Форма правления на современном этапе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

(БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»)

 

Технолого-педагогический факультет

 

Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин

 

 

Доклад на тему:

«Форма правления РФ на современном этапе»

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса 2 группы

ФТПО

Баннова И. А.

 

 

Борисоглебск 2020


Введение

(Слайд 1) Вопрос формы правления и государственного устройства современной России является достаточно актуальным на данном этапе развития общества.

Это обусловлено тем, что гражданам очень важно знать и иметь понимание о том, в каком государстве они живут, какими правами и обязанностями обладают, т.к. форма правления наряду с формой государственного (территориального) устройства и политическим режимом характеризуют форму государства, а следовательно, и уклад жизни в нем.

Более того, в теоретическом осмыслении государства форма правления занимает особое место, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Таким образом, целью данной работы является изучение формы правления современной России.

 

Форма правления на современном этапе

(Слайд 2) Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1].

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика. В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент.

Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

(Слайд 3) Статья 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции РФ в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Суды РФ.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ).

(Слайд 4) Главой российского государства является Президент РФ (ст. 80 Конституции РФ), который является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет.

(Слайд 5) Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата - Совет Федерации и нижняя палата - Государственная Дума, которые заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Так, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта.

Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов.

 Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

При этом, 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат); 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Федерации и за пределами территории РФ.

(Слайд 6) Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. 16 января 2020 года новым Председателем Правительства Российской Федерации назначен Михаил Владимирович Мишустин.

В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу.

В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры.

Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

(Слайд 7) В судебной системе нашей страны выделяется несколько специализированных юрисдикций: Конституционные (уставные) суды. Сюда относятся Конституционный Суд России, а также уставные суды субъектов.

Данные судебные органы можно назвать обязательным атрибутом правового государства в наше время.

Уставные суды субъектов не образуют системы с Конституционным судом в том смысле, что каждый из них является независимым от другого, и действует в рамках собственных полномочий.

 Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции федеральных и иных законов страны, в то время как уставный суд проверяет локальные правовые акты субъекта на соответствие уставу (конституции) субъекта.

 Суд общей юрисдикции. Он занимается разрешением дел по гражданским, уголовным и административным спорам.

Данная юрисдикция включает в себя:

¾ мировых судей, районные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции;

¾ верховные суды субъекта, рассматривающие дела, в том числе, в кассационном, апелляционном и надзорном порядке;

¾ Верховный Суд России, который является высшим судебным органом страны и выступает руководящим звеном в этой цепи.

Арбитражные суды. Их система построена на принципе, когда судебный округ не совпадает с административно-территориальным делением страны и включает с себя несколько территориальных единиц. Это является гарантией независимости суда от органов местной власти.

 Арбитражные суды разрешают экономические споры и некоторые категории дел, касающиеся компетенции хозяйствующих субъектов.

В системе арбитражных судов выделяется специализированный суд по интеллектуальным правам.

Система арбитражных судов выступает гарантией хозяйственной независимости организаций и невмешательства государства в их работу, развития предпринимательства, гарантирует поиск баланса между интересами хозяйствующих субъектов и общества.

В систему арбитражных судов входят:

¾ арбитражные суды субъектов;

¾ апелляционные арбитражные суды;

¾ окружные арбитражные суды.

Возглавляет систему также Верховный суд РФ. Ранее также существовал Высший арбитражный суд, однако в 2014 году он был упразднен. В данный момент его компетенция передана судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда.

(Слайд 8) Современная российская форма правления получила разную характеристику и оценку ученых-юристов. Однако, несмотря на некоторые разногласия в характеристике формы правления и ее признаков, большинство ученых признают, что российская форма правления характеризуется сосредоточением в руках Президента большого объема полномочий, поэтому ей присуща полупрезидентская форма республики.

 В Конституции РФ указано, что Президент принимает или отклоняет подачу в отставку Правительством, либо может на основе своего решения отправить Правительство в отставку.

 Президент назначает весь кабинет министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, и, в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, Президент имеет право распустить Государственную Думу.

 В том числе Государственная Дума может быть распущена в случае выражения вотума недоверия в адрес Правительства.

Это не говорит о том, что президент в любом из случаев будет распускать Государственная Думу, он может согласиться с ней и отправить в отставку правительство.

В свою очередь согласно с Конституцией, Государственная Дума не может быть распущена Президентом в следующих случаях:

¾ в течение года после избрания Государственной Думы;

¾  с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

¾  в период действия на территории РФ военного положения;

¾  в период действия на территории РФ чрезвычайного положения;

¾  в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Улучшение положения парламента в вопросе взаимоотношений с исполнительной властью произвели поправки к Конституции РФ, по которым Правительство РФ должно ежегодно отчитываться в результатах своей деятельности перед Государственной Думой, в т.ч. и по поставленным ею вопросам.

 

 

Заключение

 Исходя из всего этого, можно сделать вывод о двойной ответственности Правительства перед парламентом и Президентом.

Кроме того, несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением Президента находятся одни из важнейших органов правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д.

(Слайд 9) Таким образом, сопоставляя основные характерные черты полупрезидентской республики, а именно:

¾ выборность президента;

¾ существование поста главы правительства;

¾ исполнительная власть осуществляется президентом и правительством совместно, т.е. Президент осуществляет общее руководство правительством, а глава правительства непосредственно руководит им;

¾ правительство несет двойную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом;

¾ парламент может выразить недоверие правительству, но отправить его в отставку может только президент.

 Можно сделать вывод, что в современной России в качестве формы правления установлена - полупрезидентская республика.

Думается, что полупрезидентская форма правления является наиболее оптимальной для современного российского государства, так как эта модель правления позволяет взаимодействовать президенту и законодательному органу в вопросах формирования правительства и учитывать взаимные интересы (слайд 10).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: