Доковый мост, Петровский Док

Дорогие друзья, перед нами Док Самого Петра 1, это уникальное гидротехническое сооружение 18в,

по принципу осушения в то время не имело тогда аналогов во всем мире.

 

И уже в 20-е гг 18в (1719) когда большая часть работы по строительству гаваней, под командованием начальника флота Корнелиуса Крюйса была завершена Пётр стал думать уже о сооружении доков.

 

Что же такое ДОК? это — сооружение, предназначенное для погрузки и выгрузки кораблей,

иногда для постройки, но главное - для ремонта судов.

 

Принцип работы следующий:

Корабль заходит по каналу в док, шлюзовые ворота закрываются, после этого вода откачивается, и корабль остается в сухом канале на специальном постаменте, теперь его можно ремонтировать.

В Европе на то время доки были, но когда в них загоняли корабль, то воду откачивали больше месяца!!!

Петр 1 же предложил систему сообщающихся сосудов (обратную системе работы фонтанов Петергофа),

при которой вода могла уходить самотеком, и всего за 1 сутки!!!

 

Для этого в восточной части острова был вырыт бассейн (ниже уровня дока), их соединили оврагом.

И благодаря перепаду высот вода уходила сама. Рук. Работами капитан 1-го ранга и кораблестроитель, Э.Лейн

Через овраг она стекала в бассейн. А далее из бассейна уже с помощью ветряных мельниц откачивалась в море.

Форма дока в северной части с сделана в виде креста, каждый отсек закрывался воротами, чтобы можно было ремонтировать корабли независимо друг от друга.

 

Задумайтесь, 18 век. Все основные работы на тот момент проводились вручную.

Длина всей это системы больше 2км. ширина канала — 20м, глубина — 12м. (высота 4 этажного дома)

В доке могли одновременно ремонтироваться до 10 больших судов.

 

Вообще, при осуществлении своих грандиозных планов Петр 1 никогда не стеснялся, и для постройки этой системы Петр 1 снес более 140 домов офицеров и нижних чинов, а для облицовки стен канала и вовсе приказал все суда, приходившие в Петербург из губерний, чьи бы они ни были, пригонять к о.Котлин и разбирать.

 

Сухой док в действии, к сожалению, Петр так и не увидел. (после смерти Петра 1725 работы и вовсе остановлены на 10 долгих лет)

Позже их возглавил инженер-генерал-майор Иоганн Люберас. Открытие состоялось в 1752 (как мы видим на Шлюзе) при ЕП, дочери Петра 1. На церемонии ЕП лично открыла шлюзовые ворота, с помощью уникального механизма Андрея Константиновича Нартова и гости на богато украшенных судах под грохот салюта вышли в море. Каналу присвоили имя Петра Великого, а Иоганн Люберас был награжден орденом Св. ап. Андрея Первозванного.

В кон.18в.(1774) уже при ЕК 2 вода из бассейна откачивалась уже паровой машиной, кот. привезли из Шотландии, благодаря ей вода из бассейна откачивалась всего за 9 дней! Это чудо техники прослужило 75 лет. а впоследствии электрическими насосами.

 

Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот самый строившийся при Петре 1, Петровский док служил до последнего времени. Южная камера Петровского дока, ближайшая к нам, использовалась для ремонта кораблей еще 12 лет назад. (до 2008).

 

Сейчас Петровский док является историческим памятником и филиалом Музея истории Кронштадта.

В настоящее время рассматривается проект о грандиозном Музее подводной археологии.

И хочется сказать несколько слов о мосте. Перед нами Доковый мост.

в нач.19в он был еще деревянный, а уже в сер.19в (1856) был построен новый из корабельной стали.

по проекту инженер-подполковника Н.П.Богдановского

Особенность моста - заклепочные соединения, так как во время его строительства сварка еще не была изобретена.

Мост этот разводной. Но разводится он не как другие мосты Петербурга. Разводка происходит

путем поворота моста на 90 град вокруг оси поворотного механизма. Механизм с противовесом расположен на западном устое моста.

За свою богатую историю больше, чем в полтора века, капитальному ремонту подвергался всего 1 раз,

как мы видим, совсем недавно, открыли его летом прошлого года.

18_19

С Кронштадтом связано множество имен и событий, известных всему миру.

Одно из имен – Александр Степанович Попов, чей бронзовый бюст на гранитном постаменте мы сейчас видим. Выдающийся физик, электротехник, профессор и директор электротехнического института, создатель первого в мире «телеграфа без проводов» и первого в России рентгеновского аппарата.

 

Бюст был отлит по модели скульптора Виктора Сергеевича Чеботарева, флотского старшины 1 статьи, служившего в Кронштадте. Установлен памятник в 1945 году, к 50-летию изобретения радио.

Имя А.С. Попова как изобретателя радио знают все, а вот то, что родина этого величайшего изобретения именно Кронштадт знает далеко не каждый.

 

И памятник А. С. Попову не случайно установлен здесь, в безымянном сквере рядом со зданием бывшего Минного офицерского класса. Здесь, в Минном офицерском классе (в то время это было элитное военное заведение) в течение 18 лет работал, преподавал и занимался научной деятельностью Александр Степанович. Здесь, в физическом кабинете он создал первый в мире уникальный аппарат, работающий без проводов - радиоприемник и совершенствовал его.

 

Здесь же была сделана рентгеновская трубка и создан первый в России рентгеновский кабинет. Американцы и англичане предлагали баснословные суммы за то, чтобы Попов продал им свои изобретения, но Попов твердо отвечал, что все что он создал принадлежит не ему, а его родине.

 

Родился Александр Степанович на Урале, в семье священника. Шестеро детей, жили небогато, за склонность к уединению заслужил от сверстников прозвище «профессор». Начальное и среднее образование получил в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии, где детей священнослужителей обучали за казенный счет. Именно там увлекся физикой и математикой, хотя этим дисциплинам отводилось мало учебных часов. После окончания семинарии не пошел в священники, а выдержал экзамен в Петербургский университет на физико-математический факультет. Студенчество совпало с бурным развитием в области физики, внедрения электричества в промышленность, зарождение науки электротехники. И Попов уже твердо уверен, что хочет заниматься практическим применением электротехники в промышленности.

 

Университет окончен блестяще и А.С. Попов получает предложение остаться с перспективой получить профессорское звание. Но его интересует не карьера, а наука и практика, а университет обладает очень скромной базой для серьезных изысканий. И поэтому – Кронштадт, Минный офицерский класс, элитное заведение, где имеется прекрасно оборудованный физический кабинет и где ведутся работы по практическому применению электричества в морском деле. Это было единственное в России место, где можно было вести научную работу по его специальности. И здесь он будет работать и творить 18 лет.

 

Основной вехой в деятельности А.С.Попова бесспорно стало создание им радиоприемника и системы радиосвязи. Создавался радиопередатчик изначально для нужд Военно-Морского флота. Еще в первые годы работы А.С.Попова была создана комиссия для изыскания новых методов сигнализации и, изобретая радиоприемник, А.С. с самого начала стремился решить эту задачу применительно к запросам флота. Опыты проводились в физическом кабинете и в саду Минного офицерского класса, мы можем видеть здесь небольшое строение желтого цвета с памятной доской – здесь находился радиоприемник, а передатчик – в физическом кабинете. Здесь же впервые была применена антенна. Так проводились опыты на дальность приема радиоволн. Самый первый опыт в беседке был неудачен, приемник звонил беспрерывно. Попов был недоволен, так как не мог понять причину.

 

Его помощник, Петр Рыбкин, выйдя на улицу, обратил внимание Попова на огромную грозовую тучу. Стало ясно, что прибор сигналил о приближении грозы. Так ходе опытов была обнаружена способность приемника регистрировать радиосигналы атмосферного происхождения. Сам Попов назвал его «грозоотметчиком»

Первая публичная демонстрация изобретения состоялась 25 апреля(7 мая) 1895 года на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества в петербургском университете. Этот первый в мире радиоприемник родился в Кронштадте и выглядел вот так (фото).

 

Далее изобретение совершенствуется, в 1897 году устанавливается радиосвязь между кораблями на кронштадтском рейде, затем – между кораблями и берегом, между фортами. В 1899 году была обнаружена возможность приема сигналов с помощью телефона, изобретения Александра Белла.

 

В 1900 году в Кронштадте создана первая в России радиомастерская – начало отечественной радиопромышленности.

В 1896 году А.С.Попов изготовил для русского флота первый в России рентгеновский аппарат, а через год в Кронштадтском Николаевском военно-морском госпитале был открыт первый в России рентгеновский кабинет на основе аппарата, собранного А.С.Поповым. Это существенно облегчило работу медикам и сократило людские потери.  

 

С 1901 года А.С.Попов преподает в Санкт-Петербургском электротехническом институте, в 1905 году становится его первым избранным ректором. А 31 декабря 1905 (13 января 1906) уходит из жизни.

Александр Степанович Попов не только изобрел первый в мире радиоприемник и осуществил первую в мире радиопередачу, но и сформулировал главнейшие принципы радиосвязи. Он разработал идею усиления слабых сигналов с помощью реле, изобрел приемную антенну и заземление; создал первые походные армейские и гражданские радиостанции и успешно провел работы, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в воздухоплавании.

 

Работы Александра Попова получили высокую оценку как в России, так и за рубежом: приемник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в 1900 в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось Постановление Совета Министров СССР, принятое в 1945 году, которым был установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль им. А.С. Попова, присуждаемая АН СССР за выдающиеся работы и изобретения в области радио (с 1995 года присуждается РАН).

 

С тех пор, конечно, изменилось и радиовещание, и радиоприемники. Но значимость этого изобретения огромна – принцип, на котором основывалась работа приемника, впоследствии сделал возможным изобретение мобильной связи, беспроводного интернета и дистанционного управления электронными устройствами, без которых мы не представляем нашу жизнь.

 

21_ Памятник Петру

Дорогие друзья, обратите внимание. Здесь посреди парка на постаменте, встречая взглядом все приходящие в Кронштадт корабли, стоит сам Петр Великий. Скульптор Теодор Жозеф Наполеон Жак. Молодой француз, работавший в Петербурге.

Отливкой статуи в Литейном доме при Академии Художеств занимался автор знаменитых коней на Аничковом мосту – Петр Карлович Клодт.

Высота памятника чуть больше 8, с половиной метров. Фигура Петра 4, с половиной метра. Постамент 4 метра.

Это уникальный памятник. Никто до этого еще не отливал пеших памятников Петру 1.

Здесь впервые император изображен во весь рост. Петра Великого всегда изображали всадником на коне, либо отливали только бюст.

 

Все дело в особенностях фигуры Петра. Он был высокого роста, худощавого телосложения, с тонкими ногами. Без лошади его фигура выглядела не по-царски, без должного величия. А ведь образ должен был воплощать военную мощь Российского государства.

В итоге, с разрешения Николая 1, по велению которого и был установлен памятник, Теодор Жак предал Петру Великому исторически недостоверные, но более эстетические пропорции.

 

Памятник установили в центре Арсенального плаца, — пустынной насыпи около здания Арсенала, где проводились строевые мероприятия кронштадтских экипажей. Памятник установили так, чтобы лицо Петра I было обращено в сторону моря и крепости Кроншлот, с основания которой началась история Кронштадта.
Открытие памятника произошло 9 июля (27 июня)1841 года (по ст. стилю), в день 132-й годовщины победы в Полтавском сражении.»

 

Пётр I, победивший шведов в Полтавской битве, предстаёт полный величия, опираясь своей шпагой на поверженный флаг врага. Под ногами Петра Великого - дата: «1709». Это год Полтавского сражения.

На лицевой стороне подножия надпись: «Петру Первому Основателю Кронштадта 1841-го года» на другой стороне на латинском языке: «Petro Primо Conditori Cronstati 1841».


В 1881 году великий князь Константин Николаевич поддержал предложение изменить латинскую надпись на памятнике, и выбор пал на предложение историографа флота Ф. Ф. Веселаго запечатлеть слова самого Петра: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». «Из указа 1720 г. Мая 10 д.».

Появление памятника повлекло за собой переименование Арсенальной площади в Петровскую. А с 1881 гола Петровским стан называться и парк, разбитый вокруг памятника.

 



22_

 

Дорогие друзья, прошу всех занять свои места. Сейчас с улицы Макаровской мы отправляемся на главную площадь Кронштадта - Якорную.

 

Нельзя не заметить, что Кронштадт весьма отличается своей атмосферой от Санкт-Петербурга и других его пригородов. Хотя город сейчас не служит оборонительным целям в полном объеме, он много сохранил от военного прошлого. Всего сорок минут от Петербурга, и мы попадаем в другой мир: сдержанный, немного замкнутый и достаточно строгий. Всё здесь подчинено морю, флотскому делу и обороне Петербурга.

Кронштадт обладает удивительной преемственностью. Многие дореволюционные здания не просто сохранились, но на протяжении столетий не меняли своего профиля. Так, например, Городская администрация занимает здание Градских Присутственных мест, построенное во второй трети XIX века. Судоремонтный Морской завод работает на своём первоначальном месте более 160 лет.

Вместе с тем Кронштадт производит впечатление города контрастов. Прекрасно отреставрированные исторические памятники соседствуют здесь с полуразрушенными зданиями. Дело в том, что город долгое время принадлежал военным, и сейчас некоторые объекты исторического наследия всё ещё находятся в их ведении. Министерство обороны не всегда имеет возможность заниматься реставрацией, но и не очень охотно передаёт свои объекты городу. Хотя и с некоторыми задержками, работа по сохранению культурного наследия всё же идёт.

 

И сейчас мы увидим прекрасный пример восстановления исторического памятника последних лет. Это Морской собор и Якорная площадь.

 

Прошу всех выйти из автобуса. Пожалуйста, не забывайте свои вещи.

24_ Памятник адмиралу С.О. Макарову (ск. Л. Шервуд, 1913 г.)

Макаровский мост через Доковый овраг (1913 г., перестройка – 1960-е гг.)

Памятник посвящен выдающемуся российскому вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Он был великим флотоводцем, полярным исследователем и океанографом. Им написано более пятидесяти научных трудов. Этот человек внес огромный вклад в развитие военного кораблестроения, баллистики и гидрологии. Именно он разработал русскую семафорную азбуку и знаменитые «Макаровские колпачки» на снаряды, которые повысили их бронебойность. Кроме того, под его руководством и по его проекту был создан первый в мире ледокол арктического класса, названный «Ермак».

 

Родился он в простой семье потомственного солдата и достиг высших чинов путем упорных трудов.

Будучи строгим, даже суровым начальником, он отдавал службе себя всего без остатка. О его больших душевных качествах говорит и то, что он не оставался равнодушным к «низшим чинам». Он вникал в мельчайшие детали их повседневной жизни и ввел много улучшений в быт матросов.

 

С началом Русско-Японской войны в 1904 году Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом. На фронт его провожали тысячи горожан. Степан Осипович был глубоко тронут, и, обращаясь ко всем, сказал: «Спасибо, братцы, что собрались проводить меня. Там началось жаркое дело. Нужны люди – поеду и я…». Позднее, уже находясь в Порте Артур, Макаров получил телеграмму – его избрали почетным гражданином города. Но увидеть город ему уже было не суждено. 31 марта 1904 года вице-адмирал вместе со своим кораблем погиб. Броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине.

 

Если бы не безвременная гибель Степана Макарова, исход Русско-японской войны мог бы быть совсем другим, считают исследователи. Ведь с его появлением инициатива была перехвачена и флот начал активные и успешные действия. Но, к сожалению, история отпустила ему совсем короткий срок на этой войне.

Вскоре после его гибели начался сбор пожертвований на постройку памятника великому флотоводцу. Морские офицеры в течении года отчисляли на это часть своего жалованья.

 

Для воплощения идеи был выбран проект Леонида Владимировича Шервуда.

Скульптор смог создать прекрасный монумент, который отображает сущность героя.

Горделивая фигура в походной форме возвышается над площадью. Дует сильный ветер. Он загибает полы его пальто и треплет большую окладистую бороду. Одна рука его протянута. И вам кажется, что вы слышите властный голос командира, который призывает «ПОМНИ ВОЙНУ». Именно этот короткий лозунг был начертан у него в кабинете.

 

У его ног извивается волна, в виде японского дракона, который охватывает его ноги и увлекает в пучину.

Аллегорическая фигура дракона была удачно скомпонована Шервудом на месте скола каменной глыбы. Изначально камень предназначался для скульптуры у Казанского Собора. Однако по при транспортировке из Финляндии он затонул и пролежал в воде более 100 лет.

 

В 1911 г. по приказу Николая II, его достали и доставили в Петровский док. При подъеме часть камня откололась, но Шервуду было предписание не обрубать его, не изменять форму. И он блестяще справился с задачей. Помимо дракона, в складках и изломах камня были установлены бронзовые панно. Они посвящены наиболее значимым вехам в жизни вице-адмирала.

 

- на левой стороне – Взрыв турецкого сторожевого судна «Интибах». Это произошло 14 января 1878 г. во время Русско-Турецкая войны. Степан Макаров, тогда еще лейтенант, впервые применил успешную торпедную атаку. В результате вражеский корабль был потоплен;

- на тыльной стороне – ледокол «Ермак» среди полярных льдов; Макаров дважды выходил на нем в арктические широты для исследовательских работ;

- на правой стороне – гибель броненосца «Петропавловск» и выбито стихотворение в память о человеке, так любившем море и погибшем в нем. И как сказано в одной из строк стихотворения - «верных матросов родная семья» до сих пор служат его «вековой охраной». Именно здесь, у его подножия принимают присягу молодые матросы.

 

Всего 55 лет прожил Степан Осипович Макаров. Но он прошел большой и славный путь. Его вклад в историю России невероятно велик.

 

Даже сам император Николай II, присутствуя на церемонии открытия, преклонил перед ним колено. Его примеру последовали и его дочери, и свита, и военные – все, кто был на церемонии.

 

Макаровский мост:

Для того чтобы император смог попасть на площадь, нужна была быстрая переправа. И комитет по устройству собора решил построить пешеходный мост через Петровский овраг. Сооружение было построено по корабельной технологии всего за три месяца. Это была металлическая клепочная конструкция на гранитном основании с деревянным настилом. Ажурные боковые ограждения делали его похожим на уменьшенную копию мостов Гон-Конга.

 

Мост получился настолько воздушным и невесомым, что, по легенде, Николай II, не решался на него ступить. Тогда один из офицеров прошелся по нему, продемонстрировав безопасность. За этот поступок офицер получил награду лично из рук императора.

 

Есть и печальные события, связанные с этим мостом. Во время Кронштадтского бунта тела убитых офицеров сбрасывали в овраг под мостом. Таким образом разъяренные банды матросов наглядно демонстрировали силу своего гнева. Кстати, именно эти страшные события демонстрирует один из эпизодов фильма «Адмирал». Снимался прямо в этом месте в этом овраге.

В дальнейшем мост ремонтировался – вместо клепаной конструкции теперь сварная, деревянный настил сменило асфальтовое покрытие. Но внешний облик сохранен неизменным.

 

25_ Памятник Ушакову Ф.Ф.

Скульптор Владимир Горевой. Бронза -2,75 м., постамент -1,75 м.

Памятники Ушакову уже существуют в Москве, Рыбенске, Керчи, Ростове-на-Дону, Севастополе, в Греции и Болгарии. Этот был открыт в дни празднования 270-летия адмирала и Дня воинской славы (в честь победы русской эскадры у мыса Тендра). Из 43 сражений в которых он командовал -не проиграл ни одного. Получил адмирала за взятие о. Корфу. А Суворов, когда узнал об этой победе воскликнул: "Ура русскому флоту! Я теперь говорю сам себе почему я не был при Корфу хотя бы мичманом".

Был канонизирован в 2001 году. Это единственный святой мореплаватель.

 

Решетка и фонари у собора арх. Косяков выполнены из чугуна, были восстановлены по фотографиям и фрагментам, найденным в земле.

 

Морской собор

А сейчас перед нами архитектурная доминанта Якорной площади, высотная доминанта Кронштадта — Морской собор святителя Николая Чудотворца или Морской Никольский (Николаевский) собор.

Кронштадт с самого своего основания стал главной базой Российского военно-морского флота, местом проживания моряков, а значит и средоточием их духовной жизни.

Долгое время здесь не было большого просторного храма для морских чинов и роль морского храма исполняла скромная деревянная церковь Святого Богоявления, освященная еще по приказу Петра 1, и к середине 19 века снесенная за ветхостью. Идея постройки нового большого морского храма долгое время вынашивалась как моряками, так и духовенством.

 

В 1896 году под началом главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова возникла инициатива по сооружению в Кронштадте каменного Морского собора. Предполагалось, что собор станет не только местом, где ежедневно свершается молитва за тех, кто ушел в море, но и храмом-памятником. На стенах его появятся черные мраморные доски с именами погибших моряков, со времен основания флота. Эта инициатива была поддержана императором.

 

 С призывом к верующим о сборе средств на строительство Морского собора обратился настоятель Андреевского собора Иоанн Кронштадтский, и 8 мая 1903 года была состоялась закладка храма в присутствии императора Николая II и августейшей семьи. Морской собор строили всем флотом — много лет моряки, от матросов до высших чинов адмиральского корпуса, жертвовали на его строительство часть своего жалования.

 

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром для всех судов, возвращающихся к родным берегам, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.


После нескольких конкурсов проект был поручен архитектору, гражданскому инженеру, профессору, Василию Антоновичу Косякову. За образец был взят собор Святой Софии в Константинополе. Архитектор счёл необходимым съездить в древний город и сделать необходимые обмеры и зарисовки. Таким образом «высокая идея храма-памятника нашла отражение в самом его облике – главный собор Российского флота имеет прообразом важнейшую святыню православия – Святую Константинопольскую Софию». Вместе с тем, храм в Кронштадте имеет иные пропорции и освящен он в честь Николая Угодника, защитника и покровителя всех мореплавателей.

 

Архитектор Косяков создал великолепное здание в неовизантийском стиле, поражающее своим величием.

 Центральная часть собора, подобно Святой Софии перекрытая большим куполом (26,7 в диаметре), вмещала 3 000 молящихся. Кроме того, люди могли стоять на галереях с хорами, и всего собор вмещал до 5 000 человек. Длина здания более 83 метров, ширина 64 метра, высота с крестом 70,6 м. До сих пор купол кронштадтского Морского собора – самый большой в России. Это второй храм в мире, в котором удалось реализовать идею парящего купола, символизирующего Царствие Божие. Подняв голову в центре здания, можно увидеть каскад арок и полусферических куполов, окружающих главный купол и создающих ощущение, что тот висит в воздухе. Зайдя в собор, вы сможете сами это увидеть.

Снаружи собор имеет гладкий гранитный цоколь, облицован серо-жёлтым кирпичом и украшен гранитными полированными наличниками и колоннами входных порталов, лепными орнаментами, майоликовыми фризами и мозаичными иконами, выполненными в знаменитой мозаичной мастерской Владимира Фролова.

 

Над входом в открытую часовню — лик Христа, а под ним — две сцены из жизни Николая Чудотворца — покровителя всех моряков. Рядом апостолы Петр и Павел — в напоминании об основателе флота Петре I. На третьей иконе вместе с Николаем Чудотворцем изображен Иоанн Рыльский — небесный покровитель Иоанна Кронштадского.

 

По обеим сторонам внушительного портала располагаются башенки-звонницы с позолоченными куполами.
Колокола собора отлили в 1906 году. Для моряков эти колокола особые — их отливали из старых пушек со списанных кораблей.  В отличие от обычных русских церковных звонов, основа которых – ритм, на этих колоколах можно было исполнять мелодии. От всего бывшего подбора колоколов Никольского собора в Кронштадте сохранился столько один, второй колокол весом почти 5 тонн. Остальные 15 были утрачены в советское время и отлиты в Воронеже и доставлены в Санкт-Петербург для вновь возрожденного собора.

В отделке храма органично сочетаются флотская и религиозная символика.

 

Огромный покрытый медью купол и купола звонниц украшает золочёный орнамент из якорей и спасательных кругов. Для моряков это оплот и спасение, но ведь и церковь для верующих – это спасение и надёжная опора в житейском море. На массивных входных дверях изображения якоря и рыбы, в христианской традиции рыба – один из символов Христа. На резных рельефах порталов можно увидеть сцены из истории флота.

 

Морской собор в Кронштадте – один из немногих храмов России, где оконные проемы заполнены великолепными цветными витражами на религиозные сюжеты.  

Задумка интерьера — звездное небо над головой и водная гладь под ногами — так изо дня в день живут моряки, ушедшие в плавание. На мраморном полу выложены фигуры морских обитателей и подводных растений.

 

В соборе все было сделано по последнему слову техники того времени — его освещали 5000 электрических лампочек. В подвале расположилась пылесосная станция и станция парового отопления.

Обратите внимание в соборе на беломраморный иконостас со вставками из полудрагоценных камней. Настоящий шедевр каменной резьбы.
В соборе были помещены черные мраморные доски с 12 000 фамилий моряков, погибших на службе с 1796 по 1917 годы исполнении служебных обязанностей и умерших от ран. Мраморные белые доски размещены и в алтаре, на них выбиты фамилии 14-и священнослужителей, погибших при исполнении своих обязанностей.     


Торжественное освящение состоялось 10 июня 1913 года в присутствии императора и членов царской фамилии. Император был в морской форме и при Андреевской ленте. Все стоящие на Кронштадтском рейде суда были расцвечены флагами. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведен салют. Мог ли кто- нибудь из присутствующих на открытии подумать, что морской собор станет одним их последних больших храмов, освященных в российской империи.


Собор был закрыт 14 октября 1929 года. С куполов сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь, памятные мраморные доски списали и использовали на нужды строительства. В разграбленном соборе был устроен клуб с кинотеатром имени Максима Горького. 

 

В годы Великой Отечественной войны на куполе Морского собора был оборудован наблюдательный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта, а в подвале здания хранились «звездные» часы с сложнейшим механизмом, доставленные из Пулковской Астрономической обсерватории. В 1956 году в бывшем храме был устроен клуб и концертный зал, причем сцена была устроена на месте алтаря, а в 1974 году открылся филиал Центрального военно-морского музея. Храм пришел в полное запустение.

 

Восстановление Морского собора началось в 2002 году и 28 июня 2013 года (к 100-летию его освящения) храм вновь открыл свои двери для прихожан. С мая 2013 года собор является главным храмом Военно-морского флота России и духовным центром всех моряков, каждый из которых может назвать его своим храмом.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: