Дамба. Морской канал

Трасса от Петровского пруда до дамбы

Морская стихия была и самым верным союзником Петра, и злейшим врагом -- и для него, и для его города.

Один из последних своих ударов российскому императору она нанесла в ноябре 1724.

1 ноября на Финском заливе прошел шторм, а уже на следующий день император возвращался в Петербург из своего путевого дворца в Дубках -- этот живописный район на берегу залива мы как раз и проезжаем с левой стороны. Одно из следовавших за ним судов погибло, и только два человека спаслись с оного.

 

Пётр полез в ноябрьскую воду спасать утопающих, а потом поставил яхту на два якоря и так провел всю ночь. “Все бывшие на оной очень трусили”, - пишут историки. Подвиг по спасению позже был описан в картинах и отлит в бронзе, но стал одним из последних великих дел великого Петра. Император застудил и без того натерпевшиеся за всю его неспокойную жизнь почки. 6 января, на церемонии освящения Крещенской проруби, был дан “контрольный выстрел” по ослабшему здоровью государя. Причем стрелял он сам.

 

52-летний Петр прошел по берегу Невы во главе Преображенского полка, спустился под лед и простоял ВСЮ СЛУЖБУ в ледяной воде. Через 10 дней, как пишет Пушкин, Петр начал чувствовать предсмертные муки.

27 января 1725 года он скончался в Зимнем дворце. Петр проиграл стихии. Однако его город продолжил с ней сражаться.

 

Воды Финского залива, то самое окно в Европу, регулярно становились бедствием для Петербурга. Наводнения были бичом города на протяжении всей его истории. Наводнения зарождаются в самом узком месте залива — между Хельсинки и Таллином.

 

При сильном ветре в сторону СПб, вода из Балтийского моря, проходя в это узкое горлышко и попадая в мелкий Финский залив поднимается до 5 метров, идет против течения Невы и выталкивает ее из берегов.

Через 2 часа она достигает самого города. Лучшее описание этому явлению, которое называется “нагонная волна”, дал все тот же Пушкин:

 

 

Но силой ветров от залива

Переграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

 

В “Медном всаднике” великий поэт описывает самое страшное наводнение, которое пережил город, 7 ноября 1824 года, в последний год царствования императора Александра 1, который много рефлексировал в последствии об этой трагедии, считая это мрачным знаком для своего правления.

Однако наводнения преследовали СПб с самого начала его существования.

 

Новорожденному городу исполнилось три года, как Нева поднялась до 2,61 м. Как потом Петр писал Меншикову: “Третьяго дня ветром вест-сюд-вестом такую воду нагнала, какой сказывают не бывало. У меня в хоромах была сверх полу 21 дюйм, а по огороду и на другой стороне по улице свободно ездили в лотках. Однакож, хотя и зело велика была, но беды великой не зделала»”.

 

И хотя “великой беды” первое наводнение не сделало, Петр озаботился защитой города от последующих.

Поскольку еще до основания Петербурга населявшие эти берега финны и шведы боролись с наводнениями поднимая участки земли, на которых они проживали, Леблон и Трезини - архитекторы при Петре I – предлагали приподнять весь Васильевский остров на высоту в 3,2 метра, выкопать прямоугольную сеть каналов по образцу голландских и соорудить дамбы вдоль береговой линии.

 

Христофор Миних предложил защитить острова и низколежащие территории города высокими набережными и, по сути, защитными дамбами. Это реализовывалось, но не настолько, чтобы полностью защитить Петербург от наводнений.

 

При Екатерине в 1764 году генерал-инженер Илларион Кутузов, отец полководца Михаила Кутузова, представил проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения». На плане Петербурга, воспроизводящем градостроительный проект 1760-х годов, обозначен этот канал, названный Екатерининским (теперь это канал Грибоедова).

 

Александр 1 пошел по стопам Екатерины и для тех ж целей - уводить воду - в 1804 году по проекту генерал-лейтенанта Ивана Герарда, архитектора Императорских водных строений, началось сооружение Обводного канала. Но «гибельных последствий наводнений» каналы не предотвратили.

 

Первый реальный план защиты в середине 19 века предложил французский инженер Пьер Базен. Он первым определил, что главная угроза при наводнениях исходит не от Невы, а от высоких волн в заливе.

Он задумал очень сложное гидротехническое сооружение – его длина должна была составить 23,8 км, а высота над уровнем моря достигнуть 8,5 метров.

 

Сооружение проходило бы от Лисьего носа через Кронштадт до Ораниенбаума и защищало бы Невскую губу от подъема воды. Но проект подвергли критике как слишком сложный, дорогостоящий и мешающий проходу судов.

19 век не решил проблему регулярного затопления города.

И 20 век тоже. 23 сентября 1924 Нева поднялась на 3.8 метра.

Это наводнение застала и Анна Ахматова. Помните начало стихотворения “Летний сад”?

 

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

 

Убытки от наводнения 1924 года составили 130 млн рублей, или 10% стоимости основных фондов ленинградской промышленности. Однако лишь в 1979 году в Петербурге началось строительство Комплекса защитных сооружений от наводнений, который мы панибратски называем просто “дамбой”.

Через три года после основания, в сентябре 1706, вода в Неве

Дамба. Морской канал.

В 20 веке было принято решение о строительстве комплекса защитных сооружений. Строили долго. Фактически, как в сказке 30 лет и 2 года. Начали в 20 веке в 1979 году, а закончили уже в 21-вом. Торжественное открытие дамбы, как коротко называют комплекс, состоялось 12 августа 2011. Осенью того же года комплекс впервые спас город от очередного затопления. До создания дамбы Санкт-Петербург пережил 309 наводнений разной степени опасности. Наводнением в Петербурге считается подъем воды выше 160 см по Кронштадтскому ординару. Ординар – это нулевая отметка водомерного футштока (измерительная рейка с делениями). На данный момент дамба предотвратила уже 18 наводнений.

 

Дамба является частью кольцевой автодороги (КАД), с открытием тоннеля на южном участке дамбы (мы сейчас на северном, а южный с противоположной стороны острова Котлин, к которому мы направляемся) стал возможен сквозной проезд с северного берега финского залива на южный и КАД (А-118), наконец, стала замкнутой. Справа высокие конструкции, похожие на трубы - это комплекс водопропускных сооружений.

 

Каждый комплекс состоит из 10-12 затворов. Всего на дамбе 6 таких сооружений. Они необходимы для беспрепятственного водообмена между разделёнными частями залива. Заслонки закрываются в случае наводнения. Клип группы Иванушки интернешнл «Тучи» снимали на одном из водопропускных сооружений недостроенной дамбы в 90-х годах. (можно узнать эти «трубы» в футуристическом пейзаже).

 

Мы как будто продолжаем движение по сухопутной дороге, но на самом деле уже едем над Финским заливом. Обратите внимание слева сзади, на горизонте виден высокий столб. Это Лахта-центр, мы отъехали от него на 25 километров, а виден он прекрасно.

 

Общая протяженность КЗС 25,4 километра (в составе 11 защитных дамб общей длинной 23,5 км). Дамба способна выдержать подъем воды на 5 м. Информация о предстоящем наводнении поступает на пост примерно за два часа до приближения нагонной волны к острову Котлин. Специальная комиссия принимает решение о закрытии створок на главном Морском канале. Продолжительность наводнений обычно незначительная, вода спадает в течении нескольких часов. И главные морские ворота Петербурга снова открывают.

 

Обратите внимание слева большой участок суши – это один из фортОв. 7-ой северный форт, его сделали частью дамбы, как и 3-й северный форт ближе к острову Котлин, к которому мы направляемся. Вообще фортЫ вокруг острова Котлин стали возводить ещё при Петре I. Это искусственно созданные острова определенной планировки и расположения. Они служили оборонительными укреплениями. Были построены при помощи ряжей – больших деревянных срубов. Их заполняли камнями и затапливали в зимний период. Затем создавали сплошной настил из брёвен, который засыпали землёй на высоту до 1,5 метров выше ординара. А на этом фундаменте уже строили крепостные сооружения. Всего в заливе 19 фортОв разного времени постройки. Самые первые фортЫ начала 18 века находятся с противоположной стороны острова Котлин, постараемся их увидеть чуть позже.

 

В комплексе дамбы, помимо водопропускных есть 2 судопропускных сооружения. Одно сейчас под нами в виде подъемного моста и специальной заслонки, которая поднимается из воды в случае опасности затопления (справа). Это проход для судов класса река-море по Северному фарватеру (безопасный в навигационном отношении судовой ход), и считается запасным.

Максимальная осадка судов (часть, которая погружается под воду) 5,5 метров. Под мостом могут пройти суда высотой до 16 метров (когда мост разведён до 25 метров)

 

Основное судопропускное сооружение с раздвижными створками расположено на Морском канале (Южный фарватер) Санкт-Петербурга. Мы не доедем до него сегодня по дамбе, но я постараюсь показать канал и рассказать о нём с суши чуть позже. Под основным судопропускным сооружением в дне Финского залива прорыт тоннель длинной почти 2 километра. Он залегает на глубине 28 метров. Высота воды над тоннелем 16 метров (высота тоннеля 5,5, высота грунта дна над ним 6,5 м.) Работал над сооружением тоннеля «Метрострой».

 

Постройка дамбы решила сразу две задачи: спасла Санкт-Петербург от затоплений и соединила остров Котлин с большой землей, что было стратегически важно тк именно на этом острове расположен город Кронштадт (прежде на остров можно было попасть только паромом или метеором – катером на подводных крыльях).

 

Мы помним, что порт до середины 19 века находился на стрелке Васильевского острова. Но с развитием водного транспорта, стало ясно что порт необходимо расширять и переносить из центра города, из-под окон императорского дворца. Вопрос удобства перевозки грузов стоял остро ещё с петровских времен.

 

Мелкая «Маркизова лужа» (Маркиз де Траверсе морской министр России первой четверти 19 века, ограничивал дальность плавания Кронштадтом, за это военные моряки иронично стали называть Маркизова лужу) не позволяла проходить в Санкт-Петербург кораблям с большой осадкой, т.е. сильно загруженным.

 

Товары в Кронштадте перегружали на плоскодонные суда и далее перевозили в Петербург, что было крайне затратно. Грузооборот со временем рос. И от территории нового порта на Гутуевском острове было решено прорыть морской канал. Искусственно дно финского залива от Петербурга до Кронштадта углубили до 6,7 метров (против бывших 2,5 м) Ширина канала составляла 60 метров. Стройка длилась 8 лет (с 1877 – 1885 гг.) Под руководством Николая Ивановича Путилова (открытия канала он не дождался, тк умер в 1880 году). Длинна канала 29,6 км. Канал был укреплен. Общая длинна дамб по стенкам канала (защита от заиливания) составляла 20 км. Сейчас от них практически ничего не осталось, тк канал расширяли в 20 веке.

В наши дни ширина канала увеличена до 80 метров в районе порта Санкт-Петербург и расширяется по мере приближения к Кронштадту до 100 метров. Канал продлен за Кронштадт на 16 километров. Максимальная осадка судов в наше время 11 метров. До 14 метров на дополнительном фарватере от Морских ворот к Бронке.

Морской канал проходит между фортАми «Кроншлот» и «Император Петр I».

 

Ещё со времен Петра здесь было самое глубокое место. С двух сторон от фарватера были возведены эти первые фортЫ (Кроншлот и Петр I (цитадель)). Они несколько раз перестраивались, сейчас принадлежат военным.

 

Суда по каналу могут передвигаться только в одном направлении. Поэтому порт работает на вход и выход. Обязательным условием прохода кораблей по фарватерам является наличие на борту лоцмана. Первым лоцманом был сам Пётр I. Кроме фортОв в заливе было утоплено множество заградительных ряжей. Поэтому проход без лоцмана невозможен.

 

История Кронштадта.

Дорогие друзья, только что мы увидели передовые технологии века XXI, а сейчас я вам предлагаю вернуться в век XVIII, чтобы кому-то освежить в памяти, а кто-то, быть может, узнает впервые историю освоения этой территории, с чего же все начиналось.

 

1703 год. Основан Санкт-Петербург. Россия участвует в войне со Швецией, знаменитой Северной войне. Шведы грозят только что основанному городу и с суши, и с моря. Поэтому с самого момента основания Петербурга важной задаче стала его защита. Осенью того же года Петр I вышел на судне в Финский залив.

Он сам промерил глубины пролива, отделяющего остров Котлин от материка. Так была обнаружена длинная песчаная отмель. Она преграждала большим кораблям путь к Неве, оставляя глубокий проход только у южной части о. Котлин. У этого прохода близ острова царь и велел строить форт.

 

С названием острова связана интересная легенда. Когда русские солдаты высадились на острове шведский дозор в панике бежал. А большой котел с едой в спешке бросили. Та возникло название – Котлин.

Этот солдатский котел мы можем видеть на гербе Кронштадта. Слева на голубом фоне изображена высокая серебряная караульная башня с фонарем. А справа на красном фоне – море и остров, а на острове большой котел. (Можно на пешеходную зону оставить)

 

Строительство форта велось в большой спешке, и уже весной 1704 года крепость освятили и дали ей имя Кроншлот – «Коронный замок», а 18 мая над фортом был поднят русский флаг. Этот день считается днем рождения Кронштадта. В дальнейшем история подтвердила дальновидность Петра Великого и его несомненный талант военачальника – расположение города-форта было настолько удачным, что за все время его существования мимо не смогло пройти ни одно вражеское судно.

 

В ходе Северной войны, помимо возведенного Кроншлота, строились и другие крепости, уже на самом острове Котлин. Так 18 октября 1723 года торжественно была заложена крепость Кронштадт, которая по замыслу Петра I должна была вместить в себя город со всеми портовыми сооружениями и служить делу круговой обороны.

 

Но Кронштадт был важен не только в оборонительных целях, но и для торговли. Малая глубина Финского залива не позволяла большим торговым судам проходить в Петербург. Поэтому порт находился в Кронштадте, где товары перегружали на небольшие суда. Здесь же была и таможня, где проверяли грузы и брали пошлину с иноземных купцов. На судах товары везли на Васильевский остров в Петербург. Там, где сейчас располагается Биржа и Ростральные колонны, в петровское время были пристань и склады.

 

Кронштадт развивался быстрыми темпами. С самого начала его строили по той же градостроительной модели, что и Петербург – широкие проспекты с дворцами. Сюда приглашали лучших петербургских архитекторов – среди них Иоганн Фридрих Браунштейн и Василий Иванович Баженов. На острове строились доки, заводы и мастерские. В годы правления Екатерины II начали возводить каменные гавани – они существуют и по сей день.

 

За свою трехвековую историю Кронштадт стал родиной российского Военно-Морского флота и родиной радио. Более 300 научных открытий и изобретений были созданы здесь. В Кронштадте многое в истории нашей страны произошло впервые: прошли испытания подводных лодок, построен сухой док, проведена первая операция на сердце в морском госпитале, впервые применено хлорирование воды.

 

Именно из Кронштадта отправлялись в путешествия русские мореплаватели, отсюда уходили в военные походы русские эскадры. И конечно знаменитые форты! В течение двух столетий вокруг острова Котлин возводились фортификационные сооружения, сделавшие столицу Российской империи неприступной. В настоящее время город окружают 23 форта, самые известные «Кнстантин», «Александр I» и «Милютин».

 

Кронштадт – один из немногих городов мира, которые никогда не были завоеваны неприятелями. В годы Первой мировой войны он прикрывал Петербург с моря. А в годы Великой Отечественной войны город-крепость стал надежным щитом Ленинграда. Осыпаемый снарядами и бомбами, в пламени пожаров, в холоде и голоде блокады Кронштадт героически выдержал все испытания.

 

В годы Великой Отечественной войны Кронштадт был важнейшей стратегической точкой при обороне Ленинграда. Мечты Гитлера о завоевания города-крепости так и остались мечтами. Город выстоял, заплатив за свою свободу тысячами жертв жителей и защитников, самоотверженно сражавшихся за жизнь и независимость.

 

За мужество, героизм и стойкость, проявленные защитниками города в годы Великой Отечественной войны в 2009 году указом президента РФ, Кронштадту было присвоено почетное звание города воинской славы. А чуть позже в 2015году была установлена стела. Слева - 12 метровая гранитная колонна, увенчанная гербом Российской Федерации. Это типовая колонна, такие стелы устанавливается во всех городах, которым присваивают это почетное звание…

(отличие в барельефах на стеле, форт Кроншлот 1704 год - эскадра шведского адмирала пыталась прорваться по форматеру мимо к Кроншлота, а пушки Кроншлота отогнали неприятеля, с тех пор ни шведам, ни французам, ни немцам, ни англичанам не удавалось миновать кронштадтские форты Кронштадт в крымской войне 1854-55, Побеждаем мужеством 1941*1945 - Петергофский десант из 513 человек высадился в парке Александрия десант погиб, сражаясь 3 суток, Огневой щит Ленинграда 41-44 гг)

Слева гранитная стела.

В этот же год памятные стелы были открыты в городах воинской славы: Ломоносове и Колпино.

 

Оборонительная задача перед Кронштадтом стояла не только в годы Великой Отечественной война, а с момента основания Петербурга, в тот самый момент, когда Петр1 решил здесь организовать защитные укрепления. Для защиты острова от нападения морского десанта строится Кронштадтская крепость сначала она была из земли и бревен, а при императоре-инженере Николае 1 эту крепость перестраивают в каменную, а мы проезжаем Кронштадтские ворота, это скорее пролом в стене справа и слева облицованные гранитом каменные укрепления, когда служили воротам и в крепость-закрывались на ночь обратите внимание на толщину стен…

 

Слева 2 этажное здание из красного кирпича это-оборонительные казармы и к ним примыкают оборонительные башни. Казармы и башни встроены в крепостную стену Обратите внимание на маленькие окошки на башнях из них можно было вести прицельный огонь из оружия, а особенность казарм в том что со стороны моря у них тоже маленькие окошки и стены более толстые, в казармах проживали офицеры и солдаты а в случае необходимости –могли вести боевые действия. Внутри крепости были потаенные ходы.

 

Надо отметить что при Петре 1, при застройке крепости здесь проживало военнослужащих сухопутных войск где- то 2500 человек, а уже в начале 19 века около 17 тысяч военных и около 6000 граждански лиц и конечно, с момента образование крепостных стен стал застраиваться город. Сначала деревянными постройками, затем каменными. Строили дома, склады, рынки, храмы.

 

Храмы подразделялись для морских войск, сухопутных войск и гражданского населения.

Мы подъезжаем к полковому храму сухопутных войск.

Здесь хранились знамена воинских частей и различных служебных подразделений, множество реликвий, связанных с жизнью гарнизона, иконы, дары, преподносимые храму верующими людьми

Справа, обратите внимание на белоснежный, словно воздушный храм с мозаичными иконами, луковичными куполами и колокольней. Построенный в неорусском стиле. Это один из самых старых храмов города - Владимирский собор. Главной его святыней стала Владимирская икона Божьей Матери, написанная в 1703 году по велению Петра 1.Перед ней многие годы молились защитники Кронштадта о победе русского оружия.

Собор построен на месте деревянной церкви в середине 19 века.

 

Владимирский собор вмещает до 3000 прихожан, высота его колокольни – 50м. Роспись внутри храма выполнялась по эскизам художника Евгения Годуна. В 1931 году Владимирская икона Божией Матери, созданная специально для храма в Кронштадте, была изъята и до сих пор не найдена. Сейчас в храме работает воскресная школа, ежедневно проводятся церковные обряды.

 

А теперь направляемся от духовного храма к храму торговли. Здесь множество магазинов объединены под одной крышей. Слева- роскошное здание желтого цвета с белоснежными колоннами - Гостиный двор

Это одно из старейших зданий в городе. Гостиный двор построен на месте деревянных торговых лавок. Как и Гостиный двор в Петербурге, по форме напоминает четырехугольник по периметру здания проходит крытая галерея. в 1832 Николай 1 посетил Кронштадт и заметил «безобразность торговых рядов»

 

А перед Гостиным двором в честь 300-летия Кронштадта был установлен музыкальный фонтан, по форме напоминающий бастионную крепость, который радует жителей и туристов города в летний период своими световыми и музыкальными представлениями, а немного правее установлен памятный знак в форме прямоугольной гранитной Стеллы, на которой изображен герб города. Все в Кронштадте напоминает нам о том, что это город –крепость, город с военной историей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: