1) Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.
2) Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.
|
|
3) Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.
VI.юридические санкции:
Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
3) Очевидно, что в мире, вступившем в XXI в., наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.
4) В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства — долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права.
5) В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций Европы, Северной и Южной Америки и др. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, признания различных форм собственности, свободы передвижения.
|
|
6) Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. (У нас этот принцип закреплён в статье 15 Конституции Российской Федерации.) Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.
7) Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.
Тема 30. Мой конспект: Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
I.источники права:
1) II.Правовая база противодействия терроризму В России. Основополагающим документом в сфере противодействия терроризму является Конституция РФ. В ней говорится о том, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).
2) Согласно Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы (ст. 15).
3) Российское законодательство о противодействии терроризму представлено несколькими видами нормативных правовых актов.
4) Законы Российской Федерации о ратификации различных международных документов.
5) Один из них — Закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» (2002). Конвенция направлена на укрепление международного сотрудничества по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путём преследования и наказания террористов.
6) В 2003 г. был принят Закон «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Конвенция регламентирует ключевые направления и формы сотрудничества государств-участников: обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
7) В 2005 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. Этот документ закрепил обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности для лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.
8) Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму.
9) Базовым является закон «О противодействии терроризму» (2006). Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
|
|
10) В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в РФ. Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму. В 2017 г. было разрешено лишать гражданства РФ за террористическую деятельность.
11) Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём отнесены к группе преступлений против общественной безопасности. За каждое из них предусмотрены серьёзные наказания. Например, захват заложника предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет; если такое преступление совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то преступники наказываются лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
|
|
12) Напомним, что уголовной ответственности за террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
13) Рассмотрим такую ситуацию. Десятиклассник не захотел идти в школу. Он позвонил в полицию и сообщил о том, что в школе заложено взрывное устройство. В школу прибыли сотрудники правоохранительных органов, из здания были эвакуированы все люди. Бомбы в школе не оказалось. Изучили прилегающую к зданию территорию, но подозрительных предметов не обнаружили. К вечеру удалось вычислить шутника. Через некоторое время он предстал перед судом.
14) Подобными действиями человек наносит реальный ущерб системе безопасности, призванной защищать каждого из нас: сотрудники правоохранительных органов, врачи, пожарные отвлекаются от других дел (в это время в другом месте совершено преступление, и присутствие там этих служб было бы просто необходимо); расходуются средства, останавливается работа учреждений. За всё это надо отвечать. С 14 лет за подобные действия предусматривается уголовная ответственность — крупный штраф или лишение свободы на срок до 3 лет. За подростка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут его родители.
15) Подзаконные акты. К этой группе источников можно отнести нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Они содержат отдельные нормы, направленные на противодействие терроризму. В частности, Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2006) образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Постановление Правительства РФ «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (2008) определяет компетенции различных министерств и ведомств.
16) Ряд нормативных правовых актов связан с противодействием терроризму на Северном Кавказе. Они касаются этнонациональной, религиозной и миграционной политики государства, в том числе по вопросам противодействия религиозному экстремизму и разжиганию межнациональной розни, а также поиска адекватных ответов на внешнеполитическое воздействие, дестабилизирующее ситуацию в этом регионе.
17) Отдельную группу правовых актов составляют ведомственные документы самого различного характера. Например, к ним относится письмо Министерства культуры РФ от 24 октября 2002 г. о принятии мер по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надёжной защиты особо важных объектов кино, культуры и искусства.
II.юридические лица:
1) Физические. лица.
2) Юридические лица.
3) Государство.
III.юридические отношения:
1) Право регулирует различные стороны жизни общества, в том числе и противодействие терроризму.
А) В России проблема борьбы с терроризмом обострилась в 90-х гг. XX в. Существует она и в наши дни. Взрывы в жилых домах, на транспорте, похищение людей, захват заложников, угон самолётов, уничтожение жизненно важных объектов, убийство политических деятелей представляют собой серьёзную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности страны. Все эти преступления вызывают справедливое негодование людей, их желание наказать террористов.
Б) С этим связано одно из проявлений общественной опасности терроризма: он провоцирует власть, общество на ответное насилие, что может привести к дестабилизации демократических институтов общества, к нарушению конституционных прав и свобод человека.
2) Решая задачу противодействия терроризму, Российское государство стремится к эффективному подавлению террористической деятельности в рамках действующего законодательства.
IV.юридические нормы:
1) Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму.
А)Базовым является закон «О противодействии терроризму» (2006).
· Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
· К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Б)В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в РФ. Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму. В 2017 г. было разрешено лишать гражданства РФ за террористическую деятельность.
2) Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
А) Террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём отнесены к группе преступлений против общественной безопасности. За каждое из них предусмотрены серьёзные наказания. Например, захват заложника предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет; если такое преступление совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то преступники наказываются лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
Б) Напомним, что уголовной ответственности за террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
В) С 14 лет за подобные действия предусматривается уголовная ответственность — крупный штраф или лишение свободы на срок до 3 лет. За подростка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут его родители.
3) Подзаконные акты.
А) К этой группе источников можно отнести нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Б) Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2006) образован Национальный антитеррористический комитет (НАК).
В) Постановление Правительства РФ «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (2008) определяет компетенции различных министерств и ведомств.
4) Ряд нормативных правовых актов связан с противодействием терроризму на Северном Кавказе. Они касаются этнонациональной, религиозной и миграционной политики государства, в том числе по вопросам противодействия религиозному экстремизму и разжиганию межнациональной розни, а также поиска адекватных ответов на внешнеполитическое воздействие, дестабилизирующее ситуацию в этом регионе.
5) Отдельную группу правовых актов составляют ведомственные документы самого различного характера. Например, к ним относится письмо Министерства культуры РФ от 24 октября 2002 г. о принятии мер по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надёжной защиты особо важных объектов кино, культуры и искусства.
V.юридические органы:
Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму.
1) Основные направления государственной политики в области противодействия терроризму определяет Президент Российской Федерации. Он устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, принимает решение об использовании за пределами территории нашей страны формирований Вооружённых сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.
2) Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму. Оно организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.
3) Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляет Национальный антитеррористический комитет во главе с директором Федеральной службы безопасности (ФСБ).
4) Основные направления деятельности НАК:
— координация деятельности по профилактике терроризма (разработка общегосударственных мер; координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ; международное сотрудничество в области противодействия терроризму);
— координация деятельности по борьбе с терроризмом (организация оперативного реагирования на террористические угрозы; планирование применения сил и средств оперативных штабов при проведении контртеррористических операций и др.);
— информационная деятельность (взаимодействие со СМИ в области информационно-пропагандистского сопровождения деятельности НАК; противодействие распространению среди населения искажённой или недостоверной информации о преступлениях террористов);
— аналитическая деятельность (разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму и др.).
VI.юридические санкции:
IV.Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
1) Особую роль в борьбе с терроризмом играют средства массовой информации. Организаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа с тем, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать политическую ситуацию. В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их главарей. Бывало, что позиции террористов подавались как проявление национально-освободительной борьбы. В этих случаях СМИ создавали своего рода информационное прикрытие для террористической деятельности.
2) Средства массовой информации обязаны сообщать об актах терроризма. Но освещение таких событий требует особого подхода и целого ряда ограничений. Союз журналистов России принял этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции. Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв; журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции; при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.
3) Организация борьбы с терроризмом предполагает серьёзную систематическую работу, связанную с анализом причин возникновения и распространения терроризма, выявлением субъектов террористической деятельности, обеспечением взаимодействия различных субъектов противодействия терроризму и др.
4) Многое в борьбе с террористической угрозой зависит от позиции каждого из нас как сознательных членов общества. Здесь имеет значение ряд факторов: и неприятие идеологии терроризма, в какие бы одежды он ни рядился (борьба за интересы нации, справедливое возмездие и т. п.), посильная помощь государственным органам, ведущим борьбу с терроризмом, проявление бдительности и ответственности.
5) Рассмотрим такую ситуацию: кто-то просит передать посылку по определённому адресу или отдать её в руки определённому человеку, обещая за это заплатить. Откуда знать, что в этой посылке? А если это взрывчатка или документы по планированию теракта?
6) Как показывает печальный опыт, на определённых этапах подготовки теракта такие действия иногда выполняются людьми, порой даже не подозревающими, что и для кого они делают: кто-то подвозит на своём транспорте самих террористов или их страшный груз (взрывчатку, оружие) к месту преступления либо помогает преодолевать посты, оцепления, проникать в охраняемые здания, снимать квартиры, офисы... Отметим, что велика доля людей, совершающих такие поступки не столько из корыстных побуждений, сколько по недомыслию, нежеланию задуматься о странностях просьбы.
7) В целом проблема предупреждения и пресечения терроризма в Российском государстве является общенациональной, только общими согласованными действиями государства, общества и граждан можно положить конец преступным действиям террористов.
Заключение. Мой конспект: Человек в XXI в
I.социологический аспект-проблемы:
1) Вызовы глобализации и постиндустриального общества.
2) Влияние постиндустриального общества на личность.
3) Изменение ценностей в глобальном мире.
4) Особенности развития социума и человека как индивида и личности, субъекта общественных отношений, творца культуры.
5) Социальные изменения — результат деятельности человека и человечества.
6) Преобразование общества и общественных отношений, изменение человека как личность, отвечая на вызовы времени.
7) Оценка направленности изменений: множество вопросов, на которые не существует однозначных ответов.
II.психологический аспект:
1) Принцип непрерывности образования на протяжении всей жизн:
А)необходимость сменить профессию, повышение требований к профессионализму работника;
Б)изменение содержания труда (творческая интеллектуальная деятельность); В)изменение отношения человека к труду- термин «трудоголик»: рабочий день 11 — 12 часов, работа для многих - сверхценность, определяющая личную жизнь и поведение.
2) Статусная ценность – интеллект:
А)перспективы человеческого интеллекта;
Б)отличие искусственного интеллекта от человеческого;
В) конкуренция человека и компьютера;
Г)оценка изменений интеллекта и психологических особенностей человека при использовании компьютерных технологий.
3) Ценности свободы, равенства, прав человека:
А)свобода информационного пространства;
Б) «цифровое неравенство » — неравенство стран и социальных групп в сфере доступа к информационным технологиям.
4) Изменения в системе ценностей современного человечества:
А)оценка: духовный кризис или перспектива развития, процесс постепенного вытеснения ценностей «прошлого» или появление новых форм их выражения;
Б)формирование постиндустриальных ценностных ориентиров: особенности информационной культуры и мировоззрения людей.
II.технологический аспект-человек и глобальные вызовы современного общества:
1) Глобализация экономики, политики, культуры - глобальные угрозы человечеству и проблемы, от решения которых зависит сохранение цивилизации и выживание человечества на планете Земля.
2) Глобальные проблемы человечества индустриального общества.
3) Глобальные проблемы человечества постиндустриального общества:
А)ускорение социально-экономического развития в условиях глобализации, Б)борьба за лидерство в развитии технологий, в возможности политического доминирования на международной арене.
4) Информация к размышлению о месте каждого человека в глобальном обществе:
А)влияние отдельного конкретного человека на решение проблем планетарного масштаба: борьба за мир, действия в защиту окружающей среды, стремление экономить сырьевые ресурсы, возможные пути решения проблемы «Север — Юг», борьба с болезнями и голодом, помощь старым и немощным людям;
Б) процесс принятия решений на национальном, региональном, мировом уровнях:
А)анализ существующей ситуации;
Б) научный прогноз будущего развития.
5) Изучение условий, приводящих к проявлению и обострению ситуации:
А) экономические возможности и политическая воля;
Б)преимущества международного сотрудничества;
В)отношение людей к природе и обществу и т. д.;
Г)информация о ситуации в стране, регионе и мире в целом.
6) Личная деятельность, ответственность, компетентность, информированностьи знания.
IV.информационный аспект-человек в мире информации:
1) Представления людей о мире — модель или картина мира.
2) Информационная модель мира:
А)все элементы информационной инфраструктуры: СМИ (особенно телевидение), глобальные информационные сети и т. д.
Б) большая востребованность аудиовизуальных форм, чем традиционных «письменных»;зрительный образ.
3) Воздействие информационных каналов на сознание:
А)поиск разнообразия: поток информации, смене источника информации: Б)телезритель - переключение каналов на пульте управления, пользователь Интернета -открытие вкладки за вкладкой на мониторе компьютера, читатель таблоида -листание страниц, рассматривая всё новые и новые фотографии.
4) Образ мира в сознании: фрагментарность, мозаичность.
5) Подчинение жизни телезрителя определённому ритму: просмотр любимой передачи, телесюжет.
6) Ведущая в жизни общества:
А)мысль в своей последовательности, или калейдоскоп картинок, образов, обрывков фактических сведений;
Б)в первом случае восприятие информации -требование интеллектуальных усилий, логики, развитого критического мышления;
во втором -сознание в руках создателей картинок и «информационного шума», невозможность сосредоточиться и обдумать информацию;
В)реклама: учёт психологических особенностей восприятия зрительных образов и звуков, самостоятельный выбор товара.
7) Человек:
А)свободный,