Конвенция регламентирует ключевые на­правления и формы сотрудничества государств-участников: обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению по­ставок вооружения и боеприпасов террористическим груп­пировкам, их финансирования и мер по прекращению де­ятельности центров подготовки боевиков.

7) В 2005 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. Этот доку­мент закрепил обязанности государств-участников по пред­упреждению терроризма и установлению уголовной ответ­ственности для лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.

8) Российские законы, регулирующие общественные отно­шения в сфере противодействия терроризму.

9) Базовым яв­ляется закон «О противодействии терроризму» (2006). Он устанавливает основные принципы противодействия терро­ризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликви­дации последствий проявлений терроризма, а также право­вые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. К тер­рористической деятельности в РФ закон относит следую­щие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной груп­пы для реализации террористического акта, а равно уча­стие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализа­ции террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призываю­щих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осу­ществления такой деятельности.

10) В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в РФ. Она определяет основные принципы го­сударственной политики, цель, задачи и направления раз­вития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму. В 2017 г. было разрешено лишать гражданства РФ за тер­рористическую деятельность.

11) Уголовно-правовое регулирование противодействия тер­роризму осуществляется в соответствии с Уголовным ко­дексом РФ. Террористический акт, содействие террористи­ческой деятельности, публичные призывы к осуществле­нию террористической деятельности или публичное оправ­дание терроризма, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём отнесены к группе преступлений против общественной безопасности. За каждое из них предусмотрены серьёзные наказания. Например, захват заложника предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет; если такое преступление совершено организованной группой либо по­влекло по неосторожности смерть человека или иные тяж­кие последствия, то преступники наказываются лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.

12) Напомним, что уголовной ответственности за террори­стический акт, захват заложника, заведомо ложное сооб­щение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.

13) Рассмотрим такую ситуацию. Десятиклассник не захо­тел идти в школу. Он позвонил в полицию и сообщил о том, что в школе заложено взрывное устройство. В школу прибыли сотрудники правоохранительных органов, из зда­ния были эвакуированы все люди. Бомбы в школе не ока­залось. Изучили прилегающую к зданию территорию, но подозрительных предметов не обнаружили. К вечеру уда­лось вычислить шутника. Через некоторое время он пред­стал перед судом.

14) Подобными действиями человек наносит реальный ущерб системе безопасности, призванной защищать каждо­го из нас: сотрудники правоохранительных органов, врачи, пожарные отвлекаются от других дел (в это время в дру­гом месте совершено преступление, и присутствие там этих служб было бы просто необходимо); расходуются средства, останавливается работа учреждений. За всё это надо отве­чать. С 14 лет за подобные действия предусматривается уголовная ответственность — крупный штраф или лише­ние свободы на срок до 3 лет. За подростка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут его родители.

15) Подзаконные акты. К этой группе источников можно отнести нормативные правовые акты Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государствен­ной власти. Они содержат отдельные нормы, направлен­ные на противодействие терроризму. В частности, Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2006) образован Национальный антитеррористический ко­митет (НАК). Постановление Правительства РФ «О компе­тенции федеральных органов исполнительной власти, ру­ководство деятельностью которых осуществляет Правитель­ство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (2008) определяет компетенции различных министерств и ведомств.

16) Ряд нормативных правовых актов связан с противодей­ствием терроризму на Северном Кавказе. Они касаются этнонациональной, религиозной и миграционной политики го­сударства, в том числе по вопросам противодействия религи­озному экстремизму и разжиганию межнациональной розни, а также поиска адекватных ответов на внешнеполитическое воздействие, дестабилизирующее ситуацию в этом регионе.

17) Отдельную группу правовых актов составляют ведом­ственные документы самого различного характера. Напри­мер, к ним относится письмо Министерства культуры РФ от 24 октября 2002 г. о принятии мер по усилению обще­ственной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надёжной защиты особо важных объектов кино, культуры и искусства.

II.юридические лица:

1) Физические. лица.

2) Юридические лица.

3) Государство.

III.юридические отношения:

1) Право регулирует различные стороны жизни общества, в том числе и противодействие терроризму.

А) В России проблема борьбы с терро­ризмом обострилась в 90-х гг. XX в. Существует она и в наши дни. Взрывы в жилых домах, на транспорте, похи­щение людей, захват заложников, угон самолётов, унич­тожение жизненно важных объектов, убийство политиче­ских деятелей представляют собой серьёзную угрозу кон­ституционной безопасности и территориальной целостно­сти страны. Все эти преступления вызывают справедливое негодование людей, их желание наказать террористов.

Б)   С этим связано одно из проявлений общественной опасности терроризма: он провоцирует власть, общество на ответное насилие, что может привести к дестабилизации демократи­ческих институтов общества, к нарушению конституцион­ных прав и свобод человека.

2) Решая задачу противодействия терроризму, Российское государство стремится к эффективному пода­влению террористической деятельности в рамках действу­ющего законодательства.

IV.юридические нормы:

1) Российские законы, регулирующие общественные отно­шения в сфере противодействия терроризму.

А)Базовым яв­ляется закон «О противодействии терроризму» (2006).

· Он устанавливает основные принципы противодействия терро­ризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликви­дации последствий проявлений терроризма, а также право­вые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

· К тер­рористической деятельности в РФ закон относит следую­щие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной груп­пы для реализации террористического акта, а равно уча­стие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализа­ции террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призываю­щих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осу­ществления такой деятельности.

Б)В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в РФ. Она определяет основные принципы го­сударственной политики, цель, задачи и направления раз­вития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму. В 2017 г. было разрешено лишать гражданства РФ за тер­рористическую деятельность.

2) Уголовно-правовое регулирование противодействия тер­роризму осуществляется в соответствии с Уголовным ко­дексом РФ.

А) Террористический акт, содействие террористи­ческой деятельности, публичные призывы к осуществле­нию террористической деятельности или публичное оправ­дание терроризма, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём отнесены к группе преступлений против общественной безопасности. За каждое из них предусмотрены серьёзные наказания. Например, захват заложника предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет; если такое преступление совершено организованной группой либо по­влекло по неосторожности смерть человека или иные тяж­кие последствия, то преступники наказываются лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.

Б)  Напомним, что уголовной ответственности за террори­стический акт, захват заложника, заведомо ложное сооб­щение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.

В) С 14 лет за подобные действия предусматривается уголовная ответственность — крупный штраф или лише­ние свободы на срок до 3 лет. За подростка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут его родители.

3) Подзаконные акты.

А) К этой группе источников можно отнести нормативные правовые акты Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государствен­ной власти.

Б)  Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2006) образован Национальный антитеррористический ко­митет (НАК).

В) Постановление Правительства РФ «О компе­тенции федеральных органов исполнительной власти, ру­ководство деятельностью которых осуществляет Правитель­ство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (2008) определяет компетенции различных министерств и ведомств.

4) Ряд нормативных правовых актов связан с противодей­ствием терроризму на Северном Кавказе. Они касаются этнонациональной, религиозной и миграционной политики го­сударства, в том числе по вопросам противодействия религи­озному экстремизму и разжиганию межнациональной розни, а также поиска адекватных ответов на внешнеполитическое воздействие, дестабилизирующее ситуацию в этом регионе.

5) Отдельную группу правовых актов составляют ведом­ственные документы самого различного характера. Напри­мер, к ним относится письмо Министерства культуры РФ от 24 октября 2002 г. о принятии мер по усилению обще­ственной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надёжной защиты особо важных объектов кино, культуры и искусства.

V.юридические органы:

Органы власти, проводящие политику про­тиводействия терроризму.

1) Основные направления государственной политики в области противодействия тер­роризму определяет Президент Российской Федерации. Он устанавливает компетенцию федеральных органов испол­нительной власти по борьбе с терроризмом, принимает ре­шение об использовании за пределами территории нашей страны формирований Вооружённых сил Российской Феде­рации и подразделений специального назначения для борь­бы с террористической деятельностью.

2) Правительство Российской Федерации определяет компе­тенцию федеральных органов исполнительной власти, руко­водство деятельностью которых оно осуществляет, в обла­сти противодействия терроризму. Оно организует разработ­ку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

3) Координацию деятельности федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправ­ления осуществляет Национальный антитеррористический комитет во главе с директором Федеральной службы без­опасности (ФСБ).

4) Основные направления деятельности НАК:

координация деятельности по профилактике терро­ризма (разработка общегосударственных мер; координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ; международное сотрудничество в области противодействия терроризму);

координация деятельности по борьбе с терроризмом (организация оперативного реагирования на террористиче­ские угрозы; планирование применения сил и средств опе­ративных штабов при проведении контртеррористических операций и др.);

информационная деятельность (взаимодействие со СМИ в области информационно-пропагандистского сопро­вождения деятельности НАК; противодействие распростра­нению среди населения искажённой или недостоверной ин­формации о преступлениях террористов);

аналитическая деятельность (разработка и сопро­вождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму и др.).

VI.юридические санкции:

IV.Роль СМИ и гражданского общества в про­тиводействии терроризму.

1) Особую роль в борьбе с терроризмом играют средства массовой информации. Ор­ганизаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать поли­тическую ситуацию. В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их гла­варей. Бывало, что позиции террористов подавались как проявление национально-освободительной борьбы. В этих случаях СМИ создавали своего рода информационное при­крытие для террористической деятельности.

2) Средства массовой информации обязаны сообщать об актах терроризма. Но освещение таких событий требует особого подхода и целого ряда ограничений. Союз журна­листов России принял этические принципы профессиональ­ного поведения журналистов, освещающих акты террориз­ма и контртеррористические операции. Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде все­го думать о жизни заложников и потенциальных жертв; журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртер­рористической операции; при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен при­нять необходимые меры по обеспечению собственной без­опасности.

3) Организация борьбы с терроризмом предполагает серьёз­ную систематическую работу, связанную с анализом при­чин возникновения и распространения терроризма, выяв­лением субъектов террористической деятельности, обеспе­чением взаимодействия различных субъектов противодей­ствия терроризму и др.

4) Многое в борьбе с террористической угрозой зависит от позиции каждого из нас как сознательных членов обще­ства. Здесь имеет значение ряд факторов: и неприятие идеологии терроризма, в какие бы одежды он ни рядил­ся (борьба за интересы нации, справедливое возмездие и т. п.), посильная помощь государственным органам, ве­дущим борьбу с терроризмом, проявление бдительности и ответственности.

5) Рассмотрим такую ситуацию: кто-то просит передать посылку по определённому адресу или отдать её в руки определённому человеку, обещая за это заплатить. Откуда знать, что в этой посылке? А если это взрывчатка или до­кументы по планированию теракта?

6) Как показывает печальный опыт, на определённых эта­пах подготовки теракта такие действия иногда выполня­ются людьми, порой даже не подозревающими, что и для кого они делают: кто-то подвозит на своём транспорте са­мих террористов или их страшный груз (взрывчатку, ору­жие) к месту преступления либо помогает преодолевать по­сты, оцепления, проникать в охраняемые здания, снимать квартиры, офисы... Отметим, что велика доля людей, со­вершающих такие поступки не столько из корыстных по­буждений, сколько по недомыслию, нежеланию задуматься о странностях просьбы.

7) В целом проблема предупреждения и пресечения терро­ризма в Российском государстве является общенациональ­ной, только общими согласованными действиями государ­ства, общества и граждан можно положить конец преступ­ным действиям террористов.

Заключение. Мой конспект: Человек в XXI в

I.социологический аспект-проблемы:

1) Вызовы глобализации и постиндустриаль­ного общества.

2) Влияние  постиндустриального общества на личность.

3) Изменение ценностей в глобальном мире.

4) Особенности  развития социума и человека как индивида и личности, субъекта обществен­ных отношений, творца культуры.

5) Социальные измене­ния — результат деятельности человека и человечества.

6) Преобразование общества и общественных отношений, изменение человека как личность, отвечая на вызовы вре­мени.

7) Оценка направленности изменений: множество вопросов, на которые не существует однозначных ответов.

II.психологический аспект:

1) Принцип не­прерывности образования на протяжении всей жизн:

А)необходимость сменить профессию, повышение требований к профессионализму работника;

Б)изменение содержания труда (творческая интеллектуальная деятельность); В)изменение отношения человека к труду- термин «трудоголик»: рабочий день 11 — 12 часов, работа для многих - сверхценность, определяющая личную жизнь и поведение.

2) Статусная ценностьинтеллект:  

А)перспективы человеческого интеллекта;

Б)отличие искусственного интеллекта от человеческого;

В) конкуренция человека и компьютера;

Г)оценка изменений интеллекта и психологических особенностей человека при использовании компьютерных технологий.

3) Ценности свободы, равенства, прав человека:

А)свобода информационного пространства;

Б) «цифровое неравенство » — неравенство стран и социальных групп в сфере доступа к информационным технологиям.

4) Изменения в системе ценностей современного че­ловечества:

А)оценка: духовный кризис или перспектива развития,  процесс постепенного вытеснения ценностей «прошлого» или появление новых форм их выражения;

Б)формирование постиндустриальных ценностных ори­ентиров: особенности информационной культуры и мировоззрения людей.

II.технологический аспект-человек и глобальные вызовы современ­ного общества:

1) Глобализация экономики, политики, культуры - глобальные угрозы человечеству и проблемы, от реше­ния которых зависит сохранение цивилизации и выжи­вание человечества на планете Земля.

2) Глобальные  проблемы человечества индустриального общества.

3) Глобальные  проблемы человечества постиндустриального общества:

А)ускорение социально-экономического развития в условиях глобализации, Б)борьба за лидерство в развитии технологий, в воз­можности политического доминирования на международ­ной арене.

4) Информация  к размышлению о месте каждого человека в глобальном обществе:

А)влияние отдельного конкретного человека на решение проблем планетарного масштаба: борьба за мир, действия в защиту окружающей среды, стремле­ние экономить сырьевые ресурсы, возможные пути  ре­шения проблемы «Север — Юг», борьба с болезнями и голодом, помощь старым и немощным людям;

Б) процесс принятия решений на национальном, региональном, мировом уровнях:

А)анализ существу­ющей ситуации;

Б) научный прогноз будущего развития.

5) Изучение условий, приводящих к проявлению и обо­стрению ситуации:

А) экономические возможности и политическая воля;

Б)преимущества меж­дународного сотрудничества;

В)отношение людей к природе и обществу и т. д.;

Г)информация о ситуации в стране, регионе и мире в целом.

6) Личная  деятельность, ответственно­сть, компетентность, информированностьи знания.

IV.информационный аспект-человек в мире информации:

1) Представления людей о мире — модель или картина мира.

2) Информационная  модель мира:

А)все элементы информационной инфраструктуры: СМИ (особенно телевидение), глобальные информационные сети и т. д.

Б) большая востребованность аудио­визуальных форм, чем традиционных «письменных»;зрительный образ.

3) Воздействие информационных каналов на созна­ние:

А)поиск разнообразия: поток информации, смене ис­точника информации: Б)телезритель - переключение каналов на пульте управления, пользователь Интернета -открытие вкладки за вкладкой на мониторе компьютера, читатель таблоида -листание страниц, рассматривая всё новые и новые фотографии.

4) Образ мира в сознании:  фрагментарность, мозаич­ность.

5) Подчинение жизни телезрите­ля определённому ритму: просмотр любимой передачи, теле­сюжет.

6) Ведущая  в жизни общества:

А)мысль в своей последовательности, или калейдоскоп карти­нок, образов, обрывков фактических сведений;

Б)в первом случае восприятие информации -требование интеллектуальных усилий, логики, развитого критического мышления;

во втором -сознание в руках создателей картинок и «информационного шума», невозможность сосредоточиться и обдумать информа­цию;

В)реклама: учёт психо­логических особенностей восприятия зрительных образов и звуков, само­стоятельный выбор товара.

7) Человек:

А)свободный,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: